Панькина анастасия Сергеевна Структура художественного пространства в сборнике новелл С. Д. Кржижановского "Чужая



страница1/8
Дата20.05.2018
Размер0.64 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8

Правительство Российской Федерации

Федеральное Государственное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Факультет Свободных искусств и наук
ПАНЬКИНА Анастасия Сергеевна

Структура художественного пространства в сборнике новелл С.Д. Кржижановского "Чужая тема"

Выпускная квалификационная работа по программе подготовки

035300 "Искусства и гуманитарные науки"
Программа концентрации: Литература

Научный руководитель: Двинятин Фёдор Никитич

кандидат филологический наук, доцент

______________________________

(подпись, дата)
Рецензенты: Юлия Мелисовна Валиева кандидат филологически наук

доцент кафедры истории русской литературы СПбГУ

_____________________________

(подпись, дата)

Санкт-Петербург

2016


Оглавление
Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты изучении категории пространства в художественном произведении

1.1 Пространство как категория текста.............................................................6

1.2 Свойства художественного пространства.................................................16

1.3 Художественные концепты как элементы пространства........................24

Глава 2. Анализ художественного пространства сборника новелл С.Кржижановского "Чужая тема" .......................................................................27

2.1 Концепт "Улица". Фантазм как особое измерение концепта..................30

2.2 Концепт "Окно". Чувство как пространственная категория...................41

2.3 Концепт "Щель". Разрыв как принцип организации повествования.....46

Заключение.............................................................................................................50

Список литературы................................................................................................52

Введение

Данная исследовательская работа посвящена анализу художественного пространства и пространственных образов в авторском сборнике новелл Сигизмунда Кржижановского "Чужая тема". Впервые анализ использования языковых средств для построения образов в прозе Кржижановского был проведен в конце 90-х годов литературоведом Ю.Ганзя, который в статье "Многоликость слова: Образы и принципы их построения в прозе С. Кржижановского"1 отмечает высокую степень уникальности и самобытности творческого метода автора, что приводит к возникновению уникального языка, построенного на парадоксальной игре слов: "Именно посредством образов, метафор и других выразительных средств повествование у Кржижановского переходит в сферу собственно "философской проблематики"2. С момента появления этой статьи за Кржижановским закрепился авторитет "философско-ориентированного" писателя, что оказало влияние на проблематику исследований, посвященных его творчеству. Довольно часто большое место в анализах отводится изучению философского аспекта его произведений, в то время как собственно филологические и литературоведческие вопросы до сих пор остаются не раскрытыми до конца.

Одним из таких открытых вопросов является и тема нашего исследования, выбор которой продиктован наблюдением о принципиальном значении пространственной организации текста для сюжетного построения прозы Кржижановского. Кроме того, очевидно, что художественное пространство, возникающее, например, в исследуемом нами здесь авторском сборнике "Чужая тема", отражает существенные черты картины мира как автора, так и персонажей, а также выступает как самостоятельный герой новелл.

Традиционно проблематика пространства рассматривается в рамках двух исследовательских парадигм: первая оперирует понятием хронотопа и предполагает обязательное упоминание в разговоре о пространстве временной перспективы; вторая, на позициях которой мы стоим в нашем исследовании, исходит из возможности рассмотрения пространства как автономной категории текста. На наш взгляд очевидно, что только такой подход во-первых, позволит выявить специфику непосредственно пространственных характеристик текста новелл, а во-вторых, предложит другую оптику на исследуемый материл, которая позволит выявить некоторые, по каким-то причинам до сих пор не освещенные, элементы поэтики Кржижановского.

В первой главе нашей работы мы сосредоточим внимание на теоретических аспектах изучения категории пространства в художественном произведении, для чего нам необходимо будет определить пространство как категорию текста и обнаружить свойства художественного пространства. Так как в методологию нашего исследования, в целом укладывающуюся в рамки структурно-семиотического подхода, попали элементы концептуального анализа, одну из частей первой главы мы также посвятим проблематике художественного концепта и пониманию его как пространственного элемента.

Вторая глава будет посвящена конкретному анализу авторского сборника новелл С.Кржижановского "Чужая тема", к сожалению, так и не опубликованного. Исходя из определений концепта и художественного пространства, сформулированных в первой главе, мы приступим к анализу ключевых пространственных образов сборника. В стремлении избежать "общих мест" в исследованиях категории пространства в текстах этого автора в рамках этого исследования мы предложим три концепта, до сих пор недостаточно проблематизированных в исследовательской литературе. Так, в качестве трех основных точек нашего соприкосновения с художественным миром сборника мы предлагаем обратить внимание на концепт "улицы", "окна" и "щели", каждой из которых при анализе художественных текстов, предполагает обращение к вспомогательным сюжетам. Касаясь в своем исследовании работ, посвященным сквозным мотивам и постоянным образам, мы не будем отдельно останавливаться на них, ограничиваясь ссылками на существующие работы, предлагающие, на наш взгляд, исчерпывающий анализ концептов художественного пространства прозы Кржижановского.



Глава I. Теоретические аспекты изучении категории пространства в художественном произведении.


Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Программа «Теория и практика межкультурной коммуникации»
11701 -> Смысложизненные ориентации и профессиональное выгорание онлайн-консультантов по специальности
11701 -> Теоретико-методологические аспекты исследования проблем планирования жизни
11701 -> Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» Профиль «Социальная антропология»
11701 -> Основная образовательная программа магистратуры вм. 5653 «Русская культура»
11701 -> Филологический факультет


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница