П. И. Смирнов от гармонии деятельности к гармонии личности



Скачать 149.46 Kb.
Pdf просмотр
страница1/12
Дата14.05.2018
Размер149.46 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


П. И. Смирнов
ОТ ГАРМОНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ГАРМОНИИ ЛИЧНОСТИ
В недавнем прошлом конечной целью образования и воспитания объявля- лось формирование гармонично развитой личности, сочетающей в себе духов- ное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство [1, с. 163].
Ныне эта цель формально не декларируется, но иногда как бы подразумевает- ся. Например, по словам А. С. Запесоцкого, главная задача университетского образования — вырастить интеллигента [2, с. 7]. При этом образ интеллигента рисуется весьма привлекательным, хотя относительно конкретных черт этого образа может идти спор [2, с. 12, 13, 21, 39 и др.]. И, вообще говоря, едва ли можно что-то возразить против этой цели образования и воспитания, когда она поставлена абстрактно. Разве плохо, если человек нравственно чист, ду- ховно богат и физически совершенен?
Проблема, тем не менее, может возникнуть, если мы попытаемся конкрет- нее рассмотреть названную цель. Вполне логично задать вопрос: «А зачем об- ществу нужно формировать гармонично развитую личность»? Ведь ясно же, что эта цель, во-первых, недостижима, во-вторых, чрезвычайно «затратна» с точки зрения необходимых средств, в-третьих, «непрактична», поскольку не гарантирует совершенному человеку должного места в несовершенном обще- стве, в-четвертых, чревата «нарциссизмом», то есть склонностью к самолюбо- ванию у человека, близкого к совершенству. Образно говоря, есть риск появ- ления прекрасного, но бесплодного цветка, чья жизнь окажется бесполезной для него самого и для других. Русская литература дала нам достаточное количе- ство образов «лишних людей». Нужны ли нам новые?
Кроме того, следует иметь в виду, что высказанное выше представление о личности как богатом духовно, нравственно чистом и физически совершенном существе крайне неконкретно. Фактически здесь речь идет не о личности, а о человеке, причем не гармонически, и даже не всесторонне, а разносторонне развитом. Так, если мы рассматриваем человека как природное, социальное и духовное существо, то социальное начало, то есть собственно личность, в этом представлении никак не отражено.
Ясно, что объемы понятий «гармонически развитая», «разносторонне раз- витая» и «всесторонне развитая личность» не совпадают, хотя могут перекре- щиваться. Личность может быть гармоничной и всесторонне развитой, может быть гармоничной и односторонне развитой, а может быть разносторонне и даже всесторонне развитой, но не гармоничной. Следовательно, чтобы пра- вильно поставить задачу формирования «гармонично развитой личности», нужны дополнительные понятийные средства, уточняющие понятие «личность» и по-
Смирнов Петр Иванович
— д-р филос. наук, профессор факультета социологии Санкт-Пе- тербургского государственного университета.
Служ. адрес: 193060, ул. Смольного, 1/3, 9 подъезд. Тел./факс: (812) 110-0077.
Дом. адрес: 191194, Санкт-Петербург, Фурштадтская, д. 48, кв. 5. Тел.: 272-55-15.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница