Перспективы развития системы многоуровневой подготовки педагогов-валеологов



Скачать 70.56 Kb.
Дата28.07.2018
Размер70.56 Kb.

АЙЗМАН Р.И. (г. Новосибирск, НГПУ)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ВАЛЕОЛОГОВ
В условиях обозначившейся депопуляции и катастрофического

снижения уровня здоровья населения. России в последние годы главным направлением внутренней политики государства должно стать формирование и защита здоровья детей подростков и молодежи как основы выхода из кризиса и благополучия народа в XXI веке.

Наиболее перспективным направлением работы, на наш взгляд, является формирование у человека новой иерархии ценностей, где собственное здоровье является необходимым условием для успешной самореализации потенциальных возможностей личности.

Если учесть, что здоровье население на 50 % определяется образом жизни, на 20 % - экологией, 20 % - наследственностью (которая в свою очередь так же зависит от

образа жизни и экологии), и только на 10% - медициной и другими факторами (данные ВОЗ), то можно понять, что основное внимание в политике государства и общества должны занимать те ключевые факторы, которые могут привести к сохранению, формированию и укреплению здоровья.

В рамках декларации ВОЗ (1985 г) <Здоровье для всех к 2000 году>.в нашей стране был разработан документ <К здоровой России> (1994 г), определяющий стратегию и тактику государственных и неправительственных учреждений всех уровней по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, которому придан уровень правительственной политики.

Успех профилактических программ во многом зависит от поддержки и участия в них населения. Общепризнанно, что позитивные изменения образа жизни и окружающей среды произойдут быстрее, если население и лидеры общества хорошо информированы о путях, определяющих здоровье. В вопросах, касающихся изменения образа жизни, наилучших результатов можно достигнуть, если информация будет предназначена для определенных групп населения в зависимости от их образования, социального положения, возраста, пола и др. Такие программы санитарного образования населения должны разрабатываться совместно специалистами органов здравоохранения и образования, и осуществляться через различные каналы, включая средства массовой информации.

Особую роль в решении этих вопросов приобретают дошкольные и школьные учреждения, где должны формироваться потребности здоровья, гигиены, социально приемлемые способы удовлетворения базисных потребностей личности. К сожалению,

имеющиеся программы санитарного просвещения населения ориентированы лишь на медицинские аспекты здоровья, и не учитывают психолого-педагогические проблемы развития личности, его индивидуальные, типологические, возрастные и половые особенности. Недостаточная роль отводится педагогам в формировании здоровья подрастающего поколения. Между тем, основы здоровья закладываются в наиболее ранние периоды жизни - до зачатия, во время внутриутробного развития плода и в первые годы жизни ребенка, и во многом определяются здоровьем родителей и их знаниями основ психологии, педагогики и медицины.

Все сказанное выше определяет особую актуальность для общества и будущего страны новой научной дисциплины - валеологии. Это интегральная наука, базирующаяся на возрастной анатомии, физиологии, психологии, гигиене, широком спектре медицинских наук, социологии, экономике и имеющая цель формировать научные знания и потребности человека в здоровье. При этом здоровье следует рассматривать в широком смысле как физическое, соматическое, психическое, интеллектуальное, социальное и духовное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Такое благополучие обеспечивается возможностью реализации базисных потребностей личности на каждом этапе индивидуального развития. С этих позиций валеологически обоснованная система образования должна дать комплекс знаний о различных аспектах здоровья, помочь выработать индивидуальную стратегию и тактику развития и сохранения собственного здоровья ибо только на этой основе можно формировать потребность в здоровье у детей.

Наиболее быстрым и экономным вариантом решения данной проблемы является подготовка педагога-валеолога на базе среднего медицинского образования.

Основным содержанием деятельности такого специалиста может быть решение пяти основных задач медико-психолого- педагогическая скрининг диагностика различных уровней здоровья, прогнозирование развития личности и его здоровья с целью оптимальной реализации его потенциала, разработка индивидуальных маршрутов оздоровления, просвещение и обучение населения самооценке, самоконтролю и самокоррекции здоровья, и валеологизация учебно-воспитательного и производственного процессов на всех уровнях.

Согласно мировой тенденции, сформулированной в программе <Медицинская сестра и здоровье для всех> значительную часть этих функций должны выполнять медицинские сестры. Ключевая концепция программы заключается в необходимости создания таких условий, чтобы медицинская сестра в большей степени соответствовала бы нуждам населения, а не потребностям системы здравоохранения и занималась укреплением и поддержанием здоровья, профилактикой заболеваний, лечением и реабилитацией. Это означает, что медицинская сестра, радиционно выполнявшая роль слуги врача должна трансформироваться в хорошо образованного профессионала, который будет работать непосредственно с пациентом и популяцией в области укрепления здоровья населения.

Тем не менее, в нашей стране медицинские сестры в своей работе в основном концентрируются на болезнях, как таковых, а не на укреплении здоровья, и в своей деятельности они значительно зависят от врачей.

Будучи медиками и учителями здорового образа жизни, педагоги-валеологи со средним медицинским образованием в состоянии внести значительный вклад в профилактику неинфекционных заболеваний, контроль за факторами риска, обучение и просвещение.

Решение этих вопросов мы начали с создания научно- учебно-методического комплекса <Медучилище - Педагогический университет> для подготовки педагогов-валеологов на базе среднего медицинского образования С этой целью были решены следующие задачи.

1 На основе международных и российских стандартов подготовки медсестер для работы с населением разного возраста были разработаны учебные планы и программы обучения медсестры со специализацией по валеологии.

2. Переработаны учебные планы и программы пединститутов,

обеспечивающие подготовку педагогов-валеологов без дополнительного медицинского образования.

3. Осуществлена координация и интеграция учебных планов и программ подготовки медсестер и педагогов-валеологов.

4. Разработано положение о статусе специалиста <медсестра-педагог-валеолог> в целях его рационального использования в структурах систем образования и здравоохранения. Интегральная психолого-педагогическая и медицинская подготовка позволит сформировать нового специалиста, способного к работе по формированию здоровья, первичной диагностике отклонений в психосоматическом статусе, коррекции некоторых нарушений развития и здоровья.

Выпускники этой специальности могут стать организаторами валеологической службы в образовательных учреждениях, на предприятиях, организаторами валеологических центров и кабинетов профилактики в учреждениях здравоохранения, реподавателями валеологии в школах и других учебных заведениях. Содержанием работы в дошкольно-школьных учреждениях будет психологическая и функциональная диагностика готовности детей к школе, коррекция морфофункциональных и психоневрологических отклонений детей в процессе адаптации и обучения в школе, валеологическая экспертиза образовательно-воспитательного процесса в учреждениях образования (в том числе, контроль и рекомендации по организации питания, физкультурно- оздоровительной работы, санитарно-гигиенического состояния), организация взаимодействия школы, родителей и учащихся по формированию здорового образа жизни. В учреждениях здравоохранения, на предприятиях указанные специалисты могут работать как консультанты по здоровью (планирование семьи, формирование санитарной культуры, патронаж определенных контингентов населения, психологическая и медицинская помощь, санитарно-просветительская работа).

Сочетание знаний и навыков из разделов профилактической медицины, психологии и педагогики обеспечит наиболее квалифицированное участие выпускников данной специальности в решении проблемы формирования потребности в здоровье, реализации базовых потребностей личности с учетом его индивидуальных возможностей и среды, улучшения демографической ситуации в обществе.

В последующем, мы включили в этот комплекс и базовые школы, в которых осуществляется первый этап подготовки средних медицинских работников - младшая медицинская сестра.



Такая интеграция школы - училища и вуза позволяет обеспечить решение следующих задач:

  • удовлетворение потребности личности в различных уровнях образования;

  • расширение образовательной траектории, ранняя свобода выбора;

  • решение проблем профориентации, профотбора, отсева, адаптации;

  • повышение мотивации обучения и качества образования за счет использования средств и методов разных образовательных учреждений;

  • созданы условия для наиболее творческого потенциала педагогов;

  • формируется молодежная среда с высокой гигиенической и медицинской культурой;

  • <перекрывание> ступеней образования дает экономический и временной эффект;

  • интеграция интеллектуальных материально-технических и финансовых средств;

  • непрерывность образования;

  • синергетический подход к обучению (создание единой картины мира);

  • улучшение качества подготовки при снижении суммарных затрат на обучение.

Реализация этого подхода начата нами совместно с муниципальным медицинским училищем N 3 г.Новосибирска (дир.С.В.Дементьева). В 1999г. состоялся первый выпуск педагогов-валеологов. Анализ их эффективности работы по формированию здоровья в системе образования будет основной задачей нашего дальнейшего исследования.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница