«Отечеству полезным быть!»: страницы истории Царскосельского Императорского лицея (1811)



Скачать 111.47 Kb.
страница1/7
Дата03.06.2018
Размер111.47 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7

«Отечеству полезным быть!»: страницы истории

Царскосельского Императорского лицея (1811).

Автором замысла создания лицея был выдающийся общественный и государственный деятель, основатель российской юридической науки Михаил Михайлович Сперанский (1772 – 1839).

Сперанский считал, что лицей будет «не просто школой для подготовки чиновников, но учебным заведением, которое должно воспитать людей для новой России, обладающих широчайшими знаниями, умеющих мыслить, любить Отечество и трудиться на его благо».

Статус лицея.

Из Постановления о лицее, 12 августа 1810 г.: «Лицей находится под особым покровительством Его Императорского Величества; в правах и преимуществах своих равняется с Российскими университетами; выпускники лицея получают гражданские чины 14-го - 9-го классов; желающие поступить на военную службу проходят дополнительное военное обучение и получают права окончивших Пажеский корпус».

Из «Высочайшей грамоты», дарованной Александром I Императорскому Царскосельскому лицею в день открытия – 19 октября 1811 г.: «Некоторое число отличнейшего по талантам и нравственным качествам юношества мы желали предназначить особенно к важным частям государственной службы... Склонности и познания, здесь приобретенные, решат, какой путь потом избрать оно должно к ознаменованию себя истинными сынами Отечества».

Устроители Лицея находились под влиянием системы образования и воспитания древнегреческого философа Аристотеля и педагогических взглядов французских просветителей.



Ликей (др.- греч.) – Лицей – так называлась школа древнегреческого ученого и философа Аристотеля (335 г. до н.э.), получившая свое название от храма Апполона Ликейского, близ которого находилась. Общение со слушателями и чтение лекций проходило обычно во время прогулок по аллеям сада, украшенным статуями Муз.

Французский философ Ж.Ж.Руссо предложил своеобразную схему периодов детского роста, в которой подростки 12 – 15 лет относились к 3 периоду, в котором акцент ставился на «умственное воспитание»; к 4 периоду он относил юношей от 15 до 18 лет, акцент ставился на воспитание «нравственное».

Русские просветители (В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев) важнейшей обязанностью человека считали служение своему Отечеству, ради блага которого нельзя щадить ни сил, ни здоровья, ни "живота своего".




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница