Педагогическая технология: управление самообразованием учителей В. Гузеев



Скачать 124.52 Kb.
страница1/2
Дата10.05.2018
Размер124.52 Kb.
  1   2

Педагогическая технология: управление самообразованием учителей

В. Гузеев, Московский Педагогический Университет



Важным элементом деятельности школьной администрации является и управление технологическим процессом, то есть собственно работой учителей-предметников. Условия, складывающиеся в России, побуждают к стимулированию качественного роста профессионализма учителей, а в этом администрация школы кровно заинтересована. Естественный путь профессионального совершенства - самообразование. Но хаотическое, бессистемное чтение литературы и посещение курсов в системе повышения квалификации не дает учителю ориентиров, а руководство со стороны администрации без методологической основы только мешает опытному педагогу и ничем не помогает начинающему. Системный взгляд на процесс профессионального роста дает педагогическая технология. Что она из себя представляет?
НАБОР МОДЕЛЕЙ

Допустим, имеется некоторое представление о знаниях, умениях, ценностных ориентациях, которые должны быть усвоены учеником в конце некоторого периода обучения. Их отбор, то есть определение содержания обучения и его глубины, не всегда является прерогативой учителя и в этом смысле обычно можно говорить о планируемых результатах обучения, задаваемых извне. Если в любой момент мы можем получить представление о текущем состоянии ученика относительно планируемых результатов, то можно тем самым и описать, что еще им не усвоено. Предположим, что мы располагаем набором моделей обучения, то есть последовательностей форм, методов, средств и педагогических приемов. Было бы хорошо уметь выделить среди них наиболее эффективные для имеющихся условий. Комплекс, состоящий из средств диагностики текущего состояния учеников относительно планируемых результатов обучения, набора моделей обучения и критериев выбора оптимальной модели для данных условий, и будем называть ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ.

Если рассматривать класс на уроке как сложную регулируемую систему, то он подчиняется всем законам кибернетики. В частности, принцип ограничения разнообразия требует, чтобы разнообразие управляющей подсистемы (учитель + педагогическая технология) было не ниже разнообразия управляемого объекта (класс + текущая ситуация). Удовлетворить этому требованию можно двояко: снижая разнообразие управляемого объекта или повышая разнообразие управляющей подсистемы. Применительно к учебному процессу первый вариант нам давно знаком: это работа учителя на некоего "среднего" ученика без учета индивидуальных различий, что за нашу долгую историю привело к безраздельному господству фронтальных способов обучения. Сегодня это уже никого не устраивает. Второй вариант тоже нельзя назвать таинственным незнакомцем: многие учителя прилагают усилия к расширению своего методического багажа. Обычно это происходит путем накопления средств и приемов обучения и часто приводит к хорошим результатам. Но в конструкции модели обучения средства и приемы составляют нижний ярус, что, конечно, ограничивает возможности творческого роста учителей. Администрация школы поступила бы весьма разумно, если бы смогла поднять самообразовательную деятельность учителей на более высокую ступень обобщения - на уровень методов и форм организации обучения.

Классификацию методов обучения можно построить по-разному в зависимости оттого, какое отношение положить в основу.

В качестве основного отношения будем использовать открытость элементов этой схемы для ученика. Если ученик знает, из какого знания надо исходить, через какие промежуточные результаты пройти в изучении темы, каким образом их достичь, то его функции в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить и в нужный момент воспроизвести все это. Таким образом, можно говорить о репродуктивном или объяснительно-иллюстративном методе обучения. Если до ученика не доводятся промежуточные результаты, но открыто все остальное, то имеем программированное обучение. Действительно, ученик знает, из чего исходить и что делать. Получив результаты по первой части программы действий, надо перейти к выполнению второй части программы, и так далее до получения планируемых результатов.

Процесс в этом случае полностью детерминирован.

Пусть теперь открыты промежуточные результаты, но способ их получения ученику не сообщается. Тогда приходится пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик, и так повторяется после каждого объявленного промежуточного результата (рис.2а). Перед нами стандартная схема эвристического поиска, то есть мы говорим об эвристическом методе обучения. Теперь можно спрятать и промежуточные результаты, и пути их достижения. Тогда ученик имеет противоречие между имеющимися и необходимыми знаниями и попадает в проблемную ситуацию. Его поиск приобретает более сложный характер (рис. 26). В таком случае учителем выбран проблемный метод обучения.

Рассмотренные методы строились на том, что ученик знал исходные условия. Это достигалось домашним заданием, вводным повторением, специальными формами опроса и так далее. Однако в последнее время все большей популярностью пользуется обучение, когда исходные условия учителем не выделяются, а отбираются самим учеником в зависимости от его понимания задачи. Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми, а при получении расхождений с целью возвращается к началу, вносит изменения в свои начальные условия и вновь проходит весь путь (рис. 3). Весь этот процесс повторяет процесс моделирования, вследствие чего и метод получил название модельного. Не исключено, что закрывая от ученика разные элементы схемы (Рис. 4) вместе с начальными условиями, мы получим разновидности модельного метода, например, модельно-эвристический. Но автору неизвестны какие-либо исследования в этом направлении.

Каталог: data
data -> Конспект лекций Санкт-Петербург 2007 г
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница