«ОсОбый путь» россии и стимулиРОвание иннОвациОннОй активнОсти



Скачать 156.54 Kb.
Pdf просмотр
страница1/12
Дата04.06.2018
Размер156.54 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


119
А. СкоробогАтов,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры институциональной
экономики СПб филиала гУ—вШЭ
«ОсОбый путь»
РОссии и стимулиРОвание
иннОвациОннОй активнОсти
Один из очевидных факторов «богатства народов» в современном мире — это инновационная активность, которая нередко рассматрива- ется в качестве непосредственной причины процветания стран, занима- ющих лидирующие позиции в мировой экономике. Но инновации воз- никают в определенном институциональном контексте. В современной неоинституциональной теории основной акцент обычно делается на тех факторах, которые определяют востребованность инноваций и обусловленное ими вознаграждение для тех, кто их разрабатывает и внедряет. Прочим, более «бескорыстным» институтам уделяется меньше внимания. В настоящей статье делается попытка восполнить этот пробел и, в частности, рассмотреть коммерческие инновации в их связи со всей сферой творческой деятельности, а среди институтов, определяющих интенсивность и содержание инноваций, особо выде- лить институты внерыночного характера. Это позволит лучше понять институциональное своеобразие России, определяющее творческие процессы в стране и ее инновационную активность.
То, что с инновациями могут быть связаны какие-либо коммер- ческие перспективы, было по-настоящему осознано лишь в результате промышленной революции. Ее начало принято относить ко времени, когда в производство впервые были внедрены паровой двигатель, а так- же ткацкие и прядильные станки, обеспечившие многократное повы- шение производительности труда в ключевой для тогдашней Англии текстильной отрасли. Изобретения, положившие начало промышленной революции, представляли собой классический вариант технологических инноваций — кардинальных изменений в технологии, обеспечивающих экономию затрат. Технологическими инновациями вкупе с инновациями продуктовыми — изобретением новых продуктов или усовершенство- ванием старых, по сути, исчерпывается та творческая деятельность, которая была непосредственно нацелена на коммерческий результат.
Следует, однако, выделить и такую разновидность творческой активности, которая не обеспечивает никаких коммерческих резуль- татов. В частности, продукция, создаваемая в сфере фундаментальной науки и некоммерческого искусства, не является коммерчески перс- пективной, поскольку может представлять интерес лишь для очень узкого круга потребителей и имеет в какой-то мере экспериментальный характер. Большая часть такой продукции отражает лишь творческий поиск ученого или художника и в этом качестве может представлять интерес только для самого творца и, возможно, для тех, кто, подобно ему, ищут новые формы или идеи в той же или близкой области.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница