Педагогическая антропология



Скачать 103.49 Kb.
страница1/5
Дата10.05.2018
Размер103.49 Kb.
  1   2   3   4   5

Педагогическая антропология

А.Н. Орлов

В современной концепции образования исходя из представлений, что преподаватель – это не только профессия суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждение Человека в человеке, цель системы педагогического образования представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие педагога нового типа, ориентированного на Человека.

В соответствии с этим, цель курса «Педагогическая антропология» – изучение человека в процессе его образования.

Изучение курса позволит будущему преподавателю:

– осмыслить особенности развития педагогической антропологии в контексте становления антропологических наук;

– обобщить и систематизировать знания о развивающемся Человеке, полученные при изучении отдельных учебных дисциплин;

– понять основные подходы к целостному постижению Человека, сложившиеся в истории культуры;

– развивать практические умения и навыки, необходимые в гуманно-ориентированной образовательной практике.

В основу программы положено интегративное знание о Человеке как био-психо-социо-культурной системе, представлены различные подходы к пониманию его целостной природы; процессов развития и воспитания.

В рамках предлагаемого курса уделяется внимание развитию умений и навыков самопознания, самовоспитания и самосовершенствования, а также способности понимания каждого конкретного человека и оказания помощи ему в утверждении в нем личности.

Курс рассчитан на 30 аудиторных часов, в том числе 10 часов – лекции, 10 часов – семинарские занятия, 10 часов – лабораторно-практические занятия. Форма итогового контроля – зачет.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание лекционного курса

Тема 1. Становление антропологии как интегрального
научного знания о Человеке (2 часа)

Человек как ценностная мера всего сущего.

Зарождение философии человека (Сократ, Платон, Аристотель). Идеи гуманизма в философии (Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци). Русская философская мысль о целях и задачах образования (М.В. Ломоно­сов, Н.Г. Чернышевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев).

Антропологический принцип философии (Л. Фейербах, М. Шелер). Философская антропология как фундамент постижения Человека и его бытия. Опыт философской антропологии.

Ограничения предмета изучения антропологии. Антропология как отрасль естествознания. Недостаточность анализа Человека в рамках антропологии как биологической дисциплины.

Региональные антропологии (культурологическая, социальная, психологическая, педагогическая и др.).

Тенденции к интегральному исследованию Человека. Противоречивые оценки возможности комплексного изучения Человека.

Тема 2. К.Д. Ушинский – основоположник
педагогической антропологии (1 час)

К.Д. Ушинский – отец русских учителей. Капитальный труд К.Д. Ушин­ского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Предмет педагогической антропологии в трактовке К.Д. Ушинского. Основные понятия теории К.Д. Ушинского – тело, душа и дух как специфические человеческие образования. Обеспечение целостности развития ребенка в единстве формирования тела, души и духа. Педагогическое переосмысление данных физиология и психологии в выработке педагогических правил и рекомендации.

Педагогика как искусство. Педагогика в «обширном» и «тесном» смысле.

Требования К.Д. Ушинского к педагогу. Специфика подготовки народного учителя. Вклад К.Д. Ушинского в теорию воспитания и образования. Дальнейшее развитее идей К.Д. Ушинского о педагогической антропологии.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница