Перспективы образования в диапазоне конфликта «человеческое – пост(не)человеческое будущее»



Скачать 120.98 Kb.
страница1/4
Дата30.12.2017
Размер120.98 Kb.
  1   2   3   4

Перспективы образования в диапазоне конфликта

«человеческое – пост(не)человеческое будущее»
О.И.Тарасова

доктор философских наук, доцент

СПбГЭУ

доцент кафедры Психологии и педагогики


Перспектива высшего образования, также как и всей системы образования в целом, находится в сложном и неопределенном состоянии. Хотя существуют попытки задать стратегии выживания и развития неким официально-педагогическим набором концепций и формулировок, актуальных технологий и допустимых психолого-педагогических практик.

Система образования – важнейший цивилизационный механизм, связанный с практикой понимания и преемственности социокультурного опыта. Однако исторически преходящая информационно-репродуктивная модель класс-школы, в свое время предвосхитившая индустриальную эпоху, сегодня пришла в противоречие с тенденциями социокультурного развития. Из ресурса развития человека и общества система образования превращается в фактор развития массовой культуры и антропологического кризиса. Поэтому логика модернизации системы образования требует создания не многообразия корректирующих концепций, а философского осмысления инновационных и вероятностных парадигм образования, новых контуров образовательного процесса.

Проектирование перспектив образования, его вероятностных сценариев во многом зависят от того, каким образом видится «образование», во-первых, и, во-вторых, что видится основополагающим, фундаментальным в многомерном, многоуровневневом, предельно емком и таком не однозначном феномене «образование». Что именно выдвигается на первый план: онтология или гносеология, бытийность или познание-научение, человек или система, образованность или техника, процесс или форма, динамическое целое или аспекты функционирования. В зависимости от оснований будут различаться и приоритеты исследований: выделяемые аспектные характеристики, построение перспективных моделей развития. Последнее - в диапазоне от тотальной апологетики (большинство), критики различной степени тяжести (меньшинство), качественной осознанной футурологической/проектной аналитики (единичные случаи).

Пожалуй, единственное, что будет объединять все эти разнородные попытки осмысления развития образования – это признание его важности, значимости, его функционала. Здесь, с небольшими вариациями, все разнообразные и в остальном противоречивые взгляды на образование, будут практически совпадать.

Понятие ценности образования – уже будет достаточно существенно различаться. Например, от обсуждения проблем ценообразования на образовательные услуги до осознания процесса неуклонного обесценивания образования и образованности в новой экономической социальности.


Каталог: cong files
cong files -> Развитие техносферы и личностных качеств как планетарного явления
cong files -> Религиозные представления японцев
cong files -> Интернет-коммуникации как фактор формирования социокультурной идентичности
cong files -> Зачем экономике нужна культура?
cong files -> Программа для I-II ступени обучения / Г. С. Попова Санаайа. Мин-во образования рс
cong files -> Аутентичность этнических традиций как инструмент культурной политики
cong files -> Культурологическая экспертиза в контексте процесса институциализации
cong files -> Модусы субъективности в культуре Конев Владимир Александрович
cong files -> Креативность культуры: ценность и отчуждение
cong files -> Эгоцентрические культурфеномены личности в современной культуре российского арт-рынка


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница