«Особенности формирования современной региональной иммиграционной политики



страница1/8
Дата09.07.2018
Размер0.58 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет мировой экономики и мировой политики
Кафедра международных экономических организаций и европейской интеграции

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: «Особенности формирования современной региональной иммиграционной политики (на примере ЕС и НАФТА)»

Студентки группы № 465

Грабчук Александры Андреевной

Руководитель ВКР

доцент, к.э.н.

Островская Елена Яковлевна

Москва, 2013


Оглавление
Введение………………………………………………………………………3


  1. Процессы иммиграции и их влияние на экономическое и социальное развитие стран…………………………………………………………….....7

    1. Теоретический подход к феномену миграции……………………....7

    2. Принципы и возможности регулирования миграции на глобальном уровне…………………………………………………………………….…..13

  2. Формирование общей иммиграционной политики ЕС…………...…..22

    1. Масштабы и тенденции развития миграции в ЕС…………………..22

    2. Основные положения базовых документов ЕС по регулированию иммиграции………………………………………………………………....29

  3. Особенности регулирования иммиграционных потоков в НАФТА..35

    1. Особенности региональной интеграции НАФТА для экономического благосостояния государств………………………….…35

    2. Влияние иммиграционной политики США на мексиканскую миграцию……………………………………………………………………..43


Заключение……………………………………………………………….....47
Список использованных источников и литературы………………….49

Введение

Международная миграция населения, образующая сложную сеть составляющих ее компонентов, приводит к видимым изменениям в демографической, социальной, экономической и политической сферах жизни общества. Ее влияние остается важным аспектом для анализа и регулирования как на национальном, региональном, так и на международном уровнях. Однако, за последние десятилетия миграция, претерпевшая качественные и количественные изменения, которые прямо отражаются на структуре и характере ее потоков, вызывает справедливые опасения относительно своевременности и достаточности принимаемых мер по ее регулированию.

В настоящее время происходит значительный рост числа тех, кто активно покидает страны с неразвитой экономикой и политической нестабильностью, эмигрируя в развитые государства, где существует больше возможностей для реализации человеческого потенциала. К привлекательным для иммиграции странам, в первую очередь, относятся участники Европейского союза (ЕС) и Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). Стихийный характер иммиграционных процессов вынуждает правительства искать наиболее приемлемые способы их регулирования. Так как влияние миграции двояко отражается на благосостоянии государств, то, кооперируясь в рамках региональных объединений, страны совместно могут избежать негативных последствий иммиграционных процессов. Для этого правительствами вырабатываются общие положения и рекомендации, которые ложатся в основу единого механизма регулирования, благодаря чему государствам проще приспосабливаться к новым вызовам современности. Если в данном вопросе европейская иммиграционная политика характеризуется совокупностью законодательных норм и договоренностей между странами-членами, то американский континент идет по пути экономического развития неблагополучных регионов через интеграцию и сотрудничество. Последнее может рассматриваться как метод косвенного регулирования приезжего населения. Оба этих подхода являются составными элементами в координации миграционных процессов на глобальном уровне. Попытки таких авторитетных международных объединений, как Организации объединенных наций (ООН) и Международной организации по миграции (МОМ), создать комплекс общих механизмов для проводимой странами политики в области иммиграции приобрели особое значение в конце 20 века. Ежегодные форумы и диалоги на высшем уровне, которые стали основными политическими площадками для правительств всех стран, где они могут совместно выработать концептуальные подходы к решению вопроса о миграции, поднимают проблемы на принципиально новую высоту.

Актуальность выбранной тематики подтверждается также тем, что в настоящее время, по оценкам ООН, приблизительно 214 миллионов людей или 3% всего населения земли проживают не в странах своего рождения.1 Высокая мобильность общества, когда человек имеет возможность в кратчайшие сроки преодолеть любые расстояние, приобрела невиданные масштабы по сравнению с предыдущим, двадцатым, веком. В целях решения вопросов глобальной миграции, которые неоднократно поднимались на международной арене, большинство стран стремятся прийти к согласию и пониманию на региональном уровне. На данном этапе сотрудничества между государствами Евросоюз добился значительных успехов, разрабатывая и совершенствуя совместную иммиграционную политику. Высокая значимость кооперации в условиях нарастающего потока мигрантов осознается и другими региональными блоками, в том числе НАФТА, который уже оценил необходимость создания общих правил и норм для регулирования иммиграции.

Кроме того, тема сбалансированного подхода к миграции чрезвычайна важна для России и интеграционных объединений на постсоветском пространстве; в частности, для ЕврАзЭС, сценарий развития которого в некоторой степени схож с НАФТА, что дает повод предполагать о возникновении аналогичных проблем в области иммиграции.

Таким образом, объектом исследования является иммиграционная политика. Предмет – общая иммиграционная политика ЕС и регулирование миграции в рамках НАФТА.

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы показать основные направления формирования миграционной политики и регулирования миграции в рамках двух интеграционных объединений. Для раскрытия поставленной цели, автор ставит перед собой следующие задачи:


  • выделить ключевые теоретические подходы к миграции;

  • исследовать современное состояние научных разработок и практических подходов к вопросам глобального регулирования миграцией.

  • охарактеризовать законодательство ЕС в области иммиграции;

  • проанализировать экономическое регулирование в рамках НАФТА и его влияние на динамику миграционных потоков из Мексики;

Автор в своей работе опирался на следующих ведущих российских экономистов: Г.С. Витковская, В.Н.Зуев, Л.Л. Рыбаковский, Н.Н.Ливенцев, В.А. Ионцев, , О.Д. Воробьева, О.Ю. Потемкина, Н.П. Шишкова, И.П. Фаминский и другие. Особое внимание в работе было уделено трудам ведущих иностранных специалистов в области миграционных процессов: Солт Д., Стокер П., Борхас Дж., Колуман Д., Рассел С.,

Кроме того, выпускная квалификационная работа базируется на статистических материалах Евростата, ЦРУ, ОЭСР, КОНЕВАЛ, а также отчетах Демоскопа, Института иммиграционной политики, Комиссии ЕС и НАФТА.



Научная новизна. Проанализировав миграционную политику в рамках ЕС и НАФТА, автор приходит к выводу, что решения, а точнее смягчение проблемы иммиграции возможно лишь при сочетании трех уровней регулирования – национального, регионального и глобального.

Автором выдвигается гипотеза, что для эффективного регулирования миграционных потоков правительствам стран необходимо координировать свои действия в этой области при совместном сотрудничестве между собой.

Для выполнения предполагаемых задач работа разделена на соответствующие разделы и главы. В первой части рассмотрен теоретический аспект регулирования миграции, а также собраны последние рекомендации международных организаций по глобальному регулированию миграции. Во второй части уделено внимание юридической базе формирующейся иммиграционной базы ЕС. В последней главе описан подход к экономическому регулированию иммиграции в рамках НАФТА.


Каталог: data -> 2013
2013 -> Федеральное государственное автономное образовательное
2013 -> Источники в социологии
2013 -> Концепция устойчивого развития признана мировым сообществом в качестве центральной стратегии развития человечества, которая направлена на преодоление глобального экологического кризиса
2013 -> Политические ориентации современной российской молодежи
2013 -> 5 Алёшин А. И. Несколько тезисов к теме конференции 7
2013 -> Исследование особенностей жизнедеятельности семей в современной России
2013 -> Владимир карлович кантор
2013 -> Факт и образ: жанровая специфика мультимедийных и телевизионных проектов на темы истории


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница