Первая мировая война и ее роль в истории России



страница1/4
Дата21.05.2018
Размер1.11 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4

Приложение 2. Круглова В.А. учитель истории МОУ СОШ пос. Озерки

Филатова Л.А. учитель истории МОУ СОШ № 21 г. Тверь.

Урок на тему: «Первая мировая война и ее роль в истории России»

Пояснительная записка

Урок разработан по курсу истории России 1900 – 1945 гг. по теме «Россия в Первой мировой войне» для 11 класса. Эта разработка может быть использована теми, кто работает по учебнику А.А. Данилова, А.В. Филиппова «История России, 1900-1945» (§6), и теми, кто использует в своей работе учебник Н.В. Загладина «История России и мира в XX веке» (§§8, 9).

Согласно концентрической структуре исторического образования Первая мировая война уже была изучена учащимися в 9-м классе. На рассмотрение темы в 11 классе отводится только 1 урок. Поскольку она содержит большой фактический материал, мы предлагаем провести урок, используя кейсовую технологию.

Кейс - технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. Отличительной особенностью этого метода CASE STUDY является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Весь процесс подготовки кейса основан на навыках и умениях работы с информационными технологиями, что позволяет актуализировать имеющиеся знания, активизирует научно-исследовательскую деятельность. Так, например, на этапе сбора информации используются различные источники, основанные на современных коммуникациях: телевидение, видео, компьютерные словари, энциклопедии или базы данных, доступные через системы коммуникации. Зачастую эти источники позволяют получить более обширную и более актуальную информацию. Следующий этап работы с информацией – это ее обработка, т.е. классификация и анализ множества имеющихся фактов для представления общей картины исследуемого явления или события. Для удобства работы с числовой информацией необходимо представление ее в виде таблиц, графиков и диаграмм. В этом случае электронные таблицы являются наиболее эффективным средством. В зависимости от степени подготовленности класса, форму представления (защиты) своего кейса группа может выбрать сама или она определяется учителем. Для того, чтобы все группы успели представить свои кейсы и чтобы материал был усвоен лучше, нам представляется возможным выделить на работу по данной теме одно занятие из двух спаренных уроков. Функции учителя заключаются в определении целей кейсов, грамотном и оптимальном по объёму подборе заданий, координирующей деятельности во время подготовки и защиты кейсов. Завершается урок обязательным подведением итогов, в которых обобщаются все выводы по поставленной проблеме.

Урок рассчитан на два часа.



Цели и задачи урока:

  • Показать, что Первая мировая война стала началом общенационального кризиса, приведшего к смене власти, распаду страны, а затем и к гражданской войне.

  • Развитие компетентностных умений учащихся: развитие навыков составления кейсов, обучение умению сравнивать и обобщать изучаемые объекты и явления; развитие умения слушать и понимать других людей, работать в команде; обучение работе с информацией, анализу и освещению различных точек зрения на одно и то же событие; развитие умения логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Планируемые результаты:

Учащиеся узнают о:



  • предпосылках и начале Первой мировой войны для России;

  • основных военных операциях с участием русской армии и состоянии армии в довоенное и военное время;

  • эволюции власти в условиях начавшегося мирового военного конфликта;

  • процессах, происходивших в российском обществе военной поры, причинах радикализации общественных настроений;

  • историческом значении и последствиях участия России в Первой мировой войне.

Опорные знания:

Даты и события: 19 июля 1914 г. — вступление России в Первую мировую войну, 22 мая—31 июля 1916 г. — Брусиловский прорыв.

Имена: А. А. Брусилов, П. Н. Милюков, А. И. Гучков.

Понятия: военно-промышленные комитеты, оппози­ция, Прогрессивный блок.

Подготовка к уроку: yа предыдущем уроке учащиеся делятся на 6 групп по усмотрению учителя с учетом пожеланий учащихся. Учитель объясняет суть метода кейс – стади. Все группы получают задание прочитать § 5 учебника «История России, 1900 – 1945 гг. 11 класс»: под ред. А.А. Данилова, А.В. Филиппова и § 8,9 учебника Н.В.Загладина «История России и мира в XX веке. 11 класс».

Оборудование:

  • Таблица «Высшие органы власти в Первую мировую войну» (см. приложение 1).

  • Карта военных действий Первой мировой войны (см. карты в приложении 2).

  • Учебники Данилова, Загладина (см. список литературы)

  • Исторические документы: мемуары А.А.Брусилова (см. приложение 3). Из манифеста Николая 20 июля 1914 г. «Оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди великих держав» (приложение 4). Барон П.Н.Врангель о состоянии русской армии к концу 1916 г. «Двухлетний тяжелый опыт войны не прошел даром» (приложение 5).

  • Ресурсы сети Интернет,

  • Памятка анализа исторического документа (приложение 6).

  • CD «История России XX в.» § 8,9.

Девиз урока

Скажи мне - я забуду.

Покажи мне, я смогу запомнить,

Позволь мне сделать это,

И это станет моим навсегда.

Китайская народная пословица.



Ход урока

Вступительное слово учителя/ Постановка проблемы. Учитель ставит перед учащимися цель: вспомнить основные события войны и выяснить, как это все сказалось на исторической судьбе России.

Учитель: «Война с Германией – лучший подарок революции от царского правительства», писал В.И.Ленин (цитата написана на доске).



Перед вами стоит задача – показать, что Первая мировая война стала началом общенационального кризиса, приведшего к смене власти, распаду страны, а затем и к гражданской войне.

Учитель проводит инструктаж:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница