Первая знание и вера



страница1/9
Дата12.04.2018
Размер1.13 Mb.
ТипГлава
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Глава первая ЗНАНИЕ И ВЕРА

Гносеология современного неотомизма выросла и развива­лась на базе религиозных учений. Особое значение в ней при­дается поэтому, естественно, решению вопроса о соотношении знания и веры вообще, а также решению вопроса о соотношении знания и веры в сверхъестественное в частности. Эти проблемы всегда интересовали человека, интересуют и сейчас. Свидетельст­вом тому является множество различных позиций по этим вопро­сам. Действительное понимание тем или иным философом соотношения знания и веры всегда представляет поэтому определенный интерес для характеристики его гносеологии и фи­лософских взглядов в целом. Это открывает особый аспект рас­смотрения взглядов соответствующих мыслителей и их критики.

Однако в данном случае нас интересует не просто вопрос об отношении знания и веры (хотя мы будем заниматься и им), а более узкий вопрос об отношении знания и веры в сверхъестест­венное. Здесь также возможны различные позиции. Последова­тельные атеисты, например, считают, что знание — это все, а вера в сверхъестественное — это архаический пережиток прошло­го, к сожалению, существующий, но не имеющий никакой ценно­сти для человека. Религиозные мыслители, наоборот, считают, что основу всех действий человека составляет вера в сверхъестествен­ное, в то время как знание имеет довольно незначительное влия­ние на поступки людей, или ,по крайней мере при всем своем влиянии ограничено и требует все же в конечном счете ориен­тировки на сверхъестественную веру.

Особенностью неотомистской гносеологии является откровен­ное признание для формирования мировоззрения человека перво­степенного значения религиозной веры в сверхъестественное. Более того, обоснование этого признания представляет собой тот

31


фокус, в котором сходятся все интересы представителей ведуще­го философского учения католицизма. Поэтому при определении предмета и задач своей гносеологии современные неотомисты вынуждены прежде всего ставить и решать вопрос о соотношении знания и религиозной веры в сверхъестественное, что влечет за собой, конечно, постановку и решение другого вопроса — о соот­ношении веры и знания вообще. Этим и вызвано то обстоятель­ство, что, хотя проблема о соотношении веры и знания представ­ляет собой одну из многих частных проблем гносеологии, в дан­ном случае она вынесена на первый план.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница