Перечень вопросов для Государственного экзамена



Дата25.08.2018
Размер89.6 Kb.

Перечень вопросов для Государственного экзамена

Направленность: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ДЕМОГРАФИЯ




  1. Возникновение и основные этапы развития западной экономической социологии. Роль К.Маркса, В.Парето, М.Вебера, Г.Зиммеля, Т.Веблена в процессе становления классической методологии экономической социологии.

  2. Концепция «человеческих отношений» Э.Мэйо, основные направления ее развития. Вклад А.Маслоу, Ф.Херцберга в разработку мотивационных аспектов данного социально-экономического направления в социологии.

  3. Особенности, этапы становления и развития социально-экономических школ в России. Современные отечественные исследования социально- трудовых процессов.

  4. Вклад русских ученых П.Б.Струве, С.Н.Булгакова, М.И.Туган-Барановского, Н.Д.Кондратьева, А.В.Чаянова, С.Г.Струмилина, П.А.Сорокина в становлении отечественной экономической социологии.

  5. Современное состояние, проблемы изучения и перспективы развития отечественной экономической социологии.

  6. Объект экономической социологии и демографии как механизмы связи экономического и социального развития, социальные механизмы развития экономики: механизм взаимодействия социального и демографического. Соотношение теории и методики экономической социологии. Место экономической социологии в системе социологических и гуманитарных наук.

  7. Предмет социологии труда и социология труда в системе отраслей социологической науки. Экономика труда и социология труда. Экономическая социология и социология труда.

  8. Современные школы социологии труда за рубежом.

  9. Социология труда в России. Субъективная социология труда в творчестве В.В.Берви-Флерковского, Н.Михайловского, Н.Кареева, Е.Де Роберти. Современное состояние разработки социологии экономической жизни.

  10. Методологические и теоретические основы современной социологии труда. Специфические методы, применяемые в социологических исследованиях труда и экономики. Прикладные и эмпирические исследования в социологии труда.

  11. Основные категории экономической социологии и социологии труда. Понятие экономики как социального процесса «экономические отношения», «экономическое поведение». Понятие «труд», «структура трудового процесса», «трудовые отношения». Социальные закономерности экономического развития.

  12. Человеческий фактор в экономике. Социальное воспроизводство в экономическом процессе. Человеческий капитал и компоненты трудового процесса. Понятия «рабочая сила», «кадровый потенциал». Различные модели инвестиций в человеческий капитал.

  13. Социальные субъекты экономических отношений, их структура, критерии выделения, типология, социальные функции. Социологические исследования на предприятиях.

  14. Экономическое поведение и его мотивации. Аксиологические аспекты экономического поведения. Современные методы изучения экономического поведения.

  15. Этика и психология экономических отношений. Современные концепции «высокой этики».

  16. Формы взаимодействия экономических и социальных структур. Профессионально-должностная, социально - трудовая, территориальная и пр. структуры общества.

  17. Социально-трудовая мобильность, ее типы и виды. Основные подходы к изучению.

  18. Собственность как центральное звено взаимосвязи социальных и экономических структур в обществе. Происхождение и формы собственности.

  19. Распределительные отношения в обществе. Распределение и социальное равенство, социальная справедливость. Социальная защита в системе экономических отношений.

  20. Социальная эффективность экономических решений. Социальные проблемы управления экономической деятельностью. Патернализм и его специфика в России. Социологическое обеспечение управленческих решений в экономике. Социальный контроль в экономике.

  21. Концепции потребительского общества. Проблемы поведения потребителя. Современные методики социологического изучения потребительских рынков.

  22. Соотношение политики и экономики в современном обществе. Бюрократизм и экономика. М.Вебер о роли бюрократии.

  23. Девиантное поведение в экономике. Теневая экономика как социальная проблема российского общества. Причины, условия возникновения, сферы теневых социально- экономических процессов и их социальные последствия.

  24. Уровень жизни населения. Соотношение понятий «уровень», «качество», «образ жизни». Показатели, индикаторы и социально-демографические характеристики уровня жизни.

  25. Понятие потребительской корзины. Социальные нормативы и их роль в расчетах уровня жизни: прожиточный минимум, минимальная зарплата, среднемесячный доход.

  26. Социальные проблемы перехода России от тоталитарной экономики к рыночному обществу. Опыт рыночных реформ в Европе и Азии.

  27. Экономика в общественном мнении. Отношение различных социальных групп к рыночным преобразованиям в России.

  28. Занятость. Социальные проблемы занятости. Безработица, ее виды, причины, современные особенности в России, последствия.

  29. Экономическое сознание. Экономическая культура как регулятор функционирования экономики, особенности, функции, этапы эволюции и современные проблемы.

  30. Социальное содержание и условия экономической деятельности. Исторические формы хозяйства. Основные типы хозяйственной деятельности.

  31. Семья как субъект экономической деятельности. Семейно-хозяйственная структура. Социальные типы семей. Индивидуально-трудовая деятельность. Роль подсобного хозяйства в российской микро- и макроэкономике. Проблема «челноков» в России.

  32. Производительность, эффективность труда. Показатели и методы измерения производительности труда. Формы, системы и социальные проблемы оплаты труда. Особенности контрактной системы оплаты труда, специфика оплаты в материальном и нематериальном производстве. Факторы размеров оплаты труда.

  33. Основные понятия и направления изучения организации труда. Нормирование труда. Эргонимика труда. Виды классификаций и структура затрат рабочего времени. Методы исследования трудовых процессов.

  34. Социально-трудовые конфликты. Понятие социальной напряженности и проблема ее измерения. Основные понятия теорий конфликтов. Функции конфликтов и способы их разрешения.

  35. Гендерные аспекты экономических отношений. Женщины-предприниматели. Женщины-руководители в экономике. Женская безработица.

  36. Социально-демографические факторы экономической деятельности.

  37. Теоретические основы демографии. Актуальность изучения проблем народонаселения. Предмет и метод демографии. Система знаний о народонаселении. Методология демографических исследований. Система демографических наук. Теоретическая демография. История демографии. Историческая демография. Экономическая демография.

  38. Типы и виды демографического поведения. Субъекты и мотивация демографического поведения.

  39. Демографическая структура российского общества и проблемы ее динамики. Возрастно-половая структура населения. Возрастная пирамида населения.

  40. Демография как изучение коллективной биографии населения. Реальное поколение. Условное поколение. Длина поколения и потенциала роста. Характеристики и проблемы реальных поколений.

  41. Демографические явления как последовательная цепь событий в жизни людей и поколений. Продолжительность жизни, тенденции средней продолжительности жизни. Увеличение продолжительности жизни. Средняя продолжительность предстоящей жизни.

  42. Социальные условия воспроизводства населения. Показатели воспроизводства населения. Динамика коэффициентов естественного движения населения. Демографические коэффициенты как измерители интенсивности процессов, происходящих в населении. Коэффициенты брачности, миграции, смертности, рождаемости. Коэффициент суммарной рождаемости когорт.

  43. Моделирование демографических процессов. Социологические и графоаналитические методы изучения демографических процессов. Демографические таблицы. Общее понятие о демографических таблицах как моделях биографии поколений. Таблица смертности. Таблица рождаемости. Таблицы миграции как многомерные демографические таблицы.

  44. Ранние воззрения мыслителей на проблемы народонаселения. Классики буржуазной политической экономии о проблемах народонаселения. Теория развития народонаселения Мальтуса и ее критика. Русская общественная мысль и проблемы народонаселения. Современные воззрения на проблемы народонаселения.

  45. Смысл изменения системы народоисчисления в России при Петре Первом.

  46. Значение трудов Граунта для становления демографии.

  47. Деятельность Семенова - Тяньшанского и ее значение для развития демографии в России.

  48. Социология и демография - общее и различное в объектах и методах исследований. Социально-экономические факторы в демографическом анализе. Общие принципы демографического анализа.

  49. Современное состояние народонаселения Земли с точки зрения теории демографического подхода. Изменения в распределении населения Земли по частям света в 19-20 вв. Закономерности развития народонаселения. Социально-историче6ская, экономическая обусловленность демографических процессов.

  50. Развитие народонаселения России и зарубежных стран. Причины падения интереса государства к учетам населения в эпоху феодализма. Особенности воспроизводства населения России до революции. Население Советского Союза до Великой Отечественной войны. Демографические последствия войн. Современные тенденции воспроизводства населения в России и за рубежом.

  51. Социально-демографическое прогнозирование. Задачи перспективных расчетов населения. Современные методы демографического прогнозирования. Учет влияния миграции в перспективных расчетах. Оценка будущих изменений режима воспроизводства. Опыт демографического прогнозирования в России.

  52. Источники данных о населении. Переписи населения. Текущий учет движения населения. Выборочные обследования и другие источники данных о населении. Особенности советских переписей населения.

  53. Общее понятие демографических коэффициентов. Общие коэффициенты естественного движения населения и миграции. Повозрастные демографические коэффициенты. Стандартизированные коэффициенты. Особенности демографического коэффициента младенческой смертности.

  54. Общественное мнение и средства массовой информации о демографических процессах.

  55. Теоретические основы демографической политики. Опыт проведения демографической политики в России и зарубежных странах. Последствия изменений характера демографических процессов. Социальные проблемы возраста и охраны здоровья.

  56. Основные тенденции и проблемы развития семьи.

  57. Этнические особенности демографических процессов.

  58. Роль мировоззрения социолога и его теоретико-методологических ориентации на характер интерпретации результатов социологического познания.

  59. Конкретное социологическое исследование и порядок его организации. Виды социологических исследований.

  60. Содержание и функции программы социологического исследования, основные требования к её разработке.

  61. Социально-психологические тесты. Назначение социально-психологического тестирования в социологии.

  62. Приемы и процедуры качественного и количественного описания социальных явлений.

  63. Виды и формы объяснений в социологическом исследовании.

  64. Виды, типы, методы прогнозирования в социологическом исследовании.

  65. Социологическое исследование как процесс движения от «старых» к новым знаниям.

  66. Виды и формы итоговых документов по результатам социологического исследования.

  67. Научное и практическое значение конкретных социологических исследований.

  68. Система образования в России. Уровни и виды образования.

  69. Структура системы высшего образования.

  70. Информационно-образовательное пространство в вузе и его характеристика.

  71. Дистанционное образование, его место и функции в общей системе высшего образования.

  72. Мировые тенденции развития высшего образования.

  73. Стратегии и модели развития высшего образования в отдельных зарубежных странах.

  74. Сущность и специфика педагогической деятельности преподавателя вуза.

  75. Преподаватель как субъект педагогической деятельности. Педагогическое мастерство.

  76. Специфические особенности и структура учебной деятельности студентов.

  77. Мотивация учения студентов. Учебная задача. Учебные действия.

  78. Современные образовательные технологии в вузах России и в вузах Европы и США.

  79. Интерактивные образовательные технологии.

  80. Технологии дистанционного обучения.

  81. Технологии проверки и оценки знаний.

  82. Стратегии обучения как понятие теории и практики обучения.

  83. Формы самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

  84. Педагогический контроль и оценка качества образования в высшей школе.

  85. Причины, препятствующие эффективному педагогическому общению.

  86. Коммуникативная культура профессионала.

  87. Образовательная среда как новая педагогическая система, направленная на решение проблем развития студентов (образовательных результатов).

  88. Кодекс социолога: основные понятия, принципы деятельности, профессиональные этические нормы.

  89. Преподавание социологии в вузах: современные тенденции (по материалам Социологических конгрессов).



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница