Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы мкоу рождественская сош



Скачать 119.8 Kb.
страница1/4
Дата02.07.2018
Размер119.8 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

МКОУ»Рождественская СОШ»

Соиной И. П.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы.

Пусть будет меньше праздников, чем будней,

Но тот, кто стал учителем, поймет:

Какое счастье быть полезным людям,

Учить Его Величество Народ!

Нести ему дар мудрости и знанья,

И доброты своей сердечный свет.

Нет на земле ответственней призванья,

Почётнее и радостнее нет.

Одно из условий успешной работы школы в режиме развития – высокая степень профессионализма учителей. Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребёнка в школе была интересной, радостной, успешной. Именно учителю предоставлена возможность научить ребёнка самостоятельно, глубоко, системно и последовательно мыслить. Но всё же вместе с рациональными знаниями и умением мыслить важно развивать эмоционально-нравственную сферу растущего человека, что предполагает самопознание и самосовершенствование, способность к созидательной деятельности в современном мире, гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, чувство патриотизма. Именно поэтому руководящей идеей в моей педагогической практике является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения путём приобщения к великой русской классической литературе на уроках литературы и русского языка. В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.»

Понятие «нравственной личности» включает в себя множество духовных качеств человека. Это – доброта и сочувствие, гуманность и отзывчивость, совестливость и справедливость, честность и порядочность, вежливость и тактичность, обязательность, уважение друг к другу, трудолюбие, уважение к труду окружающих, соблюдение норм поведения, любознательность.

Я убеждена, что важным средством формирования у обучающихся доброты, милосердия, щедрости души, уверенности в себе, ответственности, умения наслаждаться окружающим миром является духовно-нравственное воспитание на уроках. Наиболее способствуют этому русский язык, литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Ведь мы, филологи, имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. По словам А.И.Герцена, «книга - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, человеку, заступающему на его место». Хотелось бы, чтобы при этом книга по-прежнему оставалась ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка. “Ничто, кроме литературы, - говорил П. М. Неменский, - не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени. Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества”. Проработав в школе 26 лет над проблемой развития нравственных качеств, я обнаружила, что какой бы ни была модификация школьного курса литературного образования, учебный предмет создаётся личностью учителя, к личности обращён и личностью потребляется.

 «В руках учителя наше будущее, наш двадцать первый век…Учитель обращается к душе человеческой. Он воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру»,- считал замечательный писатель Д.С. Лихачёв.

Поэтому, во-первых, я стараюсь придерживаться вошедших в педагогическую практику норм и требований:


  • хорошо владеть своим предметом, стараясь знать всё или многое из достижений по моему предмету, о новой психологии и методике преподавания;

  • серьёзно и обстоятельно готовиться к урокам, в том числе и психологически;

  • применять элементы современных технологий, ориентироваться на стандарты нового поколения;

  • продуктивно работать по обустройству кабинета, создавать дидактические, контрольно-измерительные и наглядные материалы;

  • настойчиво и без раздражения работать с любым учеником, стараясь добиться необходимого эффекта.

Во-вторых, моя работа соответствует основным направлениям модернизации общего образования, заявленным в последней редакции федерального компонента государственного стандарта:

  • личностная ориентация содержания образования;

  • деятельностный характер образования;

  • усиление воспитательного потенциала и гуманитарной направленности содержания образования;

  • готовность использовать усвоенные знания, умения и навыки в реальной жизни;

  • усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся – литературы, русского языка, истории, обществознания и др.

В-третьих, в своей деятельности я стараюсь придерживаться следующих принципов:

  • каждый урок должен воспитывать нравственно;

  • на каждом уроке должны быть разнообразные виды работ;

  • принцип сотрудничества и взаимопомощи;

  • принцип проблемности обучения – каждый урок решение личностно-значимой проблемы.

В-четвёртых, применяю методы и приёмы изучения литературы, которые адекватны её природе, потому что главное в изучении литературы, не готовые ответы на вопросы, а сам путь к постижению художественного мира писателя. Как сказал О. Мандельштам, «ум не есть знание, а есть хватка, приём, метод». Это особенно важно для постижения мира искусства. Восприятие художественного произведения, прежде всего, личностно, субъективно.

Прежде всего, в своей работе я руководствуюсь словами Конфуция: «Я слышу – и забываю, я вижу – и запоминаю, я делаю – и понимаю», т. е. на уроках создаю такие педагогические ситуации и условия, которые дают возможность принять самостоятельное решение для нравственного выбора, нравственной оценки, самооценки.

Было бы неверно утверждать, что на уроке литературы самым действенным методом воспитания является слово, в виде этических бесед и лекций, откровенного разговора, суть которых сводится к разъяснению смысла моральных категорий и убеждению в необходимости следовать им. Односторонний подход может привести к тому, что дети резко начнут ощущать разницу между героическим и возвышенным из мира художественных произведений и жестокой реальностью (неофициальная часть жизни), полной скептицизма, трезвого расчёта и жёсткой борьбы за место под солнцем. И оказывается, можно между ними не выбирать: верить во всё святое, светлое и чистое, а в средствах достижения жизненных благ и комфорта слишком не церемониться, всё равно как, но добиться своего.

Чтобы избежать этого, необходимо на уроках использовать методы обучения, несущие практическую направленность, потому что знакомство с этическими категориями должно происходить в их житейских переплетениях, по «учебнику жизни» (Н. Г. Чернышевский). Это позволяет уйти от сухого «анатомического препарирования» нравственных понятий, развивает стремление к нравственному действию.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница