«Особенности русского народного творчества»



страница1/17
Дата03.06.2018
Размер1.26 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ НИЗАМИ


«Устное народное творчество»

(тексты лекций)

Составитель: доцент Чекулина Н.А.

ТАШКЕНТ – 2015

Лекция 1.

Тема: «Особенности русского народного творчества».

План:


  1. Специфика фольклора.

  2. Состав и классификация жанров.

  3. Зарождение науки о фольклоре.

  4. Значение фольклора.

К народнопоэтическому творчеству применяют термин «Фольклор». Это термин означает: мудрость народа, народное знание. Термин вошел в употребление с середины XIX века. Его ввел в 1846 году английский ученый Вильям Томс.

Фольклор – сложное синтетическое искусство. В его произведениях соединяются элементы различных видов искусства: словесного, музыкального, театрального. В фольклоре нужно видеть совокупность связанных между собой различных видов искусства, а также знаний, выраженных в художественно-образной форме.

Синкретизм (многофункциональность, многозначимость) – одна из основных черт фольклора. Под синкретизмом понимается существование многих жанров в единой форме.

Наука о фольклоре – фольклористика – изучает устное народное творчество. Она решает вопросы: о его происхождении, о его отношении к литературе, о специфике жанров.

В древности произведения фольклора принадлежали не только области искусства, но были научными знаниями.

В произведениях фольклора присутствуют: антропоморфизм, магизм, анимизм. Исследователи утверждают, что основная черта фольклора 0 его коллективность. Другие его признаки: устность возникновения и бытования, постоянная изменяемость его произведений.

Между системой фольклора и системой литературы существует системообразующие отношения, выявление которых составляет главную суть решения литературно-фольклорной проблемы. В художественном произведении встречаются элементы. Произведения создаются в духе поэтической традиции. Обращение писателей к фольклорной традиции принято называть фольклоризмом.

Устная речь, по представлениям семиотики, распадается на три семиотических типа текста: разовое сообщение, молва, фольклор. Устный текст, материал которого умирает с произнесением, может храниться только в памяти людей. С точки зрения репродукции тексты бывают нерепродуцируемыми и репродуцируемыми. Первые – это разовые сообщения, вторые – молва и фольклор. Форма репродукции двоякая: 1) текст может называться в семиотике молвой; 2) текст может быть сообщен одному и тому же лицу как угодно много раз; такой текст в семиотике называют фольклором. Фольклорный текст интересен всегда, поэтому он и может быть повторен одному и тому же лицу неограниченное число раз. Это значит, что фольклор содержит правила и прецеденты деятельности, выраженные в прямой или иносказательной форме, - как деятельность или как игра, как учебный предмет и как модель мира или поведения или как прогноз развития ситуации за пределами речи.

Такое семиотическое определение фольклора в основном совпадает с пониманием фольклора в фольклористике.

Фольклорист не может обойтись без основных понятий:

а) знание конкретных фольклорных текстов и разных методах записей;

б) знания генеалогических и типологических сопоставлений через «сюжеты» и «мотивы» фольклорных произведений разных народов;

в) знания социально-культурной стратификации фольклорных произведений (мифы космологические, тотемические, культурные, сказки крестьянские, городские, солдатские);

г) знания жанровой стратификации фольклорных текстов (пословицы, поговорки, загадки, сказки).

Познавательное значение фольклора заключается в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни. Он дает знания об истории общественных отношений. Фольклор рассказывает о крестьянском труде, обычаях далекого прошлого. Дает представление о быте, домашней утвари. Является своеобразным календарем знаменательных дат. Говорит о приметах погоды. Раскрывает характеры героев и их поступки.

Воспитательное значение фольклора состоит в том, что его произведения воспитывают чувства: любовь к родине, к природе, уважение к старшим.

Эстетическое значение фольклора в том, что произведения являются замечательным искусством слова. Фольклор имеет большое значение для развития всех видов профессионального искусства: литературы, музыки, театра. Фольклорные традиции присутствуют в творчестве Айтматова, Санги, Ходжера, Шесталова, Ледкова, Распутина, Белова, Шукшина, Абрамова, Астафьева, Казакова и т.д.

Отношение к народному творчеству было отрицательным в XI – XVII веках. Пытались уничтожить нецерковное искусство. В петровскую эпоху возникает интерес к народной поэзии. Татищев написал работу «История Российская». А.Кантемир ставил вопрос о народной поэзии как виде литературной деятельности. Обратились к народной поэзии и В.Тредиаковский, М.Ломоносов. В работе С.Крашенинникова был собран богатый материал фольклора Камчатки. В 70-е годы издаются сборники, собравшие фольклорные тексты. «Собрание русских простых песен с нотами» (Трутовский).

XIX век был ознаменован декабристской фольклористикой. Декабристы издавали альманах «Русская старина» (1825), издателем был декабрист А.Корнилович, записи В.Д.Сухорукова.

Как и декабристы, Пушкин обратил особое внимание на вольнолюбивые мотивы народной поэзии. Песни о Разине в литературной обработке Пушкина. Пушкина привлекали разбойничьи и исторические песни. Фольклорные тексты, записанные Пушкиным, составили довольно значительное собрание. Фольклорные материалы легли в основу таких произведений Пушкина, как «Жених», «Сказка о попе…», «Братья – разбойники».

В 30-х и 40-х годах XIX века наряду с развитием прогрессивных идей отчетливо обозначаются консервативные тенденции в собирании и изучении фольклора. Они связаны с официальной народностью и славянофильством. Министр С.Уваров вывел формулу о единстве «православия, самодержавия, народности». Печать официальной народности лежит на трудах ряда ученых. В наибольшей мере она чувствуется в работах И.М.Снегирева, И.П.Сахарова, А.В.Терещенко. Наибольший интерес представляют книги профессора Московского университета И.М.Снегирева. В начале 30-х годов он издал исследование «Русские в своих пословицах». Вышли книги И.П.Сахарова «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков» – 2 тома, «Песни русского народа» - 4 тома, «Русские народные сказки». А.В.Терещенко издал семь трудов «Быт русского народа».

С представителями теории официальной народности сближались славянофилы. Они утверждали, что реформы Петра I были исторической ошибкой, и что на народных идеалах лежит печать христианского восприятия мира. Особое внимание к духовным стихам, христианским легендам, обрядовой поэзии. По представлениям славянофилов, русский народ был носителем христианской идеи смирения и покорности. Славянофилы отстаивали систему феодально-крепостнического строя. Видным представителем славянофильства был -–Петр Васильевич Киреевский. В 30-х и 40-х годах вместе со своим другом поэтом Н.М.Языковым он стал центром, вокруг которого сгруппировались любители фольклора.



Мифологическая школа.

Вплоть до 40-х годов XIX века фольклористики как науки не было. Первая школа (мифологическая) утверждается в середине XIX века. Она была связана с именем Буслаева Ф.И. Он отрицательно относился к славянофильству и демократическому направлению. Он предлагал отстраниться от политической борьбы. Снимал проблему воспитательного значения народной поэзии в современных условиях и сосредоточил внимание на прошлом. Он называл своими учителями Гриммов. Он считал миф первоосновой народного творчества. Дух народа проявляется в коллективном искусстве. Буслаев утверждал, что в фольклоре существуют древние и новые слои. Былины он делил на древнейшие (первобытные, мифические) и позднейшие (исторические). Древнейшие слои былин сохранили образы мифических богатырей (Микула Селянинович, Святогор): Позднейшие – исторических лиц (Добрыня, Алеша). Буслаев был первым ученым, который ввел курс народной поэзии в университетское преподавание (1857).



Александр Николаевич Афанасьев. ПО образованию юрист. Ему принадлежат первые научные издания устного народного творчества русского народа. Он создал сборник русских народных сказок.

Александр Афанасьевич Потебня. Философской основой работ А.Потебни был субъективный идеализм. Он был собирателем и исследователем. Примыкая к мифологической школе, А.Потебня в решении ряда вопросов расходился со взглядами других ее представителей. Он утверждал, что в создании мифа и поэтического образа огромную роль играет слово.

Теория заимствования.

Проблема заимствования фольклора привлекала внимание ученых. Теория бродячих сюжетов оформилась в 60-е годы XIX века. «Романтический туман мифов» заменялся формальным сближением сюжетов. Теория заимствования была сформулирована в исследовании Т.Бенфея. Основное положение: родина сказок Индия. Все произведения эпоса идут оттуда. В Европу произведения шли тремя путями: 1) С восточного побережья Средиземного моря на крайний запад в Испанию, где арабы и евреи образовали государство, и создали мавританскую культуру. 2) С востока на запад, через греческий архипелаг в Сицилию. 3) Из Передней и Малой Азии через Византию на Балканский полуостров и на Русь.

Русский эпос не имеет национальной основы. Стасов В.В. разрабатывал вопрос об иноземном происхождении русских былин. Теория заимствования получила распространение в академических кругах. А.Н.Веселовский сопоставил сюжеты «Южнорусских былин» с произведениями европейской литературы и отрицал национальное своеобразие русских былин.

Теория самозарождения.

Теория самозарождения иначе: антропологическая теория. Основы заложил Э.Тейлор: «Изыскания о древней истории человечества», «Первобытная культура». Каждый народ создает свои произведения самостоятельно. В России прямых последователей этой теории не было. Учение этой школы стало одним из элементов основы теории исторической поэтики, созданной А.Н.Веселовским.



Историческая школа фольклористики.

Это работы В.Тредиаковского. Кантемира. Веселовского. Руководитель школы В.Ф.Миллер. Школа была связана с Московским университетом, профессором которого был Миллер.

Среди молодых ученых были С.К.Шамбинаго, М.Сперанский, Марков и др. Проблема: основной вопрос фольклористики о роли народных масс в истории общества и о формах их творчества. Собирательская работа. Экспедиции. Интерес к сказителям.

Жанры фольклора.


  1. Обрядовая поэзия:

а) календарная (зимний, весенний, летний и осенний циклы);

б) семейно-бытовая (родильная, свадебная, похоронная);

в) заговоры.


  1. Необрядовая поэзия:

  1. Эпические прозаические жанры:

а) сказка;

б) предание;

в) легенда.


  1. Эпические стихотворные жанры:

а) былины;

б) исторические песни;

в) балладные песни.


  1. Лирические стихотворные жанры:

а) песни социального содержания;

б) любовные песни;

в) семейные песни;

г) малые лирические жанры (частушки, припевки).



  1. Малые нелирические жанры:

а) пословицы;

б) поговорки;

в) загадки.


  1. Драматические тексты и действа:

а) ряженья, игры, хороводы;

б) сцены и пьесы.




Каталог: shaxsiyreja -> views -> majmua -> files


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница