Освещаются вопросы о



Скачать 87.27 Kb.
Pdf просмотр
страница1/5
Дата10.05.2018
Размер87.27 Kb.
  1   2   3   4   5

работы, 15,4% не видят для себя никаких перспектив на рынке труда, а 22,4% опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос.
Относительно благополучные результаты проведенного обследования свидетельствуют о ситуации лишь на небольшом сегменте молодежного рынка труда Москвы. Характе- ристики занятости и безработицы среди лиц, не охваченных высшим профессиональным образованием, очевидно, иные. Однако выявленные в ходе исследования социально-психо- логические аспекты достижения эффективной занятости молодежи вполне могут быть реализованы совместными усилиями всех участников молодежного рынка труда - госу- дарства, работодателей и самих молодых работников.
© 2002 г.
С.И. СЕРГЕЙЧИК
ФАКТОРЫ ГРАЖДАНСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
СЕРГЕЙЧИК Сергей Игнатьевич - доктор исторических наук, профессор Московского
городского педагогического университета.
В последние годы на страницах журнала "Социологические исследования" публикуются содержательные материалы по проблемам социализации молодежи, в том числе учащейся.
В них анализируется функционирование отдельных социальных институтов в области профессиональной социализации учащихся, показываются особенности их социализации в процессе реформирования российского общества. Однако, на мой взгляд, еще недостаточно освещаются вопросы о гражданской социализации подрастающего поколения. Обращаясь к понятию "гражданская социализация", следует подчеркнуть, что оно характеризует процесс усвоения каждым индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности, позволяющих ему функ- ционировать в качестве полноправного члена общества. Содержание его, на наш взгляд, определяют три элемента: 1) профессиональная социализация, позволяющая молодому че- ловеку приобрести знания, освоить трудовые навыки и опыт в одной или ряде профессий;
2) правовая социализация, направленная на устранения среди молодежи правового нигилиз- ма, уяснение каждым молодым гражданином своих прав и обязанностей; 3) политическая социализация, способствующая повышению активности каждого индивида в защите своих прав и свобод, в управлении государственными и общественными делами. В данной статье акцентируется внимание на роли субъективного фактора в деятельности различных обра-
зовательных учреждений по гражданской социализации учащейся молодежи.
Постановка вопроса о гражданской социализации молодежи, ее содержании и акту- альности объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, мировое сообщество в лице наибо- лее развитых стран вступает в информационную цивилизацию, другие государства находят- ся на пороге к ней. В этих условиях, как отмечает известный американский социолог
О. Тоффлер, основанная на силе и богатстве власть утрачивает свое влияние, хотя и не ис- чезает полностью. Мускульная сила как способ получения богатства уступает место суиер- символической экономике информационного общества. Особую власть приобретают знания в различных видах: информация, наука, этика, искусство, формирующие нравственные качества молодого человека, его гражданскую позицию [1]. О роли знаний в современном мире свидетельствует рост численности молодежи со средним и высшим образованием: за период с 1960 по 1995 гг. количество лиц, охваченных средним образованием, увеличилось в мире с 91 до 372 млн. человек, а студентов - с 13 до 82 млн. [2]. В большинстве про-
107


Каталог: data -> 064
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии
064 -> Программа дисциплины «Инновационная деятельность как предмет философского анализа»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница