Патриотизм как социально-историческое явление



Скачать 323.74 Kb.
страница1/5
Дата28.07.2018
Размер323.74 Kb.
  1   2   3   4   5

Патриотизм как социально-историческое явление1
Что мы знаем о патриотизме в его современном понимании? Увы, и энциклопедии, и имеющие словари по различным отраслям гуманитарного знания, и специальные научные труды пока еще явно недостаточно проясняют смысл этого понятия. Первое знакомство с определением данного понятия происходит с помощью словарей. Так, широко распространенные словари (С.И. Ожегова, по этике, философский, политический, иностранных слов и др.) определяют патриотизм как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, готовность к его защите, участие в развитии экономической и оборонной мощи, укреплении самостоятельности государства. Также подчеркивается, что патриотизм – чувство глубокое, древнее и зависит от конкретно-исторических условий жизни общества, что делает характер данного понятия внеисторическим, его объем интранациональным, а содержание кросскультурным.

В Педагогическом энциклопедическим словаре, вышедшем в свет в 2003 году, дается следующее определение патриотизма: "…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение…"

Все имеющиеся определения достаточно расплывчаты и универсальны, определяют, как правило, данное понятие как внеисторическую категорию. Однако мы все понимаем, что отношение к Родине не могло сохранить инвариантную форму на протяжении столетий.

Таков исходный путь наших рассуждений. К сожалению, история патриотизма в отечественной науке пока что исследована явно недостаточно.

Разумеется, данное издание не сможет восполнить этот пробел, его цель – пробудить стремление к формированию современных представлений о нем.

Первый сюрприз преподносит этимологический словарь: оказывается, слова "патриот", "патриотизм" заимствованы из французского языка в петровскую эпоху. Никакого эквивалента этому слову в древнерусских памятниках обнаружить не удается; словосочетание "любовь к родине", да и само слово "родина" древнерусскими авторами не употреблялись.

Идеи гражданственности и патриотизма впервые прозвучали в публицистических сочинениях Алена Шартье (1386-1449), известного французского средневекового поэта и политического мыслителя.

Чтобы лучше понять особенности патриотической мысли А. Шартье, обратим внимание на терминологию.

Понятие нации как во французской, так и в латинской форме прилагалось к разным группам населения, проживающим в определенной области или провинции. Под понятиями "родина" или "отчизна" практически всегда имелось ввиду место или область, где родился человек, и это понятие во французской форме нередко прилагалось ко всему французскому королевству. По этой же причине в ходу были выражения "местная отчизна" и "общая отчизна". Французский средневековый язык не располагал понятием более емким, чем родина. Понятие "родина", "отчизна" заимствованы из латинского языка, вошли во французскую лексику лишь в XVI в.

Для того, чтобы те понятия, на которых вырастает патриотическое сознание, могли окрепнуть, необходима была какая-то идейная почва. Исторически эту функцию прежде всего взяли на себя монархические идеи. А чувство преданности родине – королевству Франции и готовность к самопожертвованию ради нее происходили из чувства верности королю. Именно такова была подоплека патриотизма Жанны д`Арк – быть независимой от чужеземцев на своей земле и иметь среди себя своего собственного верховного главу.

Но впоследствии А. Шартье оставляет идею монархического патриотизма и обращается исключительно к идее Природы.

"Закон Природы таков, - пишет он, - что никакой труд не тяжек и никакая опасность не страшна, когда нужно защищать родину и спасти сеньорию, которая от самого вашего рождения и до смерти готова оказать вам поддержку", т.е. родина, по закону Природы, дает жизнь, и человек может и должен ради отчизны ею пожертвовать. Новая концепция природы у Шартье стала идеей для воспитания гражданского патриотизма.

Еще на одном понятии следует остановиться особо. Авторы имеют ввиду понятие "справедливых и несправедливых войн". В соответствии с христианской и рыцарской традицией оправданными считались лишь "справедливые" войны – в защиту веры, церкви и чего-либо попранного права. С XII века к справедливым войнам были отнесены и войны "в защиту Отечества".

Идеи А. Шартье были обращены непосредственно к французам. В выполнении всеми ими своего гражданского долга он видит наиболее верный путь к спасению Отечества. В его сознании спокойно уживались монархический и гражданский патриотизм.

Вместе с тем все-таки остается невыясненным вопрос об археологии и физиологии патриотизма. Греческое слово "архе" означает начало. Каково же начало патриотизма, каковы его истоки? Физиология же патриотизма – как проявление иммунной системы социума, нации, государства как единого организма – еще недостаточно исследована.

Патриотизм человека очень близок к инстинкту продолжения рода. Это естественное и сильное чувство здорового человека, племени, способного к репродукции на защищаемом жизненном пространстве.

Люди инстинктивно объединяются при угрозе, непосильной для одиночек. Инстинкты стадности, сплоченности при защите территории – одни из немногих сохранившихся у людей от первобытного прошлого. Мы всегда болеем и переживаем за близких, за людей своего круга, за свой мир, территорию.

Вытеснение, ущемление естественной жизни этноса вызывало защитную реакцию – патриотизм.

По существу, речь идет о выявлении и рефлексировании некой тенденции, за которой скрывается новая, укоренная в глубинах народной жизни система базовых ценностей, существующая в форме таких архетипических конструкций, которые на протяжении тысячелетий формировали разные поколения, создавая лицо народа и нации, обусловливая совершенно определенный тип личности. Очевидно, что суть культурно-исторической реконструкции связана с перегруппировкой культурных архетипов и их новым синтезом в аспекте осмысления феномена служения Отечеству, что придает смысл социальному творчества индивида в сонме интересов и целей окружающей его социальности и обусловливает превращение выделенной тенденции в основание нового типа системного развития.

При этом мы исходим из того, что социальность, как и человечность, имеет глубокую укорененность в человеке и первичном коллективе (группе). Речь идет, в частности, об архетипическом мире человека (коллективном бессознательном). Обратим внимание на то, что коллективное бессознательное, имею врожденный характер и становясь тем основанием, на котором выстраивается психика человека, одновременно составляет и основу традиций, к нему восходят определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, присущие данному обществу. В них корни патриотизма любого народа и, в частности, феномен соборности российского народа как некоего коллективного бессознательного, имеющего основой ответственность перед живущими рядом.

Коллективное бессознательное есть "живая память" предков, унаследованная индивидом, ветвь их исторического древа, потеряв которую, индивид теряет себя. И если случается такое, природа жестоко мстит заблудшим, превращая их в зверей. Только развивая в себе "живую память" предков, человек может обрести себя настоящего, подлинного, того, что скрыт под наслоением времен и нравов. И в этом смысле патриотизм выступает как своеобразный иммунитет человеческой социальности разных форматов: от конкретного человека, окружающего его коллектива, до общества и государства, - от степени включенности в связи которой зависит степень противостояния внутренним и внешним опасностям, а уровень консолидации отвечает уровню безопасности и стабильности.

Воплощением русского духа был и остается великий русский язык, несущий нравственный и честный взгляд, правду, глубокую философию жизни. Воистину – он говорит о главном. Род – вот коренное слово, означающее как "дающий жизнь", так и "жизнь продолжающий".

Слова этого корня несут светлое, доброе начало. С приставкой на, означающий стремление ввысь, внутрь, к сердцу, образуется слово народ. Хоровод светлых слов рождается из этого корня. Говорим "родимый" (род-имый – имеющий) и знаем – "дорогой, близкий сердцу". Произнесем "родник", и воображение рисует нам чистый, животворный, из недр матери-земли текущий ручей. Скажем "Родина" – мыслим: дорогая, самая близкая сердцу страна.

Язык подсказывает нам: идти к добру - значит идти к народу. Или, например, в русском языке есть исконное слово «рать» - от ратовать, Т.е. сопротивляться силе, насилию, сражаться, защищать, оказывать помощь в беде. Отсюда - «ратник», «защитник». Вместе с тем в глубоко-вековой традиции и верованиях восточных славян понятие родины было священно, ибо это то, что принадлежит Роду: Родина земля, т.е. земля Рода, верховного языческого божества наших далёких предков.

Отечество в мировосприятии наших далёких предков представлялось как ограда истоков социального бытия, и это мировосприятие находит свое воплощение в символике воина как витязя - хранителя и защитника самой жизни (слово витязь образовано от древнего арийского корня "вита" - жизнь).

Этимология слова «победа» - означает не радость одержавшего верх над соперником, а преодоление беды, реализованную потенцию противостоять любой беде. Идея служения Отечеству основывалась во все времена именно на этой парадигме. Российское государство формировалось, прежде всего, на основе этой идеи «кто с мечом к нам придёт...», как охранительное средство народа от всякого рода бед и носителей беды. В современных документах по образованию нет ключевых слов, без которых идея служения, идея патриотизма, направляющая весь воспитательный процесс в любой здоровой по духу школе, не может быть ни осознана, ни воспринята. Эти слова: Бог, Россия, народ и Родина. Без них невозможно понятие служения. Служить можно только высшему, определенному, исторически утвержденному и освященному в сознании поколений, то есть народу, а не обществу, ибо народ - понятие нравственное, а общество может быть поливариантным.

Древнерусская литература, имевшая, по словам Д.С Лихачева, «учительный характер», воспитывала своих читателей, учила их любви к родине, но изъяснялась не на языке понятий, а на языке чувств, образов.


Каталог: sites -> default -> files -> public -> metod -> gormin
files -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины философия для образовательной программы по направлениям юридического факультета: Курс 1
files -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
files -> Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000 (030300. 62) «Психология»
gormin -> Социализация личности. Процесс, факторы, этапы и проблемы социализации личности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница