Отражение идей Жана Поля Сартра в дебютных романах Уильяма Голдинга и Айрис Мёрдок



Скачать 38.57 Kb.
Дата12.06.2018
Размер38.57 Kb.

Отражение идей Жана Поля Сартра в дебютных романах Уильяма Голдинга и Айрис Мёрдок

Петрова Алина Валерьевна

Студентка Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова, Ярославль, Россия

Экзистенциализм – это направление в современной западной философии, возникшее в XX веке как попытка создания нового, по сравнению с существующим, мировоззрения, отвечающего взглядам современного человека.

Экзистенциализм необычайно широко распространился благодаря французским писателям, переводившим философские понятия на доступный всем язык художественной литературы. «Хотите философствовать — пишите романы», — рекомендовал соотечественникам Альбер Камю [Андреев: 92]. Экзистенциализм ставил философию на грань искусства, поскольку предметом философствования делал индивидуальное и конкретное, личность и ее выбор.

Главным вдохновителем и идеологом французского экзистенциализма был Жан Поль Сартр – фигура крайне неоднозначная, но от этого не менее яркая. Его идеи во многом повлияли на мировую литературу середины века, и этот аспект требует внимательного изучения.

В Великобритании экзистенциализм стал развиваться позже, чем в других европейских странах, примерно с начала 50-х годов. Наибольшее воздействие экзистенциалистская философия оказала на Айрис Мёрдок и Уильяма Голдинга.

Примечательно, что писатели начинают творить одновременно – в 1954 году. Первоначально их обоих литературоведы причислили к лагерю «сердитых молодых людей», но позднее отказались от такой трактовки творчества этих авторов.

Также, говоря о схожих моментах в создании данных произведений, нельзя не упомянуть о том, что оба текста – это романы-предупреждения. Предупреждения быть бдительными по отношению кo злу в мире и, в первую очередь, в самих себе. Также оба автора были впоследствии недовольны своими дебютными работами, считая их незрелыми и несовершенными в художественном плане, даже стыдились их. Но в то же время мир расценил эти произведения как самые удачные. Еще одним схожим пунктом является общая экзистенциальная окраска произведений. Авторы ставят кардинальный вопрос – «о природе человека» и отвечают на него, но каждый по-своему.

На этом схожие черты романов заканчиваются, и теперь можно рассмотреть их различия.

Несмотря на то, что писатели дебютировали в один год и реагировали на одну и ту же действительность и философское направление, делали они это совершенно по-разному. Это видно и по отношению авторов к форме притчи, и по тому, как переосмысливаются в их книгах идеи Сартра. Голдинг, пройдя через котел войны, уверовал в исконное зло человеческой натуры и попытался своей притчей предупредить людей, воззвать к их бдительности. Мёрдок же, идя дальше экзистенциалистов и развивая идеи Сартра, вводит в свое творчество категорию рока и судьбы. Поэтому ей было важно показать по-настоящему живого героя, противостоящего неблагосклонному к нему и живущему по своим собственным законам миру.

В теме свободы оба автора полемизируют с Сартром, но опять же по-разному. Хотя в обоих романах и есть потенциально свободные личности, наделенные яркой индивидуальностью и силой нести на себе груз ответственности за свои поступки (примечательно, что обоих героев зовут Джек), они, однако, лишены возможности осуществлять свободный выбор. Герою Голдинга мешает это сделать живущий внутри него зверь, исконный порок, которым диктуются все, казалось бы, его, поступки. А свободный выбор героя Мёрдок ограничивается не изнутри, а снаружи, как раз тем самым роком, или судьбой, из-за которого у бедняги всё и всегда идет не по плану.

Экзистенциальная проблема отчуждения раскрывается Голдингом на двух уровнях: межличностном и в отношении природы. Писатель показывает, что внутренний зверь разобщил людей, заставил их отвернуться друг от друга, позабыть свою человечность, свою истинную природу. А у Айрис Мёрдок тема человеческой отчуждённости не получает столь пессимистического истолкования. Она видит путь к её преодолению через признание самостоятельности каждого индивидуума.

Пограничная ситуация сделана Голдингом на полном серьезе: это одна из самых страшных сцен в романе, пронизанная экзистенциальным абсурдом и безысходностью, не сулящая герою ничего хорошего, грозящая закончиться тотальным разрушением добра и разумности в романе. Мёрдок же делает пограничную ситуацию комичной, продолжая традицию английского плутовского романа, хотя за основу взята «чистая» сартровская пограничная ситуация из новеллы «Стена».

Мы можем видеть, что авторы, обращаясь к одним и тем же экзистенциальным категориям в своих романах, стоят на принципиально разных позициях в понимании человеческой души. Понимание Голдинга глубоко пессимистично. Развитие сюжета в романе не оставляет ни надежд, ни иллюзий. Череда смертей, все нарастающая сила зла и хаоса, представленная безликой толпой дикарей, сведение на нет человеческой доброты и взаимопонимания убеждают нас в исконно зверской человеческой натуре. «Человек по природе своей зверь», - не уставал повторять Голдинг [Бломберг: 114]. Роман Айрис Мёрдок получился более оптимистичным. Через несчетные попытки главного героя помириться с другом, добиться своей любви, сделать всё правильно, мы видим убежденность автора в существовании положительных основ бытия, непреходящих ценностей человеческой жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что идеи Сартра в значительной мере повлияли на оба дебютные романа, ни один из писателей не оставил их в первозданном виде, переосмыслив и развив их в своих произведениях. У. Голдинг напрямую полемизирует с французским экзистенциалистом, а А. Мёрдок развивает и углубляет его идеи, вводя новые категории, начиная вырабатывать свою собственную философию, названную впоследствии исследователями «моральной философией» [Ивашева: 264].
Литература
Андреев Л.Г. Сартр Ж.-П. Свободное сознание. М.,1994.

Бломберг К. Интерпретация притчей. М., 2005.



Ивашева В.В. Что сохраняет время. Литература Великобритании XX века. М.,1984.
Каталог: archive -> Lomonosov 2017 -> data -> 10615
archive -> Первая глава «Виртуальность современного общества: история и современность» состоит из двух параграфов, в которых
archive -> В. И. Игнатьев, докт филос наук, профессор кафедры социологии Новоси- бирского государственного технического университета (нгту), А. Н. Степанова
archive -> На Ученом Совете философского факультета
10615 -> Экстрапунитивный, неконгруэнтный аскет с дивергентным мышлением
data -> Проблемы молодежной науки и молодежных и общественных объединений в подготовке и социализации молодого специалиста


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница