Особенности личности и их коррекция у подростков с делинквентным поведением



страница1/5
Дата13.04.2018
Размер0.55 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5

На правах рукописи

ЧЕРНОБРОДОВ Евгений Романович

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ИХ КОРРЕКЦИЯ У ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

19.00.07 - педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Иркутск - 2008

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный

гуманитарный университет»

Научный руководитель:

доктор психологических наук, профессор Цветкова Римма Ивановна


Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор Ярославцева Ирина Владиленовна

кандидат психологических наук, доцент Петров Вячеслав Григорьевич


Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

Защита состоится 9 декабря 2008 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.072.01 при ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет» по адресу: 664011, г.Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 9, ауд.203.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Иркут­ский государственный педагогический университет»

Автореферат разослан 31 октября 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Л.В. Скорова

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Социально-экономические преоб­разования в России в начале XXI века, наряду с позитивными изменениями в обществе, усилили такие негативные тенденции, как резкое снижение востребо­ванности духовных ценностей, нарастание процессов деформации семьи, соци­альную и психологическую дезадаптацию детей и подростков, обострение кри­минальной обстановки и т.д. Данные изменения привели к росту в подростко­вой среде делинквентных форм поведения, которые нарушают правовые нор­мы, но не влекут уголовную ответственность из-за их ограниченной обществен­ной опасности (Ковалев А.Г., Кудрявцев В.Н., Реан А.А., Змановская Е.В.).

Изучение феномена делинквентного поведения проводится в рамках раз­личных отраслей науки: криминологии, социологии, психологии, педагогики, медицине. Исследования Г.М. Миньковского, К.Е. Игошева, А.Р. Ратинова по­священы причинам совершения правонарушений. В работах Ю.А. Клейберга, С.А. Беличевой, Е.В. Змановской, Л.В. Яссман рассматриваются механизмы де­линквентного поведения и его профилактика у подростков. Проблемы патоло­гических проявлений в поведении делинквентов представлены в научных тру­дах А.Е. Личко, В.Д. Менделевича, Е.Н. Кондрат, В.А. Гурьевой. Большой вклад в изучение психологических особенностей личности подростков с проти­воправной направленностью внесли М.А. Алемаскин, Д.И. Фельдштейн, Г.Г. Бочкарева, В.Г. Степанов. В зарубежной психологии различные аспекты делин­квентного поведения отражены в исследованиях А. Айхорна, А. Коэна, А. Фер-нхейма, П. Хейвена и др.

В настоящее время в связи с распространенностью и «омоложением» пре­ступности в молодежной среде большое значение имеет изучение личностных особенностей подростков как детерминант противоправного поведения. С точ­ки зрения личностного подхода (Ананьев Б.Г., Асмолов А.Г., Мясищев В.Н. и др.), особенности личности подростков с делинквентным поведением необхо­димо рассматривать во взаимосвязи с внутренними и внешними условиями их развития.

Исследование особенностей личности подростков с делинквентным пове­дением с точки зрения мотивационно-динамической (анализ проявления по­требностей, влечений, мотивов, установок и эмоций, определяющих выбор направленности поведения) и поведенческо-интеракционнистской (взаимодей­ствие между подростком и средой, обществом в целом, социальные установки, поступки) стратегий изучения организации личности позволит определить бо­лее эффективные пути воздействия на нее.

Психологические приемы коррекции личностных образований под­ростков с делинквентным поведением разрабатывали представители разных об­ластей психологии и смежных наук Б.С. Братусь, Р.И. Иманкулов, И.А. Кудряв­цев, СИ. Моисеева, СВ. Прокурова и др. Однако поиск таких приемов затруд­нен, поскольку среди ученых нет единого понимания самого понятия «делин-квентное поведение».

Делинквентное поведение подростков формируется вследствие глубокой деформации правосознания среди молодежи. В правосознании подростков воз­никают противоречия в связи с несоответствием провозглашаемых в обществе норм и фактическими примерами их реализации и интерпретаций. Если в под­ростковой среде преобладают не правовые, а псевдоморальные регуляторы по­ведения, то формируется ее асоциальная направленность. Одним из главных условий предупреждения и профилактики делинквентного поведения под­ростков, на наш взгляд, выступает направленное воздействие на психологиче­ские предпосылки и механизмы его развития.

Таким образом, исследование личностных особенностей подростков с де-линквентным поведением и разработка путей коррекции их негативных прояв­лений имеет большое теоретическое и прикладное значение. Недостаточная изученность особенностей личности подростков с делинквентным поведением, с одной стороны, и необходимость поиска эффективных приемов их коррекции, с другой стороны, определили выбор темы нашего исследования: «Особенности личности и их коррекция у подростков с делинквентным поведением».

Цель исследования: выявить характерные личностные особенности под­ростков с делинквентным поведением и разработать программу их коррекции.

Объект исследования: делинквентное поведение подростков.

Предмет исследования: особенности личности подростков с делинквент­ным поведением и возможность их коррекции в условиях Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

Гипотеза исследования. При проведении исследования мы исходили из следующих допущений:

  1. Личность подростков с делинквентным поведением характеризуется
    деформациями в мотивационно-потребностной и эмоционально-воле­
    вой сферах, искаженными социальными установками.

  2. Доминирующими негативными особенностями личности подростков с
    делинквентным поведением являются примитивные, слабодифферен-
    цированные потребности, неосознаваемые и аддиктивные мотивы,
    агрессивность, враждебность, тревожность, экстернальный локус
    контроля и асоциальные ценностные ориентации.

  3. Специальная организованная работа по коррекции личностных осо­
    бенностей подростков в условиях Центра временного содержания не­
    совершеннолетних правонарушителей будет способствовать повыше­
    нию их адаптационных возможностей и развитию правосознания, если
    опирается на психолого-педагогическую поддержку, средства регуля­
    ции эмоциональных состояний и социально-психологический тренинг.
    Условием эффективного воздействия на подростков с делинквентным
    поведением является организация профессионального взаимодействия
    всех субъектов коррекционного процесса.


Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме де­линквентного поведения.

  1. Выявить психологические особенности личности подростков с делин-
    квентным поведением и возможности их коррекции.

  2. Разработать и реализовать коррекционную программу, направленную
    на преодоление негативных личностных особенностей подростков с делин-
    квентным поведением.

Теоретико-методологической основой исследования являются прин­ципы единства сознания и деятельности, детерминизма, системности (Рубин­штейн С.Л., Леонтьев А.Н.), положения культурно-исторической теории разви­тия психики (Выготский Л.С.), подходы в изучении личности Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, В.Н. Мясищева, В.И. Слободчикова. В исследо­вании личности подростков с делинквентным поведением мы руководствова­лись теоретическими взглядами С.А. Беличевой, Г.Г. Бочкаревой, Б.С. Братуся, Е.В. Змановской, В.Н. Кудрявцева, А.Е. Личко, А.А. Реана, Д.И. Фельдштейна.

Психолого-педагогическая работа строилась на основе ряда подходов: личностно-ориентированного (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Ковалев А.Г. и др.), предполагающего организацию воздействия на поведенческие девиации, исходя из индивидуально-личностных особенностей подростков; личностно-де-ятельстного (Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Ананьев Б.Г.), выражающегося в стимулировании активности подростков посредством орга­низации социально и личностно значимой деятельности. Разработка и реализа­ция программы коррекции личностных особенностей подростков с делинквент­ным поведением осуществлялась в соответствии с принципами гуманистиче­ской психологии, учитывающей оптимистический взгляд на природу человека и ориентированную на побуждение самодвижущих сил развития личности (Маслоу А., Роджерс К., Асмолов А.Г., Гарбузов В.И. и др.).

Методы исследования. Для достижения целей и решения поставленных задач был применен комплекс методов, таких как теоретический анализ науч­ных источников по проблеме исследования, методы получения эмпирических данных, а также психокоррекционные методики. В диагностической части ис­следования применялись стандартизированные методики («Шкала совестливо­сти» В.М. Мельникова, «Когнитивная ориентация (локус контроля)» Дж. Рот-тера, опросник склонности к отклоняющемуся поведению, диагностика состоя­ния агрессивности А. Басса - А. Дарки, опросник личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера - Ю. Ханина, диагностика осознанности различ­ных компонентов мотива А. Ермолина - Е. Ильина, диагностика психических состояний и свойств личности (К. Леонгарда - X. Шмишека, сокращенный ва­риант MMPI, 16-факторный опросник Р. Кеттелла), а в коррекционной части разрабатывалась авторская коррекционная программа, в которую вошли комплекс методов регуляции эмоциональных состояний (дыхательная разминка по К. Рудестаму, аутотренинг Е.И. Рогова и Н.Н. Петрова, нервно-мышечная релаксация по Э. Джекобсону, упражнения на визуализацию по Д. Рейнуотеру), психотерапевтические методики В.И. Гарбузова, терапия общения с живой при­родой, социально-психологический тренинг, дебрифинги, психологическое консультирование, авторская анкета «Личность и общество», беседы. Получен­ные данные обрабатывались методами первичной и вторичной статистической

обработки результатов эксперимента с помощью программ SPSS (версия 11.5) и Farotb Inc. (версия 1.0.3.193) (проводились факторный анализ по методу выде­ления главных компонент вращением по методу варимакс, дисперсионный, дискриминантный анализы, тест на проверку «нормального закона распределе­ния», параметрический t-критерий Стьюдента).

Организация и база исследования. Работа проводилась в период с 2002 по 2008 гг. в три этапа. На констатирующем этапе исследования выборка соста­вила 200 человек. Изучались особенности личности подростков, находящихся в следственном изоляторе (СИЗО) 27/1 г. Хабаровска (84 человека) и в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) управления внутренних дел по Хабаровскому краю (экспериментальная группа, 23 человека), состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних г. Хабаровска, Хабаровского района и района им. Лазо Хабаровского края (всего 31 человек), учащихся Хабаровского торгово-экономического техникума (39 человек). Формирующий этап исследования проводился на базе ЦВСНП. В нем приняли участие 23 подростка, 8 воспитателей и 3 инспектора ЦВСНП. Контрольную группу составили учащиеся средней школы № 30 г. Хабаровска (23 человека). Психологическим обследованием были охвачены подростки 12-15 лет.

На первом этапе (2002-2003 гг.) осуществлялось теоретическое обоснова­ние проблемы, выяснялась степень ее изученности, формулировались гипотеза, объект, предмет, задачи исследования, подбирались методы и методики, соот­ветствующие целям и задачам исследования. На втором этапе (2003-2005 гг.) проводилось эмпирическое исследование, которое выявляло актуальность и значимость возможности воздействия на личность подростков с делинквент-ным поведением. Полученные данные позволили разработать комплексную программу по психологическому воздействию на личность подростков с делин-квентным поведением. На третьем этапе (2005-2008 гг.) были систематизирова­ны и проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, сфор­мулированы выводы, оформлен текст диссертационного исследования.

Достоверность результатов обеспечена опорой на основные теоретиче­ские и методологические принципы психологической науки; использованием апробированных и надежных методов, адекватных поставленным целям и зада­чам исследования; сочетанием количественного и качественного анализа ре­зультатов научного исследования, подтвержденного полученным позитивным результатом экспериментальной работой; применением статистических мето­дов обработки данных.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что:

  1. Обобщены и систематизированы научные представления о феномене
    делинквентного поведения современных подростков.

  2. На основе теоретического анализа научной литературы представлена
    модель личности подростка с делинквентным поведением, состоящая из моти-
    вационного, эмоционального и ценностно-нормативного компонентов.

  3. Выявлены характерные личностные особенности подростков с делин-
    квентным поведением. В мотивационном компоненте: ситуационно-им­
    пульсный, примитивный, неиерархизированный, аддиктивный характер моти­
    вов, рассогласованность между смыслообразующими мотивами и механизмами
    целеполагания, преобладание экстернального локуса контроля, проявление аф­
    фекта неадекватности, нарушен процесс предвосхищения будущего поступка; в
    эмоциональном компоненте - выражены агрессивность, враждебность, высокая
    личностная тревожность, доминируют акцентуации экзальтированного, цикло-
    тимического и эмотивного типов, паранойяльность, психопатия, низкий уро­
    вень волевого контроля; в ценностно-нормативном компоненте -аддиктив-
    ность, доминирование досуговой активности, конфликтность, низкие адаптаци­
    онные возможности, пренебрежение к социальным нормам и ценностям, отчуж­
    денность, духовная опустошенность, подозрительность к своему ближайшему
    окружению.

  4. Выделены условия, детерминирующие делинквентную направленность
    развития личности подростков, к которым относятся аддиктивность, способ­
    ность к адаптации в асоциальной среде, эмоциональная неустойчивость, латент-
    ность личностных деформаций, проблемные семьи.

  5. Разработана и апробирована программа коррекции негативных особен­
    ностей личности подростков с делинквентным поведением в условиях Центра
    временного содержания несовершеннолетних правонарушителей через воздей­
    ствие на компоненты мотивационной сферы и регуляцию эмоциональных со­
    стояний.

  6. Показано, что специальная психолого-педагогическая подготовка со­
    трудников Центра временного содержания несовершеннолетних правонаруши­
    телей способствует оптимизации всего коррекционного процесса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы психологами, педагогами, воспитателя­ми как образовательных, так и закрытых специализированных учреждений; со­трудниками органов внутренних дел, занимающимися проблемами делинквент-ного поведения и его профилактики; при преподавании в вузах курсов «Воз­растная психология», «Социальная психология», «Психология девиантного по­ведения» и спецкурсов по психолого-педагогическим подходам в превентивной психологии.

На основе результатов исследования разработана и апробирована про­грамма по коррекции особенностей личности подростков в условиях Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Подготовле­ны и внедрены в учебный процесс Дальневосточного юридического института МВД России учебное пособие «Делинквентное поведение несовершеннолет­них» (г. Хабаровск, 2008), научно-практическое пособие «Профилактика делин-квентного поведения несовершеннолетних в общеобразовательных учреждени­ях» (г. Хабаровск, 2006) и методические рекомендации «Условия и диагностика мотивации девиантного поведения несовершеннолетних» (г. Хабаровск, 2003). Разработан спецкурс «Психология делинквентного поведения несовершенно-

8

летних», внедренный в 2006 г. в учебный процесс Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Положения, выносимые на защиту:

  1. Делинквентное поведение подростков представляет собой разно­
    видность девиантного поведения, детерминируемое деформиро­
    ванными потребностями и примитивными мотивами и реализуе­
    мое социально неприемлемыми способами на фоне негативных
    переживаний.

  2. Характерными психологическими особенностями личности под­
    ростков с делинквентным поведением выступают нарушение про­
    цесса предвосхищения будущего поступка, подозрительность к
    своему ближайшему окружению, враждебность, духовная опусто­
    шенность, отчужденность, эмоциональная нестабильность, низ­
    кий уровень волевого контроля, доминирование примитивных по­
    требностей с неприемлемыми способами их удовлетворения и ад-
    диктивных мотивов.


  3. Делинквентное поведение подростков обусловлено ограниченно­
    стью воспитательного ресурса семьи, дефицитом со-бытийного
    позитивного участия взрослых, недостатком сценариев правомер­
    ного поведения, аддиктивной направленностью подростковой
    среды, способностью к адаптации в асоциальном окружении.

  4. Сущность психологической коррекции негативных личностных
    особенностей подростков с делинквентным поведением в услови­
    ях Центра временного содержания несовершеннолетних правона­
    рушителей состоит в специальном воздействии на мотивацион-
    ный, эмоциональный и ценностнонормативный компоненты лич­
    ности подростков, с использованием социально-психологическо­
    го тренинга, методов эмоциональной регуляции, психолого-педа­
    гогической поддержки при условии профессионального взаимо­
    действия сотрудников органов внутренних дел, воспитателей, пе­
    дагогов.

Апробация работы. Основные теоретические положения диссертации и результаты исследований докладывались и обсуждались на научно-практиче­ских конференциях и семинарах (2002-2008 гг.), в том числе на международных научно-практических конференциях «Психологическое обеспечение профес­сиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов» (г. Омск, октябрь 2006 г.) и «Преступность несовершеннолетних: проблемы и пути реше­ния» (г. Москва, август 2003 г.), VII Дальневосточном форуме «Молодежь Вос­тока России: социальное воспитание и сохранение здоровья» (г. Хабаровск, сен­тябрь 2008 г.), краевом семинаре «Психолого-педагогические аспекты работы инспекторов по делам несовершеннолетних» (г. Хабаровск, сентябрь 2007 г.), городском семинаре «Современные технологии и организационно-управленче­ские механизмы системы работы по профилактике преступности в образова­тельном учреждении» (г. Хабаровск, декабрь 2007 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, за­ключения, списка литературы, включающего 208 наименований, и приложения. Основной текст диссертации содержит 173 страницы, 25 таблиц и 13 рисунков. Общий объем работы 196 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формули­руются цель, объект, предмет, гипотезы и задачи исследования, определяются его методологические и теоретические основы, раскрываются научная новизна и теоретическая значимость, практическое значение работы, излагаются поло­жения, выносимые на защиту.

В первой главе «Проблема делинквентного поведения и его коррекции в теории и практике психологической науки» проведен теоретический анализ подходов к исследованию делинквентного поведения подростков и их личност­ных особенностей.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (Айхорн А., Бочкаре-ва Г.Г., Беличева С.А., Змановская Е.В., Кон И.С., Клейберг Ю.А., Кудрявцев В.Н., Реан А.А., Степанов В.Г., Фельдштейн Д.И., Коэн А., Фернхем А., Хейвен П. и др.) позволил установить, что у исследователей нет единого подхода в определении «делинквентного поведения». Наиболее часто в исследованиях ис­пользуются понятия, не акцентирующие внимание на противоправных доми­нантах в поведении подростков, - «трудные подростки», «дети с отклонениями в развитии», «социально-дезадаптированные подростки», «несовершеннолет­ние с девиантным поведением», «педагогически запущенные подростки».

В главе представлен ретроспективный анализ подходов к изучению пове­денческих проблем подростков-делинквентов психологами, педагогами, крими­нологами, медиками, социологами. Обзор источников позволил выделить раз­личные точки зрения на причины и природу возникновения делинквентного по­ведения. Так, причины видятся в недостаточной эффективности работы учебно-воспитательных учреждений, ошибках педагогов и родителей (Пирогов Н.И., Лесгафт П.Ф., Дриль Д.А., Вельский П.Г., Бехтерев В.М., Блонский П.П.), в дез­организации коллективной деятельности (Макаренко А.С., Шацкий СТ.), в природе агрессии (Бандура А., Бэрон Р., Ричардсон Д., Семенюк Л.М.,. Слотина Т.В., Ратинов А.Р.), личностных аномалиях (Братусь Б.С., Личко А.Е., Гурьева В.А., Менделевич В.Д.), проблемах семейного воспитания (Ватова Л.С., Горь-ковая И.А., Еатаев В.П., Лифанова М.В., Реан А.А.), в нарушении ценностно-нормативных систем личности и социальных групп, в неэффективности соци­альных и правовых норм (теория аномии) (Дюркгейм Э., Мертон Р., Парсонс Т.). Представители психоаналитического направления (Адлер А., Салливан Г., Фрейд З.и Фрейд А., Фромм Э., Хорни К.) рассматривают противоправное по­ведение наряду с другими формами отклонений в психическом здоровье - не­врозами, психастенией, сексуальными расстройствами; проявлениями социаль­ной дезадаптации.

10

Психологи различных отраслевых направлений (Васильев В.Л., Беличева С.А., Молодцова Т.Д., Насиновская Е.Е., Понкратов В.Н., Северов А.С.) связы­вают проблему делинквентного поведения подростков с их способностью к адаптации в современных условиях.

Анализ источников позволил установить, что специальным предметом изучения в отечественной науке личность подростков с противоправным (де-линквентным) поведением стала во второй половине XX века (Бочкарева Г.Г., Кудрявцев А.Г., Фельдштейн Д.И.).

В отечественной психологии достаточно широко распространен подход, на основании которого исследователи разделяют потребности на негативные (аморальные, примитивные, низменные, антиобщественные) и позитивные и, исходя из этого, классифицируют подростков-делинквентов по степени дефор-мированности потребностей и направленности личности (Бочкарева Г.Г., Минь-ковский Г.М., Фельдштейн Д.И.). Также существует мнение, что депривация первичных потребностей подростков блокирует процесс присвоения культуры, что проявляется в дезадаптации, а потом приводит к делинквентности (Ватова Л.С., Озерова С.А.).

С точки зрения исследователей мотивационной сферы личности под­ростков-делинквентов (Бочкарева Г.Г., Кудрявцев А.Г., Кудрявцев В.Н., Цвет-кова Р.И.) мотивационная сфера подростков с делинквентным поведением определяется как сложное иерархическое образование, в структуру которого входят преимущественно неосознаваемые, в том числе аддиктивные мотивы, деформированные личностные образования ценностно-смыслового уровня, па­губные привычки, неустойчивые эмоциональные процессы. Она представляет собой систему разнохарактерных деструктивных побудителей (аддиктивные мотивы, примитивные потребности, искаженное восприятие нравственных ценностей, асоциальные установки, эмоциональная неустойчивость. Делин-квентные действия подростков нередко опосредуются ситуационно-импульсны­ми или аффектогенными мотивами (Гурьева В.А., Менделевич В.Д., Ратинов А.Р.).

В настоящее время делинквентное поведение по своей сути представляет собой конфликт между личностью и обществом - между индивидуальными стремлениями и общественными интересами. Делинквентность подростка во многом определяют деструктивные факторы развития личности, такие как фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей; физическая или психологическая жестокость в семье; острая психо­травма (болезнь, потеря близких, развод родителей); недостаточная требова­тельность родителей, несогласованность требований к ребенку, вследствие чего у подростков не возникает четкого понимания норм поведения; усвоение под­ростком через научение в семье или в группе делинквентных правил поведения.

Исследователи отмечают, что у подростков с делинквентным поведением в рамках волевого сознательного действия, в силу индивидуально-психологиче­ских особенностей, нарушается или блокируется процесс предвосхищения бу­дущего результата деликта (поступка). Такие подростки легкомысленны, часто под влиянием провокации совершают противоправное деяние, не представляя

11

его последствий. Сила побудительного мотива к определенному действию тор­мозит анализ отрицательных его последствий. Исследования личности под­ростков с делинквентным поведением свидетельствуют о том, что почти все подростки-делинквенты имеют экстернальный локус контроля. Это может явиться одной из причин делинквентного поведения (Беличева С.А., Кон И.С., Реан А.А.).

Современные отечественные психологи к делинквентным формам пове­дения относят школьные прогулы, мелкое хулиганство, приобщение к асоци­альной группе, нарушение подростками требований возрастных социальных ро­лей (Акбиева З.С., Клейберг Ю.А., Моисеева СИ., Озерова С.А., Пежемская Ю.С., Пронин М.В., Реан А.А., Уварова Г.В. и др.).

В главе рассматривается ряд подходов к организации и реализации кор-рекционного воздействия на подростков с делинквентным поведением через роль детского коллектива в условиях специальных учреждений (Макаренко А.С., Фельдштейн Д.И., Прокурова СВ.), создание воспитательной среды по месту жительства (Шацкий СТ., Москвин В.Г.), преодоление дезадаптации (Бе­личева А.С, Молодцова Т.Д., Фомина А.Б.).

Теоретический анализ подтвердил обоснованность положения о том, что личность подростков с делинквентным поведением характеризуется преоблада­нием примитивных, слабодифференцированных потребностей и мотивов, среди которых значительное место занимают аддиктивные мотивы. На его основе мы определяем делинквентное поведение подростков как поведение, при котором подросток побуждается деформированными потребностями и мотивами, реали­зует их социально неприемлемыми способами на фоне негативных пережива­ний. При этом личностная деформация подростков-делинквентов выражается в нарушении процесса предвосхищения будущего поступка, духовной опусто­шенности, отчужденности, подозрительности к своему ближайшему окруже­нию. Делинквентное поведение рассматривается нами как действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное вре­мя законов, угрожающие благополучию других людей или социальному поряд­ку и уголовно-наказуемое в крайних своих проявлениях (Змановская Е.В.).

Таким образом, несмотря на освещенность различных сторон проблем развития личности подростков с делинквентным поведением отсутствует кон­цептуальный подход к профилактике такого поведения и в неполной мере раз­работаны психолого-педагогические подходы к возможности коррекции лич­ностных особенностей подростков.

Во второй главе «Эмпирическое исследование особенностей личности подростков с делинквентным поведением» представлены методы исследования, дано обоснование их выбора и проанализированы результаты констатирующего (фонового) обследования личности подростков с делинквентным поведением.

На констатирующем этапе обследования мы брали во внимание под­ростков-делинквентов, совершивших правонарушения различной степени об­щественной опасности. Психологическим обследованием были охвачены 200 подростков, совершивших асоциальные и противоправные поступки, в возрасте

12

12-15 лет. В опрошенной выборке лица мужского пола составили 65%, женско­го-35%.

Мы исходили из того, что делинквентное поведение - это разновидность девиантного поведения, которое является предкриминальным поведением и представляет собой достаточно широкий диапазон асоциальных проявлений. Поэтому, мы для проведения исследования на констатирующим этапе включи­ли четыре группы подростков-делинквентов: содержащихся в СИЗО и ЦВСНП, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних (в г. Хаба­ровске и в сельских районах Хабаровского края - им. Лазо и Хабаровском) и в учебном заведении (1 курс техникума) как нарушители дисциплины. Пятую группу (контрольную) составили учащиеся 9 класса средней школы с правопри-емлемым поведением.

С целью получения наиболее достоверной информации о личностных особенностях подростков-делинквентов учитывались данные контент-анализа документов, представленных психологами учебных и специализированных за­крытых учреждений, результаты анкетных опросов и индивидуальных бесед с подростками. Набор диагностических методик для исследования личности под­ростков-делинквентов создавался с целью изучить особенности мотивации их поведения в зависимости от индивидуальных различий, уровня притязаний ценностных ориентации, условий проявления поведения; подобрать коррекци-онные приемы воздействия для перевоспитания и целенаправленного формиро­вания личности.

Результаты обследования показали, что подростки-делинквенты преиму­щественно из многодетных и из неполных семей. Подростки из неполных семей из сельской местности совершают противоправные действия значительно чаще (54%), чем городские (37%). По социальному статусу родители подростков с делинквентным поведением представляют разные социальные слои: безработ­ные, педагоги, врачи, военнослужащие, коммерсанты, сельскохозяйственные работники. Выяснилось, что не всегда семьи подростков, совершивших проти­воправные действия, имели низкий материальный уровень; несправедливые и чрезмерно жесткие наказания родителей провоцировали подростков на необду­манные поступки; подростки-делинквенты имеют серьезные проблемы в школьном обучении; у современных подростков-делинквентов поддерживается устойчивый интерес к наркотическим и токсическим веществам, алкоголю. В среднем 82% подростков с делинквентным поведением курят, 67% злоупотреб­ляют спиртными напитками, 36% употребляют наркотики.

В процессе математико-статистической обработки полученных данных был осуществлен факторный анализ выделения главных компонент вращением по методу варимакс, результаты которого позволили выделить по пять групп основных факторов, определяющих направленность поведения у подростков. Обобщение полученных результатов позволило нам представить факторную модель условий, определяющих делинквентную направленность личности под­ростков-делинквентов. В экспериментальной группе выявлены следующие фак­торы: «аддиктивная направленность», «эмоциональная неустойчивость»,

13

«способность к адаптации в асоциальной среде», «проблемные семьи», «латент­ный» (рис.1.).

Аддиктивная направленность выражается в том, что для подростков-де­
линквентов естественным является употребление алкоголя (г=0,66), наркотиков
(г=0,70), табакокурение (г=0,52), использование в обиходе нецензурной речи
(г=0,70), что изначально предопределяет асоциальную, противоправную
направленность в поведении. Доминирующим мотивом начала злоупотребле­
ний выступает - «это делают все».

ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ





Эмоциональная неустойчивость

Личность подростка
Аддиктивная направленность

Способность к



адаптации к асоциальной среде

Латентность



Проблемные семьи

Рис. 1. Факторная модель условий, определяющая направленность личности

подростков экспериментальной группы

Подростки-делинквенты постоянно находятся в состоянии эмоционально­го напряжения, что в любой момент может проявиться в агрессивных действи­ях, суицидных попытках, побегах из дома, совершении противоправных дей­ствий. Наказания подростков-делинквентов в семье преимущественно не яв­ляются определяющим для коррекции поведения (г=- 0,37). В случае же физи­ческого и морального насилия над подростками можно говорить о невозможно­сти адекватно ими воспринимать предъявляемые требования (г=0,68). Вместе с тем, у подростков-делинквентов сохраняются переживания за свои неблаговид­ные поступки (г=0,66). Это говорит о возможности и необходимости коррекции эмоциональных состояний, оказания им психолого-педагогической поддержки.

Способность к адаптации в асоциальной среде выражается в устойчивом интересе к криминальной субкультуре (г=0,71), на фоне готовности постоять за себя (г= 0,39) и отстаивания своего мнения (г=0,66). Несмотря на всю слож­ность в межличностных отношениях подростки-делинквенты достаточно ком­фортно себя чувствуют. Подростки-делинквенты не рассматривают альтерна­тивные варианты поведения, соотносимые с правоприемлемыми нормами. Они не располагают резервами в виде позитивных алгоритмов поведения.

14

Семьи для подростков-делинквентов не являются источником поддержки, взаимопонимания, заботы, что определяет их внутренний уход. Сложность вну­трисемейных отношений выражается в систематических конфликтах (г=0,68) и ограничении воспитательных ресурсов семьи (г=0,55). Подростки-делинквенты испытывают дефицит в со-бытийном позитивном участии взрослых, сопережи­вании, заботе (г=0,46).

Большая часть подростков, оказавшихся в ЦВСНП, не состояли ранее на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних (г=0,44) и при наличии денег на карманные расходы (г= - 0,52) совершали правонарушения корыстной направленности. Полученные результаты свидетельствуют о высокой степени латентности противоправных поступков подростков.

Подростки из контрольной группы находятся в ситуации, когда случай или искаженное представление о человеческих ценностях может привести их к правонарушениям. Неблагоприятный фон, который при «удобном» случае мо­жет дать противоправный вектор в поведении, составили знания о правилах по­ведения в криминальной среде (г=0,69), употребление алкоголя (г=0,53), систе­матические семейные ссоры (г=0,60), употребление наркотиков знакомыми (1=0,51).

Факторная модель условий, определяющих направленность личности подростков контрольной группы, указывает на то, что подростки подвержены негативному воздействию социальный среды. Становится очевидным, что од­ним из средств упреждения подростковой делинквентности выступает развитие личности подростков. Обработка полученных данных указывает на важность развития личностных качеств подростков. У представителей контрольной груп­пы риск совершения асоциальных поступков достаточно высок. В настоящее время нецензурная речь, употребление алкоголя, наркотических и психотроп­ных веществ, табакокурение является естественным атрибутом в подростковой среде, несмотря на то, что за это административным и уголовным законодатель­ством предусмотрена юридическая ответственность. Негативное влияние бли­жайшего окружения, проблемы в усвоении нравственных и правовых основ в совокупности с нарушениями саморегуляции эмоциональных состояний созда­дут благоприятную почву для формирования делинквентной направленности.

Полученные в ходе исследования данные подтвердили мнение А.А. Реана о том, что подавляющее большинство подростков-делинквентов имеют экстер-нальный локус контроля. Результаты исследования выявили, что 47% обследо­ванных подростков-делинквентов ориентируется только на внешние обстоя­тельства («он первый начал», «меня заставили», «я бы промолчал» и т.д.). Их ответы не затрагивают структуру мотива.

Сравнительный анализ результатов исследования по выявлению осознан­ности различных компонентов мотива у подростков-делинквентов и подростков с просоциальным поведением наглядно показал, что у юных правонарушителей ослаблен процесс саморефлексии. Принятие решений происходит без должного осмысления. Установлено, что подростки-делинквенты, по сравнению с право-послушными подростками, имеют более высокий уровень рассогласования между смыслообразующими мотивами и механизмами целеполагания.

15

По нашим данным, все обследуемые подростки-делинквенты акцентуан-ты (64% экзальтированного, 40% - циклотимического, 25 % с возбудимого ти­пов). В исследованиях А.А. Реана (1991г.) отмечалось, что для подростков с де-линквентным поведением характерен гипертимный тип, а А.Е. Личко (1982г.) свидетельствовал, что у подростков-правонарушителей доминирует неустойчи-во-эпилептоидный тип акцентуаций.

Результаты нашего исследования убедительно доказывают, что домини­рование деформированных потребностей над просоциальными интересами и установками порождает отмирание самозапрета, т.е. «отрицательного мотива» (по Е.П. Ильину) тормозящего побуждения, связанные с нарушением законов и нравственных норм поведения, а также с опасностью для жизни и здоровья.

Проведенное исследование показало, что у подростков-делинквентов и участников исследования из контрольной группы показатели индекса враждеб­ности превышают норму в 2 - 3 раза. Индекс агрессивности у всех обследуе­мых подростков находится в диапазоне нормы. У подростков-делинквентов агрессивность проявляется в виде вызывающего поведения, физическом наси­лии, вандализме при определенных условиях под воздействием алкоголя, нар­котических и токсических веществ, виктимного поведения других лиц, в соста­ве подростковой группы. В связи с этим следует принимать во внимание, что психокоррекционные воздействия психолога и педагога, направленные на эмо­циональную сферу подростков в период их пребывания в ЦВСНП, в частности, снижение напряжения, тревожности, фрустрации, могут опосредованно способ­ствовать снижению агрессивных тенденций, повышению реалистичности осо­знания себя, определении смыслов и целей своей жизнедеятельности.

Для составления объективной оценки эмоциональных состояний под­ростков-делинквентов мы диагностировали уровень тревожности на момент проведения исследования. У обследуемых подростков-делинквентов уровень реактивной тревожности умеренный, тогда как уровень личностной тревожно­сти высокий. У мальчиков из контрольной группы уровень реактивной тревож­ности умеренный, у девочек он низкий. В данной группе уровень личностной тревожности высокий.

Анализ результатов исследования степени осознанности различных компонентов мотива у подростков-делинквентов и подростков с просоциаль-ным поведением наглядно показал, что у юных правонарушителей ослаблен процесс саморефлексии, часто принятие решений происходит без должного осмысления. Установлено, что подростки-делинквенты по сравнению с право-послушными подростками имеют более высокий уровень рассогласования меж­ду смыслообразующими мотивами и механизмами целеполагания.

В целях диагностики психических состояний и свойств личности под­ростков-делинквентов из экспериментальной группы нами использовался опросник Мини-мульт (сокращенный вариант MMPI) и 16-факторный опросник Р. Кеттелла. Данные методики позволили выявить следующие особенности личности подростков с делинквентным поведением: склонность к конфликтам и аффектам; неспособность принимать самостоятельные решения; завышенная

16

самооценка; пренебрежение к социальным нормам и ценностям; эмоциональная холодность и отчужденность; подверженность подчиняться обстоятельствам. Подросткам-делинквентам свойственна паранойяльность. Основная их черта -агрессивность и злопамятность. Свои взгляды они активно насаждают, поэтому часты конфликты с окружающими. Собственные малейшие удачи они всегда переоценивают. Для подростков-делинквентов свойственны психопатии. Пока­затели явно свидетельствуют о социальной дезадаптации. Настроение у них неустойчивое, они обидчивы, возбудимы и чувствительны.

Для подростков-делинквентов свойственны такие личностные черты, как: недостаточная способность к обучению, низкий интеллектуальный уровень, недостаточно разумный контроль поведения; эмоциональная лабильность и не­зрелость, раздражительность, возможны невротические реакции; конформ­ность, зависимость, чувство вины и собственной неполноценности; импульсив­ность, впечатлительность, безалаберность, возможно наличие фрустрированной потребности, отсутствует выраженный интерес к явлениям внутреннего мира, восприимчивость, общительность, зависимость от группы, потребность в под­держке у других лиц, несамостоятельность.

На констатирующем этапе исследования личностных особенностей под­ростков-делинквентов нами проведен сравнительный анализ результатов иссле­дования с данными, полученными в 1968-1972 гг. Д.И. Фельдштейном. Анализ убедительно показал, насколько изменился современный подросток-делин­квент. Так, подростки-правонарушители у Д.И. Фельдштейна - это подростки, совершившие противоправные деликты с незначительной степенью обществен­ной опасности, которые выражались в нарушении норм и правил школьной жизни, бродяжничестве, аддиктивности, грубости, сквернословии и носившие протестный характер. Тогда как в настоящее время поведение носит более острый характер. Делинквентность подростков проявляется в доминировании корыстной направленности (мелкие кражи, вымогательство и т.д.) и насиль­ственной (например, нанесение телесных повреждений). Правонарушения под­ростки совершают преимущественно под воздействием алкоголя, наркотиче­ских и токсических средств.

Результаты исследования личности подростков-делинквентов выявили некоторые особенности современных подростков-делинквентов. Они больше употребляют алкоголь (+8%), наркотики (+26%), курят табак (+9%). Мотивы противоправного поведения распределились по двум основным векторам: «за компанию» (+65%) и удовлетворение примитивных потребностей (+27%). Со­вершать противоправные поступки ради «познания нового» и «жажды риска» подростки практически перестали. Потребность в пище теперь не является при­чиной для совершения правонарушений.

Нами установлено, что в сравнении со сверстниками с правоприемлемым поведением подростки-делинквенты значительно агрессивнее, более предрас­положены к самоповреждению и саморазрушающему поведению. У девочек-де­линквентов практически не сформированы представления о социальной роли женщины. Уровень волевого контроля у подростков-делинквентов снижен, имеется деформация взглядов на этические и моральные нормы поведения.

17

В результате анализа полученных данных была разработана модель лич­ности подростков с делинквентным поведением Основу данной модели соста­вили мотивационный, эмоциональный и ценностно-нормативный компоненты личности. Именно эти компоненты создают основу мотивационной сферы лич­ности, степень развития которой во многом определяют направленность пове­дения (рис.2).

Мотивационный компонент




Эмоциональный компонент




Ценностно-нормативный

Т










компонент

Мотивы




Агрессивность




1










Аддиктивность

Ситуацинно-импульсные




Враждебность










Доминирование досуговой активности

1




Высокая личностная




Примитивные

1




тревожность




Неиерархизированные







-

Конфликтность




Акцентуации




Рассогласование между смыслообразующими




экзальтированного, циклотимического, эмотивного типов

_^




Недостаточные адаптационные

мотивами







возможности

и механизмами целеполагания




Паранор

1ЯЛЬНОСТЬ













Пренебрежение к













Психопатия Т

Г социальным нормам

Внешний локус

контроля




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница