Отличительными признаками федерации являются



Скачать 133.55 Kb.
Дата10.05.2018
Размер133.55 Kb.

ФЕДЕРАЛИЗМ

Федерализм – форма государственного устройства, существующая обычно в многонациональных государствах. Несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

Отличительными признаками федерации являются:

1)территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов(штатов, кантонов, земель, республик и т.п.);

2)субъекты федерации обычно наделяются учредительной властью, т.е. правом принятия собственных конституций;

3)компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией;

4)каждый субъект федерации имеет свои правовую и судебные системы;

5)в большинстве федераций одновременно существует единое союзное гражданство и гражданство союзных единиц.

Федерализм одновременно генерирует и поддерживает как единство, так и многообразие. Эта двойственность отражается в смешивании употребления самого термина. Часто используют термины “ федерализм”, “федералист” и “федерализировать” при описании как процесса унификации, так и распространения политической власти.

Федерализирование включает в себя как создание и сохранение единства, так и распространение власти во имя различия. Вот почему федерализм не должен размещаться только на континууме (непрерывное образование)“централизация-децентрализация”. Совместно с ним – и на другом континууме который основывается на нецентрализации или эффективном сочетании единства и многообразия.

Федерализм удовлетворяет как потребности людей, так и интересы государственных институтов. Он объединяет людей для достижения общих целей и не дает государственным институтам поглотить потребности людей. Т. е. он дает возможность сохранить самостоятельное существование и тем и другим

Федерализм – это, пожалуй то самое, когда “и волки сыты, и овцы целы”. 90 % политической деятельности в любой стране направлена на то, чтобы каким –то образом уладить почти неразрешимые проблемы между “овцами” и “волками”. При определенных обстоятельствах федерализм служит весьма полезным инструментом для разрешения именно таких проблем. Идея федерализма и федеративные сообщества многократно появлялись в истории человеческого общества как основное средство улаживания разногласий в нем. Наше время возрождает эту идею в новом её понимании и реализации.

Если расшифровать весьма двусмысленный термин “федерация”, федерализм распространяет территориально политическую власть во имя свободы и одновременно концентрирует её от имени одного энергичного правительства.

Федерализм возникает и живет потому, что политические, социальные институты и отношения наилучшим образом устанавливаются посредством договоров и соглашений или других контрактных документов, они не появляются в результате естественной эволюции. Другими словами, создавая федерацию, люди могут делать сознательный выбор.

Федерализм основан на определённом виде конституциональной структуры. Её можно легко видеть в разграничении полномочий между федеральным правительством, с одной стороны, и территориальными правительствами федерации – с другой.

Если деление полномочий легко обозначить, то труднее разобраться в организации правительственной структуры федеративных субъектов на нецентрализованной основе. Нецентрализованность - характерная черта федерации.

Полномочия центрального правительства внутри федерации передаются многим центрам. Это гарантировано федеральной конституцией. Структурная дисперсия полномочий среди многих центров – главные характеристики федеральной демократии.

Нецетрализация совсем не то же самое, что децентрализация , хотя последний термин часто(ошибочно) употребляется вместо первого при анализе федеративных систем.

Децентрализация означает существование центральной власти, центрального правительства, которое может децентрализовать или рецентрализвать по своему желанию. В децентрализованных системах распространение власти фактически является благосклонностью, а не правом, и в конечном итоге это интерпретируется именно так.

В нецентрализованных политических системах власть распространяется таким образом, что она не может быть легитимно централизована или сконцентрирована без ломки структуры и духа конституции. Классические федерации – США, Швейцария и Канада имеют такие нецентрализованные системы. В каждой есть общее , национальное правительство, которое эффективно действует во многих областях для достижения различных целей. Однако не централизованное правительство управляет всеми линиями политических коммуникаций и принятием решений.

В каждой из федераций правительства штатов, кантонов или провинций полномочия получают не от федерального правительства, а от населения. Они в большей степени невосприимчивы к федеральному вмешательству. Функционально они разделяют многие виды деятельности с федеральным правительством, но не за счёт потери функции политикотворчества и полномочий принимать собственные решения.

Если использовать другие примеры, то децентрализация означает или иерархию правительств с градацией власти, текущей снизу вверх, или центр с периферией. Образ иерархии стал сегодня доминирующим в большинстве дискуссий о правительственных системах. Он был взят один к одному из мира бизнеса и армии. Иерархические образования и образования центр-периферия принимаются большинством современных исследователей управления как “естественные” с одной лишь разницей – является ли государственный контроль бюрократическим или парламентским.

Иерархия центр-периферия - обманчивые образы для концептуализации федеративных систем и неподходящий базис для организации демократических образований.

Нецентрализация понимается как матрица правительств с полномочиями , распределенными таким образом, что ранговый порядок нескольких правительств не зафиксирован. В США, например, федеральное правительство первенствует в международных делах и обороне, штаты главенствуют в вопросах дорожного строительства и эксплуатации дорог, высшего образования и общественного благосостояния. За местными органами власти и последнее слово в области начального и среднего образования, жилья и территориального зонирования. Источники финансирования могут влиять на порядок владения правительствами определенными полномочиями, но редко меняют порядок значительным образом. В любой матрице нет высших или низших центров власти, есть только большие или меньшие арены действий и политических решений. Это более точное описание федеративной системы, чем пирамида. Пирамида приводит только к одному набору понятий , к тому ,что представляет распределение полномочий в национальном масштабе по разным уровням управления – “выше” и “ниже”.

Используя матричную модель, можно увидеть распределение полномочий на разных уровнях для достижения различных целей. Матрица центров принятия решений соединяется через формальные линии власти как через формальную или неформальную линии связи, пересекающие её. Конституция обеспечивает рамку или скелет структуры, которая обрастает формальными или неформальными институциональными образованиями , часто дублирующими друг друга. В этом смысле коммуникации служат в качестве нервов общей системы. Великая сила федерализма (включая идею, структуру и процессы, вытекающие из него) лежит в его гибкости (или способности адаптироваться), но именно эта сила делает федерализм трудным для удовлетворительного использования.

Имеется шесть видов двусмысленности относительно федерализма.

1.Имеется несколько разновидностей политических образований, которые можно называть федеративными.

2.Федерализм направлен на достижение и сохранение, как единства, так и разнообразия.

3.Он включает как структуру, так и процесс правления.

4.Он – это и политический, и социально-экономический феномен.

5.Он - это и цель, и средство.

6.Он преследует как ограниченные, так и всеобъемлющие цели.

Имеется три основных модели современного федерализма:

США – Фактически настоящее значение американского федеративного решения состояло в разрешении проблемы исключительно суверенитета штатов. Другими словами: обеспечить современную альтернативу для организации государственного образования на наиболее демократической основе.

Швейцария – первая современная федерация, построенная на коренных этнических и лингвистических различиях, которые считались вечными и потому заслуживали того, чтобы их уладить.

Канадская система основана не только на обществе с многообразными культурными традициями, но и на идее того, что федеративная система может быть скомбинирована с парламентским режимом по Вестминстерской модели( речь идет о том, что законодательные акты метрополий могут противоречить законодательным документа центра, что было узаконено парламентом Англии в отношении её бывших колоний в начале 30-х годов).

КОНФЕДЕРАЦИИ

С появлением перманентных многонациональных “сообществ”, первым примером чего является Европейское сообщество(ЕС), мы становимся свидетелями возрождения конфедеративных образований. Несмотря на колебания стран–участников относительно передачи и даже делегирования национальных полномочий, ЕС получило весьма реальное существование и статус “политической личности”.

Имеется много признаков того, что ЕС с его функциональными образованиями предзнаменовывает возрождение конфедеративного правления также и в других частях света. Например, это можно связать с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Сегодня в мире действует несколько конфедераций подобного рода, из которых наиболее известны Европейское Сообщество и Бывшая Британская Вест-Индия, не удавшаяся как федерация. Интеграция в Вест-Индии послужила функциональным базисом с общим федеральным судом, общей валютой и и банком, общим рынком и университетом.(государства расположенные на островах Индийского океана между Северной и Южной Америкой, бывшие колонии Европейских стран).

Вторичное появление конфедераций в качестве жизнеспособной формы правления – важная веха в истории федерализма по некоторым причинам. Их кончина как работоспособного проявления федерализма в конце ХУШ и в начале Х1Х вв. имела отношение к превалирующей концепции государственного устройства. Идея нация-государство, обладающего полным суверенитетом и включающего единую нацию, потенциально, если не действительно, имела отрицательное влияние на конфедерацию как форму государственного образования, потому что нарушала или существенно сокращала оба измерения современного государства.

В наше время понятие абсолютного национального суверенитета исчезает перед лицом реальной международной взаимозависимости. Миф нации-государства уступает место близкой всемирности многонациональных государственных образований. Появляются новые концепции политического порядка , создающие концептуальное пространство для конфедераций. Хорошо теоретически обоснованных положений для данной конфедерации пока нет, хотя функционалисты обеспечили основу для её развития.

АССИМЕТРИЧНЫЕ ФЕДЕРАЦИИ

!

Союз большого и маленького



государства

Вместо того, чтобы стремиться к полной независимости , они выбрали ассимметричные федеративные ассоциации с более крупным государством на основе внутренней автономии и самоуправления, которое позволяет им делиться преимуществами ассоциации с более крупной властью, не будучи её частью даже в качестве составного государственного образования.

Данный феномен, известный иногда как свободная ассоциация , проявляется в двух формах:

1. Ассоциированное государство. Любое из двух государств может в одностороннем порядке прекратить отношения по процедуре, указанной в договорных документа;

2. Присоединившееся государство. Каждое изменение отношений должно устанавливаться обеими сторонами на взаимной основе (Нидерландские Антиллы и Нидерланды, Пуэрто-Рико и США).
Кондоминиумы

Это – необычайное и редкое проявление федерализма. В них ответственность за управление определенного вида государственного образования разделяется между двумя(или более) внешними политическими единицами. Примером может служить триадное образование Андорра-Франция-Испания, которое существует более 700 лет и имеет все характеристики федерализма. Она сохранила свою независимость, располагаясь между двумя государствами, внутреннее самоуправление, хотя формально конституционно была наделена двумя внешними властями ограниченными полномочиями управления.

ЛИГИ

Они представляют другой, хотя и ограниченный , вид использования федеративных принципов. Они служат для соединения полностью отличных друг от друга политических образований в течении продолжительного периода времени. Наиболее выдающимся примером этой формы на сегодняшний день можно назвать таможенные союзы. Одной из лиг долгожительниц является Лига Арабских Государств.



ФОРАЛИСТИЧЕСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

Отношения между сводным правительством федерации и правительствами её составных частей основывается на системе двухсторонних соглашений, каждое из которых предназначено специально для составного государственного образования.

Слово “форалистический” происходит от испанского слова – фуэрос(классический термин для определения оговоренных между королем и провинциями привилегий в средневековой Испании). Фуэрос представляет собой средневековые конституции, утверждающие традиции местной свободы, которые независимы от любых пожеланий верхнего государственного образования.

Поскольку идея данной формы отношений основывается именно на принципе двухсторонних индивидуальных отношений, форалистический федерализм лучше всего подходит для ситуаций, не являющихся ассиметричными , но имеющих общее сводное правительство с составными государственными образованиями.

Искусство и умение соединять государства – суть искусства и умения федерализма. Изучение этих соединений - законная ветвь политической науки, значимость которой становится все больше и больше.
ОСНОВНЫЕ ФЕДЕРАТИВНЫЕ ФОРМЫ

Союз


Федерация

Конфедерация

Присоединившиеся государства

Ассоциированные государства

Кондоминиум

Лига


МЕСТНЫЙ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

Все отмеченные особенности федерализма имеют место быть также на местном уровне. Например, Израиль формально является централизованным государством, de fakto организованным на консоциальной основе с минимальным выражением политических дел с точки зрения территории. Однако на местном уровне сельские поселения соединяются через региональные советы, что является классической федерацией в современном смысле слова.

Города –метрополии Израиля соединены друг с другом конфедерациями, действующими с ограниченными целями. Большинство более крупных городов являются союзами изначально независимых соседств или подразделений( в Иерасалиме и Хайфе по крайней мере) . Термин “союз” предусматривает сохранение контроля соседних территорий над проведением определенной политики, влияющей на них самих. Все города страны образуют лигу для определенных , ясно обозначенных целей в Союзе местных властей Израиля.

Федерализм введен как решение проблем политической интеграции в регионах метрополий. Канадские эксперименты (в частности в провинции Онтарио и ,особенно, в городе – метрополии Торонто) хорошо используются федеративные принципы.

США попробовали несколько другие устройства на основе федеральных принципов в Майами(графство Дэйд), в городах – близнецах Миннесоты и других штатах. Многие крупные города Европы , такие как Париж и Лондон, являются примером двухъярусных квазифедеративных образований(квази – якобы, примерно).

Федеративные принципы также используются как основа для негосударственных ассоциаций, как общественных, так и частных, что характерно для современного мира.

Рабочие союзы во многих странах организованы по федеративным линиям относительно связей, которые формируют основу для крупных национальных рабочих конфедераций. Тоже самое касается деловых и промышленных ассоциаций, торговых палат, союзов здравоохранения и благотворительности.

Когда общественные неправительственные органы используют федеративные образования , они часто делают это на функциональной, а не на территориальной основе, тем самым добавляя другое измерение к использованию федеративных принципов.

Современная корпорация в определенной степени имеет свои корни в одном варианте идеи договора, которая лежит в основе современного федерализма. Когда корпорации вырастали в размере, они часто должны были прибегать к использованию федеративных образований, если не полностью федеративных норм организации. И использовали по тем же причинам, которые вели государства в этом направлении – более эффективно управлять очень сложными предприятиями. За последние годы промышленные конгломерации продвинулись в использовании этих принципов дальше, чем когда - либо.

Рабочие союзы и деловые структуры часто группируются вместе по отраслевым федерациям. Подобные образования – частое явление в федеративных политических системах, в которых неправительственные группы должны приспосабливаться к распределению политической власти на федеральной основе. Хотя они и не ограничены подобными политическими системами, но все же данное явление присуще всем демократическим странам, где есть федеративное измерение, варьирующее от символического к серьезному.

Распространенность федеративных средств и образований отражает степень федералистической революции и её влияние на развитие параллельной системы организации человеческого общества в наше время.

ТЕРРИТРИАЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ

Существование федерализма играет главную роль в формировании географического базиса социальных и политических организации в федеративных системах. Эта роль очевидна. Современные федеративные системы основываются на фундаментальном территориальном делении власти, поэтому территория становится основой для политических действий. Постоянные границы территориальных делений служат сильной основой для распределения властей.

Как постоянные политические единицы, они предлагают непрерывные возможности для того, чтобы различные интересы нашли своё выражение. Поскольку каждый интерес, новый или старый, волей-неволей размещается на некоторой формально определенной политической территории, он может набрать некоторую степень выражения более или менее пропорционально своей силе просто путем использования политических механизмов страны.

Территориальное деление власти также можно использовать для защиты национальных меньшинств и национальных сообществ, давая им большую автономию внутри их собственной политической юрисдикции.

Географическое влияние федерализма имеет и такое измерение. Федеративные государства – это исключительно те государства, где ни один из городских центров не является доминирующим. Внутри федеративной матрицы есть также сеть городов относительно равной возможности, часто специализирующихся на одном или больше видов деятельности. Настоящие федеративные системы не имею столиц, они имеют места, где сидит правительство. “Столица” подразумевает место на вершине государственной пирамиды, в то время как “место” правительства предполагает место сбора.

КУЛЬТУРНЫЙ РАЗРЕЗ

Федерализм подразумевает социальные, политические и культурные взаимодействия между людьми как координацию, а не отношения типа “управление-подчинение”, договорное сотрудничество или разделение полномочий между сторонами.

Во многих отношениях жизнеспособность федеративных систем прямым образом соотносится со степенью их культурного внедрения в гражданское общество. Наложение федеративных структур на общество, не настроенное таким образом на федеральные отношения, редко имело успех в создании истинных федеративных систем.

С другой стороны , некоторые союзы , использующие федеративное устройство , поддерживают эти образования , несмотря на кажущиеся неадекватные конституционные гарантии, потому что в них существует поддержка со стороны культуры с её глубокими корнями.



Федеративные формы иногда пускают корни в ярко выраженные иерархические социальные отношения, когда местная культура включает традиционную приверженность к местной автономии внутри составных единиц, потому что люди имеют глубокие корни привязанности к ним.
Каталог: distance -> gukov
distance -> Семья и брак как предмет исследования в социологии
distance -> Кирдина Светлана Георгиевна, к
distance -> Отчет по «Молодежной анкете»
distance -> Биография и проблематика конфликта в социологии М. Вебера
distance -> Можно отметить два основных течения, в русле которых в основном шло развитие социологии в России это позитивизм О
distance -> Институциальная социология- направление в современной социологии, изучающее устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни
gukov -> Процессы и система принятия управленческих решений понятия и предпосылки принятия решений


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница