Перечень вопросов к экзамену по курсу «История и философия науки» (2015)



страница1/2
Дата30.07.2018
Размер51.6 Kb.
  1   2

Перечень вопросов к экзамену по курсу «История и философия науки» (2015)


  1. Философия науки как область философского исследования. Основные понятия и направления ее развития.

  2. Наука как культурно-исторический феномен и автономный социальный институт.

  3. Наука и гуманизм. Роль современной науки в развитии общества и глобальные проблемы современности. Наука и власть.

  4. Возникновение науки – культурные условия и обстоятельства. Переход от мифов и магии к рациональному мышлению.

  5. Пифагореизм и особенности его математической научной программы.

  6. Элейская школа и ее постановка проблемы о пределах и беспредельности, непрерывности и дискретности. Апории Зенона.

  7. Атомизм Левкиппа и Демокрита.

  8. Софисты и Сократ: поворот от анализа природы к анализу человека.

  9. Платон и его вклад в теоретическое обоснование математики и естествознания.

  10. Учение о знании и познании в философии Платона (на материале диалога «Менон»).

  11. Аристотель как философ и естествоиспытатель. Научная программа Аристотеля.

  12. Николай Кузанский и его вклад в развитие философских оснований математики.

  13. Ф. Бекон и его философское обоснование опытной науки Нового времени.

  14. Научная программа Г. Галилея, его учение о движении, бесконечности и неделимости.

  15. Р. Декарт как философ и ученый. Учение о методе.

  16. Атомистическая научная программа в эпоху Нового времени (П. Гассенди, Х. Гюйгенс, Р. Бойль, Р. Бошкович).

  17. Ньютон и формирование классического идеала научного знания. Его борьба против «скрытых качеств» в естествознании.

  18. Научная программа Лейбница.

  19. Рационализм и эмпиризм Нового времени как философские программы обоснования научного знания.

  20. И. Кант, его учение о чистом разуме и решение вопроса о соотношении математики, естествознания и метафизики.

  21. Стадии развития знания по О. Конту. Взгляд Конта на место и роль общественных наук в системе научного знания.

  22. Позитивизм О. Конта, Дж. С. Милля и Г. Спенсера.

  23. Становление дисциплинарной науки в XIX веке. Наука как призвание и профессия (М. Вебер).

  24. Логический позитивизм (Венский кружок) и его роль в развитии философии науки.

  25. Понятия «стиль мышления» и «мыслительный коллектив» в концепции Л. Флека.

  26. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

  27. Истина в науке. Понятие научного метода: опыт и эксперимент в структуре научного знания.

  28. Научная теория как фундаментальная единица научного знания. Структура и виды научных теорий.

  29. Научный эксперимент и его виды. Особенности мысленных экспериментов.

  30. Научный факт и его теоретическая интерпретация. Взаимоотношение теории с фактами.

  31. Гипотетико-дедуктивный метод построения научной теории.

  32. Виды научного объяснения. Объяснение и предсказание.

  33. Подтверждение и опровержение научных теорий.

  34. Критерии научности и проблема демаркации: верификация и фальсификация (К. Поппер, Р. Карнап).

  35. Понятие научной картины мира. Идеалы и нормы научного исследования.

  36. Историческое развитие научного знания: кумулятивизм или антикумулятивизм?

  37. Понятие научной рациональности. Развитие науки как смена типов научной рациональности.

  38. Методологический смысл понятий «парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука», «научная революция» в концепции Т. Куна.

  39. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

  40. Научные революции: их истоки и последствия.

  41. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

  42. Понятие социокультурной детерминации научного познания. Наука и ценности.

  43. Культурно-исторический подход в современной науке.

  44. Специфика социально-гуманитарного знания. Условность дихотомии: социально-гуманитарное – естественнонаучное знание.

  45. Фундаментальные и прикладные исследования. Эпистемологические последствия автономизации прикладной науки.

  46. Научные подходы, исследовательские стратегии, стили научного мышления.

  47. Научная этика и псевдонаука. Методологические характеристики псевдонауки. Специфика псевдонауки в XXI веке.

  48. Междисциплинарность как характеристика современных научно-технических проектов.

  49. Принцип системности и его роль в современном научном исследовании.

  50. Системный подход в социально-гуманитарных исследованиях.

  51. Универсальный эволюционизм как основание современной научной картины мира.

  52. Общенаучная методология современной теории сложных самоорганизующихся систем.

  53. Стратегии научного исследования в эпоху постнеклассической науки.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница