Перечень вопросов по билетам



Дата26.04.2018
Размер63.5 Kb.

УТВЕРЖДАЮ

проректор по научной работе и инновациям

___________ Г.А. Хацкевич

«___» ___________ 2013 г.



ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО БИЛЕТАМ

к кандидатскому экзамену по курсу «философия и методология науки»

на 2012/2013 учебный год




  1. Мировоззрение, философия, культура. Природа философских проблем. Философия как личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения. Проблема научности философии.

  2. Многомерность феномена философии. Социокультурный статус и функции философии в современном мире. Роль философии в формировании ценностно-мировоззренческих ориентаций личности.

  3. Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления. Философия и национальное самосознание.

  4. Метафизика и онтология. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Основные формы бытия и их взаимосвязь.

  5. Бытие и материя. Современная наука о системно-структурной организации материального мира.

  6. Понятие движения. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность как характеристики движения. Основные формы движения, их соотношение, качественная специфика и взаимосвязь.

  7. Пространственно-временная организация материального мира. Специфика пространственно-временных свойств в природных и социальных процессах. Бытие человека и время.

  8. Природа как предмет философского и научного познания. Самоорганизация и развитие природы. Природные предпосылки (географические, биологические, демографические) существования человека и общества.

  9. Природа и общество как целостная система. Биосфера и ноосфера. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.

  10. Динамизм бытия и понятие развития. Движение и развитие. Диалектика как философская теория развития. Современные дискуссии о значении диалектики.

  11. Особенности социальной диалектики. «Столкновение» с будущим: эскалация перемен и ускорение «ритмов истории».

  12. Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов.

  13. Философия глобального эволюционизма. Эвристический потенциал глобального эволюционизма и проблемы развития современной научной картины мира.

  14. Человек как предмет философского и научного анализа. Многомерность феномена человека. Содержание понятия «личность», его соотношение с понятием «индивид», «индивидуальность», «человек».

  15. Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Человек как биосоциодуховный феномен. Природа человека: инвариантность и пластичность. Телесность и духовность человека.

  16. Феномен субъективности и экзистенциальный опыт личности. Личностный выбор и проблема смысла жизни человека. Философское осмысление феномена смерти и бессмертия. Свобода и необходимость, свобода и ответственность как экзистенциальные оппозиции бытия человека.

  17. Человек в системе социальных коммуникаций. Личность и массовая культура. Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации.

  18. Сознание как предмет философского осмысления. Многомерность и полифункциональность сознания. Феномен бессознательного. Самосознание как философская проблема.

  1. Сознание, язык, коммуникация. Сознание и интеллект. Проблема искусственного интеллекта.

  2. Общественное сознание и его уровни. Общественная психология и идеология. Формы общественного сознания.

  1. Социальная философия и ее место в системе философского и социально-гуманитарного познания. Понятие социальной реальности. Системно-структурная организация общества.

  2. Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Базовые факторы социальной эволюции. Многофакторная модель общественного развития.

  1. Специфика социального детерминизма. Проблема существования и «действия» объективных законов развития общества.

  2. Вариативность общественного развития. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества. Статус и функции социального субъекта. Возрастание роли субъективного фактора истории – закономерность общественного развития.

  3. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Теории исторического круговорота и множественности цивилизаций и культур (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.). Волнообразность в общественном развитии.

  4. Понятие общественного прогресса. Прогресс, регресс, антипрогресс. Критерии прогресса, «тирания» прогресса. «Критика религии» прогресса.

  5. Понятие и типы цивилизаций в истории общества. Традиционная и техногенная цивилизации. Тупики и противоречия техногенной цивилизации. Перспективы и проблемы «информационного общества». Постиндустриальная перспектива и возможности выживания других региональных типов.

  6. Современные локальные цивилизации: путь к синтезу или к новым столкновениям. Концепции Ф. Фукуяма о «конце истории» и С. Хантингтона о «столкновении цивилизаций». Феномен «гибридных» обществ и проблема сохранения цивилизационной идентичности в мире.

  7. Восточнославянские народы между Западом и Востоком. Основные предпосылки и факторы консолидации восточнославянских народов. Восточнославянский менталитет и стандарты западноевропейской рациональности. «Ловушки» вестернизации и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов. Векторы глобальных перемен и перспективы развития белорусского общества.

  8. Понятие культуры. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Глобализация социокультурного пространства и диалог культур.

  9. Культура и духовная жизнь общества. Метаморфозы духовности в современном мире. Духовность и ценностные формы сознания: мораль, искусство, религия и т.д.

  10. Специфика человеческого познания. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения в истории философской мысли: гносеологический оптимизм и феномен скептицизма. Соотношение познания и веры.

  11. Познавательное и ценностное отношение к миру. Субъект и объект познания. Многообразие форм познания (донаучное, вненаучное и научное познание).

  12. Единство чувственного и рационального в познании. Природа интуиции и воображения. Проблема творчества.

  13. Понятие истины. Истина и правда. Истина и оценка. Критерий истины. Концепции истины.

  14. Проблема начала науки. Динамика науки: от прото науки традиционных цивилизаций к оформлению дисциплинарно-организационной науки в культуре Нового времени. Понятие научной рациональности.

  15. Эмпирический и теоретический уровни научного познания: их единство и различия.

  16. Структура эмпирического и теоретического уровней научного познания.

  17. Метатеоретические основания науки: идеалы и нормы научного познания, научная картина мира, философские идеи и принципы.

  18. Динамика научного знания. Природа научной революции. Современные стратегии развития научного знания.

  19. Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания. Методика и техника научного исследования.

  20. Сущность системного подхода как общенаучной методологической программы

  21. Научное познание в методологическом осмыслении. Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Методы теоретического исследования: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы.

  22. Обоснование результатов исследования: доказательство, подтверждение, объяснение, интерпретация.

  23. Язык науки. Определения и их роль в формировании научной терминологии. Объектный язык и метаязык.

  24. Понятие закона и его роль в науке. Методологическое значение основных законов диалектики. Принцип детерминизма как методологический регулятив научного познания.

  25. Категории общего и особенного, целого и части, сущности и явления, абстрактного и конкретного, необходимости и случайности, исторического и логического и их методологическое значение.

  26. Понятие социального института. Институционализация науки. Институциональные формы науки.

  27. Наука в системе властно-экономических и идеологических отношений. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности.

  28. Наука как ценность в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.

  29. Социальные ценности и нормы научного этноса. Проблемы мотивации и признания в науке.

  30. Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Проблема социального контроля над наукой.

  31. Перспективы развития и новые ценностные ориентиры современной науки.

  32. Специфика естественнонаучного познания. Особенности объекта, метода и познавательных средств в естествознании.

  33. Классическое естествознание. Общенаучный статус механистической картины мира в культурном пространстве классической науки. Классический тип научной рациональности.

  34. Неклассическое естествознание. Специфика неклассической научной рациональности.

  35. Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности: от ценностно-нейтрального к этически и аксиологически нагруженному знанию.

  36. Техника как объект философской рефлексии. Историческая эволюция понятия техники и его современная интерпретация.

  37. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации.

  38. Становление техносферы и ее основные противоречия. Проблема оценки последствий развития техники.

  39. Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания. Предметно-нормативная, когнитивная и ценностно-нормативная ориентации социогуманитарного познания.

  40. Исследовательские программы в обществознании. Натуралистическая, культурно-историческая и социопсихологическая программы исследования. Материалистическое понимание истории. Проблема синтеза исследовательских программ социально-гуманитарного познания.

  41. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы становления. Постмодернизм как духовное состояние общества. Ценности и цели философии в эпоху постмодернизма.

  42. Философия и футурология. Проблема будущего в духовном опыте человечества. Разнообразие форм, путей и методов постижения будущего. Вненаучное и научное предвидение. Социальная мифология и утопии.

  43. Трансформации современного общества и возможные сценарии ближайшего будущего.

  44. Прогностическая информация как средство манипуляции массовым сознанием. Воздействие прогнозов (образов будущего) на социально-политическую практику, массовое поведение и поступки людей в настоящем.

  45. Современные глобализационные процессы: направленность и характер. Основные модели и сценарии глобализации. Глобализация как объективная и как рукотворная реальность.

  46. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка и объект социально-философского осмысления. «Новый мировой порядок»: торжество планетарного разума или планетарного тоталитаризма. Самодостаточные региональные центры развития и силы как фактор формирования новой геоструктуры мира.

  47. Человек и природа в современной техногенной культуре. Экологические императивы современной цивилизации. Ноосферная цивилизация и ассоциирование человечества: миф или реальность?

  48. На пути к эколого-безопасному обществу: социально-культурные традиции славянской ментальности в исторической перспективе. Духовно-экологическая цивилизация как идеал и цель развития человечества.

  49. «Эпоха глобализации» и проблема сохранения и развития белорусской национальной культуры и государственности. Белорусская модель развития общества и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов. Формирование восточнославянского цивилизационного центра развития и силы – императив времени.

  50. Смысл и предназначение истории. Пессимистические и оптимистические воззрения на историю. История как высшая форма творческой деятельности людей, как внесение смысла в бытие человека на основе абсолютных ценностей.

  51. Интегративные тенденции в развитии современной науки: ее меж- и трансдисциплинарный характер.

  52. Современность как эпоха смены парадигм мышления и деятельности. Перспективы ценностной революции в культуре XXI века



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница