Педагогическое общение в настоящее время является феноменом наиболее изученным



Скачать 136.78 Kb.
Дата30.07.2018
Размер136.78 Kb.

ББК 88.5

Волкова. Н.П.


Днепропетровский госуниверситет
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
Описані різні тлумачення понять “комунікація”, “педагогічна комунікація”, розкритий зміст феноменів.

Динамичность социально-экономических и духовных процессов, протекающих на фоне научно-технической революции во всем мире приво­дит к тому, что человеку приходится иметь дело с обильным потоком информации. В связи с этим в учебно-воспитательной работе школы и вуза активи­зируются процессы приема, усвоения, использования и передачи инфор­мации, которые оптимально описываются и реализуются в рамках педагогической коммуникации. Актуальность темы исследования обус­ловлена необходимостью оптимизации учебно-воспитательного процес­са и наличием диалектического противоречия между широким использо­ванием различных источников информации в учебно-воспитательном процессе и слабой теоретической разработкой полиативности и комму­никативности этих источников в педагогической коммуникации. Разре­шение этого противоречия показывает тенденцию на педагогизацию со­циальной среды, на всеобщий подход к информационным процессам, на познание закономерностей использования информации в педагогике. Это ставит по-новому проблему педагогической коммуникации, ибо от ее решения зависит эффективность и качество учебно-воспитательной работы с людьми.

Этимологически термин «коммуникация (от лат.) - communicatio - сообщение, передача; от communito -делать общим» сообщать, беседовать; связывать; соединять, общаться; иметь дело; иметь связи - универсальное понятие, которое в настоящее время ис­пользуется всеми науками. Надо сказать, что несмотря на большой ин­терес к этой проблеме со стороны философов, социологов, лингвистов, кибернетиков и других специалистов, проблема коммуникации остается, пока недостаточно разработанной в теории и практике.

Коммуникация, в широком смысле слова, включает различные процессы, при помощи которых один человек влияет на другого (например, речь, письменные тексты, музыку, драматические произведения, изобразительное искусство и др.). По определению американского социолога Ч. Кули, «коммуникация - механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени...» [1].

Понятие "коммуникация" в наши дни встречается в двух значениях: а) путь сообщения; б) сообщение, общение, и применяется это понятие в самых различных областях человеческой деятельности, в любых соче­таниях, где есть процесс циркуляции информации. Г.Г.Почепцов под коммуникацией понимает процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в

Волкова Н.П., 2001.


вербальную сферы [2, c.14].

В результате того, что понятия "коммуникация" и "общение" близки по содержанию, термин "коммуникация" до начала XX века не употреблялся в научной литературе и речь шла только о ведущей час­ти коммуникации - общении, которое привлекло внимание философов и мыслителей древней Греции: Демосфена, Сократа, Арис­тотеля, а в Древнем Риме - Аврелия М., Гракха Г., Цицерона М.Т., Квинтилиана М. Ф. и многих других. Так, еще Зенон Элейский (около 490-430 г. до н.э.) - основа­тель диалектики как искусства постижения истины посредством спора или истолкования противоположных мнений, впервые вводит в науку ди­алогическую форму изложения знаний.

Сократ (около 470-399г. до н.э.) - родоначальник диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов, прово­дил необычные беседы: в них нет учителя и учеников, есть беседую­щие и есть только один судья - старшинство мысли. Отсюда стремление к истине, умение слушать и понимать другого. В беседе нет противни­ков, так как выигрывают обе стороны и становятся мудрее. При этом равенстве людей беседа дает больше, чем разные нравоучения.

В глубокой древности была определена не только сущность коммуникации, но и намечены основные подходы к ее изучению и использованию. Так, еще Платон в диалоге "Федр" впервые называет способы об­мена информацией между людьми: речь и письменность [3, c. 249]. При этом Платон опасался, что появление письменности принесет вред мышлению людей, т.к. они будут усваивать знания «по посторонним знакам», а не в процессе общения с мудрыми.

Аристотель создает первую общую схему общения. Он писал, что для любого акта общения нужны, по крайней мере, три элемента: а) лицо, которое говорит; б) речь, которую это лицо произносит; в) лицо, которое эту речь сдувает [4, c.15].

Благодаря приобретению самостоятельности педагогической мысли в ХVI-XIX веках, проблемы коммуникации начали оформляться в дидактические принципы природосообразности у Коменского Я.А., Руссо Ж.Ж., природосообразности, культуросообразности и самостоятельной актив­ности у Дистервега А., практической полезности у Локка Дж. и других.

Весомый вклад в теорию коммуникации внесли Ушинский К.Д., Пирогов Н.И., Толстой Л.Н., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А. и др.

В настоящее время можно выделить ряд философов, социологов, психологов, разрабатывающих теоретические идеи коммуникации: Архангельский Л.М., Буева Л.П., Ващекин Н.П., Кон И.С., Родионов Б.А., Соковнин В.М., Бодалев А.А., Ерастов Н.П., Ковалев А. Г., Платонов К.К, Рыжов В.В., Семенов В.Е., Уледов А.К., Шварц И.Е. и другие.

Ввиду специфики научных интересов, мы изучали труды современных педагогов, разрабатывающих проблемы ос­новного источника информации в учебно-воспитательном процессе - об­щения: Азарова Ю.П., Амонашвили Ш.А., Балдынюка Д.И., Барабанщикова А.В., Белкина А.С., Добровича А.В., Загвязинского В.И., Кан-Калика В.А., Коломинского Я.Л., Кузьминой Н.В., Леонтьева А.А., Мудрика А. В., Сластенина В. А., Черкасова В. А. и др.

Отдельные проблемы коммуникации в педагогике раскрываются в трудах: А.Г.Амелиной, Е.Р.Корниенко (коммуникативные потребности), Г.С.Васильева, Д.А.Игнатьевой (коммуникативные способности), В.М.Мындыкану, Л.А.Савенковой (коммуникативные умения), Е.Ю.Неудахиной (коррекция коммуникативной деятельности), Е.И.Пассова (комму­никативный метод) и других. Однако целостного подхода к педагогической коммуникации пока не обнаружено.

В современной науке широко раскрываются отдельные виды коммуникации. Так Б.А. Родио­нов исследует проблему социальной коммуникации как одного из атри­бутивных признаков современного этапа развития общества. Н.К. Ващекин называет следующие виды коммуникации: формальная и неформальная, устная и письменная, межличностная и безличная, непосредственная и опосредованная, планируемая и спонтанная. Кроме того, он же называет социальную, экономическую и научную коммуника­цию, определяя последнюю как "движение (т.е. транспортация и переда­ча) результатов научной деятельности по каналам социального общения" [5, c.140-142]. В "Большой советской энциклопедии" определена сущность на­учной коммуникации: "совокупность процессов представления, передачи и получения научной информации составляет научную коммуникацию" [6. Т.10, c. 349].

Роберт Конечный и Милан Боухал, раскрывая особенности конфликтных ситуаций, называют виды коммуникаций, которые ведут к ее нарушению:

1. Грубая деструктивная коммуникация характеризуется стремлени­ем подломить мировоззрение, отношения и интересы другого. Она может быть враждебной, неприятельской или без враждебности, результатом такой коммуникации является углубляющееся непонимание.

2. Авторитарная коммуникация, имеющая односторонний характер и тенденцию навязывать другому собственные взгляды, отношения и пове­дение.

3. Разрешительная коммуникация характеризуется освобождением, при котором индивид, хотя и регистрирует сведения, которые он при­нимает, но они не оказывают на него влияния, он делает, что хочет, перерабатывает раздражители с юмором. Речь идет о типичном швейковском отношении.

4. Псевдокоммуникация - это коммуникация формальная, например, при поверхностном, «светском» разговоре о погоде.

5. Нонкоммуникация - это фактически прерывание коммуникации, не­смотря на то, что внешняя коммутационная ситуация (присутствие парт­неров) сохраняется формально, например, человек якобы слушает, но «витающий в мыслях в другом месте».

6. Резисторная коммуникация: один из партнеров принимает инфор­мацию, но не реагирует, отказывается отвечать. Она является проявлением недоверия, и упрямства [7, c. 143-144].

А.В. Мудрик называет следующие виды коммуникации, используемые человеком; устная речь, пе­чатное слово, живопись, кино, музыка, телевидение, магнито- и фонозаписи [8, c. 23].

Мы осмелимся предположить, что сколько в природе и обществе имеется видов и гидов информации, сколько существует путей и способов ее циркуляции, столько же может быть и видов коммуника­ции.

Во многих научных источниках уточняются функции коммуникации. Так, американские ученые называют следующие: информационная, команд­ная, инструктивная, интегральная, функция влияния и убеждения. В отечественных источниках чаще называют управленческую, информатив­ную, эмотивную (экспрессивную) и фатическую (контактоустанавливающую) функции.

В 1948 г. Клод Шеннон [9] опубликовал статью о математической коммуникации, где сформулировал схему циркуляции информации: источник информации и передатчик; место назначения информации и приемник; канал связи; источник шума (помехи).

Американский социолог Г. Лассуэл в 1948 г. в статье "Структу­ра и функции коммуникации в обществе" дал свою схему коммуникации: Кто? Что говорит? Кому говорит? Какой канал связи используется? С каким эффектом?

Лингвист Р.Якобсон дает схему коммуникационного акта: тот, кто передает информацию (адресант); кому? (адресант); кон­такт (речь, телефон, азбука Морзе и т.д.); сообщение (содержание); код (дравида языка); контекст -полнота информации.

Таким образом, мы видим, что понятие "коммуникация" неисчерпае­мо, т.к. бесконечны виды и функции информации, пути и способы ее, циркуляции. Теория коммуникаций имеет не только большое теоретическое и практическое значение, но и сильную предсказательную возможность, ввиду практически неограниченного многообразия в приеме, сохранении, обработке, использовании и передачи информации.

Многочисленные наблюдения за работой преподавателей высших учебных заведений г.Днепропетровска, анализ протоколов уроков в школах, посещение лекций, практических занятий в различных учебных заведениях убеж­дают, что в коммуникации кроются многие резервы оптимизации учебно-воспитательного процесса. Это натолкнуло нас на выявление сущ­ности педагогической коммуникации.

Чтобы глубже разобраться с понятием "педагогическая коммуника­ция", необходимо уточнить основополагающее понятие "информация". Слово "информация" существует многие столетия, но до последнего времени не привлекало к себе внимания, в научной литературе и оби­ходе обычно говорят о научной, точной, бытовой и т.д. информации. Само слово отсутствовало в толковых энциклопедических словарях вплоть до 1953 г., где информация трактуется как "сообщение о ка­ком-либо событии, о чьей-то деятельности [6, Т.18, c. 331]. Только в начале XX века в связи с возрастанием роли информации в жизни общества возрос интерес к содержанию понятия "информация" и к ее характеристике, что стимулировало поиск общенаучного опре­деления понятия "информация" и методов ее изучения и измерения.

Нам представляется, что наиболее полно, обобщенно дается понятие ''информация" в "философском энциклопе­дическом словаре: "Информация (от лат. informatio - ознакомление, разъяснение, представление, понятие) - 1. сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; 2. уменьшаемая, сжимаемая неопределенность в результате получения сообще­ний; 3. сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; 4. передача, отражение разнообразия в любых объектах и процес­сах (неживой и живой природы)" [10, c. 217].

Первые попытки изучения и измерения потока информации были предприняты еще в средние века, но, лишь в 1928 г. Р. Хартли предложил меру количества информации (логарифмическую шкалу). В 1948 г. Клод Шеннон ввел количественную характеристику информации как меру уме­ньшения энтропии - неопределенности, хаоса, исключив ценность ин­формации и тем положил начало использования информации как научного термина, именно тогда было понято, что чем больше информации, тем меньше энтропия. Им была введена единица информации равная 1 бит ("да" или "нет") [9]. Слово "бит" произошло от сокращения английских слов обозначающих "двоичная система". Позднее было уста­новлено, что человеческая память способна усвоить до 50 битов в секунду.

Таким образом, появляется возможность описать сложнейшие акты учебно-воспитательного процесса с помощью чисел и не только измерять поток информации, но и дозировать ее по объему и времени для организации оптимального учебно-воспитательного процесса.

Изучение теоретических основ коммуникации позволяет определить феномен педагогической коммуникации. Нам импонирует дефиниция В.Д.Ширшова, который под педагогической коммуникацией понимает «организацию учебно-воспитательной деятельности на основе приема, усвоения, ис­пользования и передачи информации из разнообразных источников» [11, c.15]. При этом путь к успеху в педагогической коммуникации лежит в консолидации педа­гогической теории, методики и технологии, в интеграции коммуника­тивной деятельности учителя и учащихся, в углубленном использовании новейших достижений науки и электронно-вычислительной техники.

Мы полагаем, что знание теоретических основ педагогической коммуникации, роли и значения разнообразной информации в учебно-воспитательной работе создает возможность для повышения качества и эффективности рацио­нальных, эмоциональных и волевых компонентов коммуникативной дея­тельности учителя и учащихся и тем самым гарантирует положительные результаты усвоения знаний, навыков и умений, привычек и правил поведения учащихся. Это способствует активизации работы с информацией, педагогическому сотрудничеству, использованию разнообразных вербальных и невербальных приемов, средств педагогического воздействия на уча­щихся. Поэтому педагогическую коммуникацию можно рассматривать как руководство к действию, как механизм управления учебно-воспитатель­ным процессом.

Эффективность педагогической коммуникации, а значит и учебно-воспитательного процесса, зависит от возможности измерять и дозировать информацию. Однако проблема измерения и использования количественной информа­ции в педагогической науке пока остается малоразработанной. Отсю­да и приблизительность ожидаемого результата при обучении и воспи­тании учащихся.

Нам представляется, что в системе образования зна­чительное место должно занимать измерение исходной информации, ка­чества учебно-воспитательных путей и средств, хода и результатив­ности учебных занятий и воспитательной деятельности. В этом плане оптимальной технологической цепочкой может быть измерение, оценка синтаксической (знаковой), семантической (смысловой) и прагмати­ческой (ценностной) информации.

При анализе проблемы педагогической коммуникации мы опирались на информационный подход, т.к. «всякий организм скрепляется наличи­ем средств приобретения, использования, хранения и передачи информации» [12, c.234]. Информация выступает в самых разнообразных фор­мах и служит обмену не только мыслями и чувствами, но является со­держательным выразителем общественных отношений. Информационная связь в общественных отношениях, как самоуправляющихся системах, абсолютно необходима и является важнейшим принципом их функциониро­вания.

В этом плане есть два подхода в трактовке информации:

1. Атрибутивный - как свойство движущейся материи. Материя, что­бы стать информацией, должна быть отражена (это условие информаци­онного процесса) самоорганизующейся, самоуправляющейся системой, ко­торая представляется человеком, то есть должна приобрести смысл и ценность, стать фактором управления учебно-воспитательным процессом.

2. Функционально-кибернетический - свойство, которое возникает и обогащается в процессе становления, развития самоуправляющихся и самоорганизующихся систем, куда входят: 1) живые организмы и их сообщества, 2) человек и человеческое общество, 3) созданные челове­ком кибернетические устройства [13, c.12].

Педагогическая коммуникация включает ряд источников ин­формации: неживая природа, представители растительного и животно­го мира, средства, созданные самим человеком, внутренняя сфера не­рвной системы человека и общение людей, в этом прослеживается за­кономерная зависимость педагогического процесса от полиативности источников информации.

Каждый предмет или явление реально или потенциально содержит определенную информацию, а коммуникативными свойствами они будут обладать только в том случае, когда коммуникантом (принимающим информацию) будет выступать существо с достаточно развитым уровнем интеллекта. Подлинным же субъектом в процессе коммуникации человек становится тогда, когда он проявляют активность в свобод­ной и самостоятельной коммуникативной деятельности.

С каждым годом неуклонно возрастает скорость накопления специальных знаний, благодаря лучшей обработке информации и улучшения ее хранения. Однако и здесь могут возникнуть негативные моменты, например, в силу экспоненциального роста потока информации человечеству грозит перенасыщение продукцией, имеющей познавательное и практическое значение. Кроме того, интенсификация процессов коммуникации предполагает «безграничную свободу контактов и обменов людьми, идеями и инфор­мацией» [14, c.3]. Этот процесс для современной школы порождает противоречие между знаниями и возможностями их усвоения, известно, что избыточная информированность также парализует, как и недоста­ток знания.

Но есть и опасения другого рода. Так, ученые уже серьезно об­суждают проблему появления «дисплейных детей», у которых ограниче­ны речевые умения. Кроме того, ставка на рационализацию процесса обучения путем массового применения в школе компьютеров отодвига­ет на второй план проблемы воспитания, которые и без того решаются сейчас пока неудовлетворительно.

Для того, чтобы информация была легко понимаемой и усвояемой, нужны единые коммуникативные стандарты и правила работы с информацией, т.к. она должна удовлетворить индивидуальным особенностям спроса, способностей и интересов учащихся. Другими словами, информация должна все более индивидуализироваться, этому поможет также введение единых требований к уровню подготовки выпускников и единых требований к проведению итоговой аттестации выпускников.

В процессе педагогической коммуникации передаваемая информация может убедить и принудить ученика к определенному поведению, упражнять нравственные, интеллектуальные и коммуникативные свой­ства личности, т.е. эта коммуникация выполняет ряд педагогических функций:



  • функция формирования личности, т.к. воспитание есть способ воспроизводства индивида как субъекта общественной жизни, существенными чертами которого являются передача социального опыта и управление процессом формирования и развития личности;

  • функция социальной детерминации поведения и деятельности личности;

  • познавательная функция, способствующая пониманию и изучению окружающего мира;

  • экспрессивная функция, способствующая доступной, интересной и эмоциональной передаче знаний, навыков и умений;

  • управляющая функция, способствующая адекватному влиянию, воздействию учителя на учащихся, при этом управляющий, «интеракционистский подход характеризуется убеждением, что человеческая при­рода и социальный порядок являются продуктом коммуникации», - писал американский ученый Т. Шибутани [16, c. 26].

Многочисленны и средства педагогической коммуникации: деятельность и поведение людей; речь; многообразные невербальные формы пе­редачи информации; учебные и наглядные пособия; технические средст­ва обучения и контроля; внешние данные личности учителя (конститу­ция тела, выразительность лица, тембр и громкость голоса, прическа и одежда и т.д.).

Подводя итог, необходимо отметить, что педагогическая коммуникация - явление сложное как по своим функциям, так и по средствам педагогического воздействия на других людей, а поэтому правомерно поставить вопрос о необходимости специального обучения этой коммуникации в педагогических учебных заведениях, т.к. наше время требует совершенно новых под­ходов к формированию профессионального мастерства педагогов.



Библиографические ссылки





  1. Charles Horton Cooley, Social Organization (New York: Scribner's, 1909), PP. 61-62. Ibid, P. 90.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. –М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер». –2001. –656с.

  3. Платон. Собр. Соч. в 4 т. Т.1. –М., 1990. Диалоги «Алкивиад 1», «Протагор».

  4. Аристотель. Риторика. Спб., 1894.

  5. Ващекин Н.К. Научно-информационная деятельность. М., 1984.

  6. Большая советская энциклопедия. М., 1972.

  7. Конечный Р.. Боухал М. Психология в медицине. Прага, 1974.

  8. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. -М.- Просвещение, 1990. – 215с.

  9. Шеннон К. Математическая теория связи. М., 1948.

  10. Философский энциклопедический словарь. / Гл. ред. Л.Ф.Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов. - М. 1983.

  11. Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация. Автореф. докт. пед. наук. –Челябинск, 1995. –39с.

  12. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и маши­не. М., 1958.

  13. Гришкин И.И. Понятие информации. Логико-методологический ас­пект. -М.: Прогресс, 1973. –231с.

  14. Родионов Б.А. Коммуникация как социальное явление. Ростов-на-Дону, 1984.

  15. Васильев Г.С. Проблемы коммуникативных способностей членов учебно-воспитательного коллектива. Автореф.канд.психол. наук. - М.,1977. –17с.

  16. Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Прогресс, 1969.



Надійшла до редколегії 29.05.2001р.


Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Методы научного познания
123456789 -> Ввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввв
123456789 -> Учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
123456789 -> Национальная идентичность в социально-конструктивистской перспективе а. Л. Ластовский
123456789 -> Методические рекомендации для студентов факультета «Социальный менеджмент»
123456789 -> Средств массовой информации
123456789 -> Конфликт разума и чувств в комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница