Особенности организации и планирования учебной практики при подготовке социальных работников



Скачать 206.41 Kb.
страница1/2
Дата19.04.2018
Размер206.41 Kb.
ТипРешение
  1   2

УДК 37.013.42

ББК Ю98в2+ Ч30

Ю. В. Кушнир, П.Т. Кушнир
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
В цієї статті розглядаються основні проблеми з якими може зустритися викладач-керівник при організації практики студентів соціальних факультетів. Відображено значення соціального працівника в цілому для суспільства, розглядаються проблеми інтеграції теорії і практики студентів, анализируються етапы организації практики та роль викладача практики у процесі ії организації. Конкретизируються форми работи з клієнтом соціальної служби та змістовні ії елементи, на які слід звернути увагу при підготовці спеціалистів в області соціальної работи.
In the given work features of the organization and planning of educational practice are covered by preparation of social workers. Value of the social worker as a whole for a society is reflected, problems of integration of the theory and practice of students are considered, stages of the organization of practice and a role of the teacher of practice are analyzed during its organization. Forms of work with the client of a social service and their substantial elements to which it is necessary to pay attention by preparation of experts in the field of social work are concretized.
Создание и развитие системы социальных служб в Украине, и появление новых актуалий в профессии социального работника поставили перед руководителями органов социального управления проблему обеспечения квалифицированными кадрами для оказания помощи социально незащищенным категориям населения.

Решение вопроса о профессионализации социальной работы имеет глубокие традиции. Современное состояние общества показывает, что сфера социальной деятельности для подготовленного специалиста на сегодняшний день многогранна и сложна. Если обратиться к историческим аспектам данной профессии, то смело можно утверждать, что в цивилизованном мире профессия социального работника существует уже достаточно давно и, к тому же, имеет огромный опыт практической деятельности, который включает работу с различными категориями населения [2, С. 3; 5, С. 279-291].

Значительный опыт в организации и обеспечении общественных работ накоплен и в отечественной истории. На ранних этапах становления социальной работы система взаимопомощи в России и Украине носила благотворительный характер, была эпизодичной и ситуативной. Как отметил во введении к "Антологии социальной работы" М.В. Фирсов, "…лишь на рубеже веков оформляются тенденции перехода от добровольной помощи к профессиональной. Этому способствовали как социально-экономические причины, так и наличие сложившейся системы помощи различным слоям населения. Решение сложных социальных проблем – нищенства, безработицы, беспризорности, инвалидности, требовали от добровольных помощников, как достаточного количества времени для выполнения своих обязанностей, так и наличия определенных знаний и умений"[1, С.6]. Однако проблема специализированной подготовки для такой деятельности стала актуальна только в конце ХХ века.

Чтобы определить цели и задачи в процессе подготовки специалистов по социальной работе необходимо иметь четкое представление о сущности самого вида этой работы. Интересное определение социальной работе дает американский исследователь Ф.Г. Шервиш. По его мнению, "социальная работа – это профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или коллективам в повышении или восстановлении их способности к социальному функционированию и создании благоприятной общественной ситуации в их целях [7, С.280]". То есть, речь идет о своеобразной форме реагирования в кризисных ситуациях и инструменте внедрения социальной политики. Оказание помощи людям, которые попали в сложную жизненную ситуацию путем диагностирования их проблем, информационно-консультативной деятельности, прямой финансовой, социально-бытовой помощи, педагогической и психологической поддержке, которая стимулировала бы собственные силы клиентов, определяют характер предмета профессиональной деятельности социального работника.

Как видно из приведенного определения, социальная работа представляет собой сложный процесс, который требует глубоких знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д.

Многогранность социальной работы на современном этапе находит выражение и в выработке навыков взаимодействия профессионалов с социальными добровольцами. Будущие социальные работники, где бы они ни работали, нуждаются в умении разрабатывать и внедрять в жизнь программы с привлечением волонтеров. Напомним, что волонтер - это добровольный помощник, который предоставляет бесплатную помощь; человек, который переходит в распоряжение общества и способствует решению социальных проблем. Следовательно, добровольцы ничем не отличаются от других людей, но управлять ими в социально-педагогической работе следует особенным образом, чему можно учиться только на практике.

В связи с этим важнейшей задачей в обучении студентов социальной работе является интеграция теории и практики. Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленными студентами в вузе. Более того, она представляет собой базис для глубокого усвоения проблем, имеющим место в социальной сфере.

Проблема оптимизации процесса подготовки специалиста и повышение его эффективности пока еще недостаточно разработана. Вместе с тем, поиск новых подходов к кадровому обеспечению социальных служб сегодня ведется большим коллективом специалистов. Среди них такие исследователи как С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, С.И. Григорьева, Л.Г. Гуслякова, А.А. Деркач, В.И. Жуков, И.И. Зимняя, А.К. Маркова, И.Н. Семенов, В.Н. Сидоров, Л.В. Топчий и другие. Они не всегда имеют однозначные взгляды на проблему подготовки социальных работников, но, в целом, рассмотрение их позиций позволяет говорить о существующих недостатках или пробелах в этой работе. И основным таким "пробелом" является несовершенство технологии организации практической работы студентов социальных факультетов.

Организация учебной практики является одним из важных этапов учебного процесса при получении любой специальности, особенно социальной направленности. В связи с этим перед каждым учебным заведением поднимается вопрос о базе практики, где студенты могли бы закрепить полученные теоретические знания и отработать практические навыки и умения. Учитывая, что студенты получают в основном теоретическую подготовку, следует особое внимания уделить практическому образованию будущего специалиста. Кроме того, исследования, проведенные среди студентов-психологов старших курсов, о готовности к практической деятельности по специальности (исследование проводилось на базе практики в Донецком городском центре социальных служб для молодежи), позволили утверждать, что состояние тревожности и фрустрации у студентов к окончанию вуза повышается. Вызвано оно отчасти тем, что студент не владеет практическими умениями согласно требованиям профессии. Поэтому грамотно организовать практику в социальных учреждениях или на предприятии весьма важно и имеет актуальное значение.

Студенты должны научиться не только тому, как выполнять задачи социальной работы, но и как применить на практике полученные академические знания.

Ознакомительная практика в социальных службах способствует ранней социальной ориентации будущих специалистов. Именно здесь они получают информацию о различных направлениях социальной работы, об организуемых структурах социальной сферы горизонтального уровня.

Целью производственной практики является формирование знаний о социальных проблемах и формах участия государства в их решении, обучение навыкам профессионального наблюдения, общения и оказания помощи клиентам.

Студент-практикант должен получить как можно полное представление о социальных группах клиентов, их разнообразии и профессиональных особенностях работы с ними. Согласно положению о социальных службах в Украине "Клиент социальной службы - гражданин Украины, гражданин иностранного государства или лицо без гражданства, который находится в трудной жизненной ситуации и обратился за помощью в социальную службу; человек, который пользуется услугами социальных учреждений, непосредственно обращается за помощью, при этом обязательным является наличие устного договора или контракта, который касается предоставления услуг. К клиентам социальных служб для молодежи принадлежат многодетные, неполные и другие категории семей, дети-инвалиды и их родители, дети-сироты, выпускники интернатных заведений, подростки с девиантным поведением, молодежь, склонная к алкоголизму и наркомании, несовершеннолетние матери, беспризорные дети, бездомные, беженцы, переселенцы, семьи, которые разводятся, личности, склонные к суициду, а также те, кто вернулся из мест лишения свободы [8]".

Разнообразием общения с различными категориями населения нуждающегося в социальной помощи не ограничивается спектр необходимых навыков социального работника. По мнению Г.С. Абрамовой "профессия социального работника, в том числе социального педагога, в нашей стране не является массовой. Это приходится констатировать с сожалением, учитывая число проблем, с которым одному человеку (или семье) подчас просто не справиться [6, С.16]". Вот только некоторые из них: инвалидность, одиночество, психически больной член семьи, хронический алкоголизм родителей, хронические семейные конфликты, девиантное поведение подростков и т.п. социальная и физическая беспомощность человека - так кратко можно сформулировать проблемы, которые решает социальный работник, становясь важной частью жизни конкретного человека или конкретной семьи. Социальный работник организует жизнь и осуществляет часто очень длительный отрезок ее вместе с чужими для него людьми.

Е. Ярская-Смирнова утверждает, что профессиональная деятельность социального работника характеризуется тремя подходами при решении проблемы [7, С.49]:

1) воспитательный - роль учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник в таких случаях дает советы, обучает навыкам, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения;

2) фасилитативный - роль пособника или помощника, сторонника или посредника в преодолении трудностей и проблем. Социальный работник интерпретирует поведение клиента, объясняет сложившуюся ситуацию, предлагает и обсуждает план дальнейших действий клиента, помогает найти внутренние ресурсы;

3) адвокативный - роль адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые в состоянии самостоятельно защищать свои права. Такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении аргументов, подборе документальных законодательных материалов.

Центральное место в системе предоставления социальной помощи является взаимодействие социального работника с клиентом. Взаимодействие социального работника и клиента - это двусторонний процесс, в котором не только социальный работник оказывает влияние на клиента, но и социальный работник чувствует его влияние. Поиск возможных путей решения проблем - это их совместный поиск, который предусматривает мобилизацию усилий как одной, так и другой стороны.

В последние десятилетия были проведены исследования эффективности социальной работы. Выводы этих исследований свидетельствуют о том, что, как правило, проблемы клиентов решаются в первые шесть месяцев контактирования с социальным работником. Чаще всего происходят изменения, касающиеся сферы взаимоотношений. В свою очередь, социальные работники получают наибольшее удовольствие от тех видов деятельности, которые связаны с эмоциональной поддержкой клиентов[3, С.3].

Таким образом, социальному работнику необходимо научиться быть сердечным и доступным, но в тоже время необходимо уметь соблюдать профессиональную дистанцию, хорошо понимать разницу между личными и профессиональными отношениями. Этот аспект следует отрабатывать на практике с целью формирования навыков эффективного общения с клиентом.

Следует учитывать, что практическая социальная работа основывается на четырех основных процессах: определение проблемы клиента, разработка плана, реализация плана и оценка результатов[4, С.9]. В совокупности они составляют общую схему работы с клиентом:




Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Методы научного познания
123456789 -> Ввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввв
123456789 -> Учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
123456789 -> Национальная идентичность в социально-конструктивистской перспективе а. Л. Ластовский
123456789 -> Методические рекомендации для студентов факультета «Социальный менеджмент»
123456789 -> Средств массовой информации
123456789 -> Конфликт разума и чувств в комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница