Особенности феноменологического дискурса религиозного опыта в творчестве и. Ильина



Скачать 76.79 Kb.
Pdf просмотр
страница1/3
Дата05.02.2018
Размер76.79 Kb.
  1   2   3


221
ОСОБЕННОСТИ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА В ТВОРЧЕСТВЕ И. ИЛЬИНА
Т. Г. Человенко
Орел, Россия
И. А. Ильин является выразителем тех интеллектуальных традиций русской философии, которые имели свой, отличный от западноевропейской мысли, взгляд на понимание религии и ее познания. Это дискурсивно-предельное обоснование религиозных знаний и знаний о религии с опорой на персоналистический характер религиозного бытия, поскольку личное восприятие
воздействия Бога на человеческую жизнь она рассматривала, по справедливому замечанию КМ. Антонова, как факт не менее достоверный, чем чувственный опыт.
Познакомившись с философскими новациями начала ХХ в. вовремя научной командировки в европейские университеты, Ильин заинтересовался новым тогда направлением – феноменологией, восприняв ее как путь к познанию безусловности. Безусловное это то общее, что объединяет философию и религию, считал мыслитель, ибо философствующая душа и религиозно- верующая душа одинаково живут в безусловном. Но живут по- разному Свою рефлексию сущностных оснований религиозного опыта Ильин выстраивал как феноменологический дискурс, поскольку философское исследование предмета через интенсивное и самоотверженное погружение души в его внутреннее переживание есть феноменологическое исследование (сущность предмета по
Человенко, Т. Г. Русская религиозная философия и западноевропейская феноменология // Личность. Культура. Общество / Т. Г. Че- ловенко. – 2008. – Т. Х. – Вып. 5–6 (44–45). – С. 339–346; Человенко, Т. Г.
Проблема предельного обоснования знаний о религии в русской религиозной философии // Научные ведомости БелГУ. Серия Философия. Социология. Право Общество / Т. Г. Человенко. – 2010. –
№ 8(79). – Вып. 12. – С. 73–80.
2
Лисица, ЮТ. И. А. Ильин как философ предметных обстояний и их духовного смысла. Истоки феноменологии и ее метода / ЮТ. Лисица // В кн Ильин И. А. Философия как духовное делание. – МС
Ильин, И. А. Философия как духовное делание / И. А. Ильин. – МС знается по его явлению. Здесь он увидел возможность познания предметного обстояния», те. того, что в нем объективно есть»
2
Ильин ив своем мировоззрении, ив особенностях своего мышления относился к религии и религиозным феноменам как к объективной реальности. Поэтому нет ничего удивительного, что являясь свидетелем возникновения и становления трансцендентальной феноменологии, поняв ее ценность для философии, он остался сторонником идеи объективизма религиозного опыта. Ильин применяет феноменологическую редукцию копыту переживания религиозного чувства православно-верующим человеком. Он пишет Когда я говорю о субъективности религиозного опыта, то я отнюдь не имею ввиду его метафизическую или мистическую необъективность. Сама идея о том, что все субъективное только субъективно и не имеет объек-
тивной реальности – осталась в философии в виде наследия от
Иммануила Канта, которая внесла в философию немало смуты и затруднений…»
3
Главной особенностью феноменологического дискурса Ильина является его стремление дополнить односторонний анализ углубляющим рефлексию синтезом. Критикуя современную ему философию за гносеологические излишества, – понятие прожило свое богатство, износилось и протерлось внутренно до дыр, – он искал нового содержания и новых понятий, способных к неизмеримой полноте и глубине духовной жизни. Он исповедовал ту философию, которая не погибнет в иррациональном, а впитает его и расцветет в нем и с ним. Философия должна вспыхнуть и развернуть неизмеримые недра в себе, не порывая своего родства с наукой, те. сохраняя в себе борьбу за доказательность и ясность писал он. Вне этого ей остается или мучительное умирание на школьных станках, или захлебывание в набегающей пене эмпирической религиозности. Пустословие заразличавшегося
1
Ильин, И. А. Философия как духовное делание / И. А. Ильин. – МС. Там же
Ильин, И. А. Аксиомы религиозного опыта / И. А. Ильин. – М,
1993. – Т. I–II. – С. 45.
4
Ильин, И. А. Собрание сочинений дневник, письма, документы
(1903–1938) опыта / И. А. Ильин. – МС рационализма и пышнословие самодовольного православия – вот полюса ее гибели. Душа моя тоскует по синтезу глубины
переживания с победною кристальностью формы (выд. Т. Ч.)
1
Для Ильина такой синтез представлял собой достоверный путь к дискурсивному исследованию религиозного феномена, который вызревал у него в условиях неприятия им рационалистической субстанциональной) объективируемости религиозного опыта. Поэтому и интенциональность он понимал не как свойство интеллекта и сознания, а шире, как религиозно-жизненную направ-
ленность. «В этом первая и основная задача религиозного метода ибо направленность к Богу, ее постоянство, устойчивость, подлинность и чистота образуют самую сущность настоящего религиозного акта. Эту направленность, – говорит Ильин, – я буду в дальнейшем обозначать латинским словом “религиозная
интенция”…»
2
. Более того, слово интенция, по его мнению, выражает не только целевую направленность, но и ее напряженность Религиозная интенция есть обращенность души к Богу ипритом постоянная, устойчивая, неослабевающая и неисчезающая, обращенность, способная сосредоточиваться, разгораться и достигать высокого напряжения»
3
Приобщение к трансцендентному достигается такими интен- циональными эмоциональными актами, как непосредственное созерцание и переживание, наивысшее и самое плодотворное из которых, по мнению Ильина, любовь. Являясь, прежде всего, существом любящим, человек обретает способность к подлинному постижению сущности предметов и бытия, становится потенциально способным, несмотря на собственную конечность, к бесконечному расширению границ собственного бытия. Это и есть феноменологическая интерпретация святоотеческого понимания любви, которое говорит, что любовь есть, если попытаться обнять определением, всецелая внутренняя связь с Первым Благом и с всеобщим Промыслом о естестве всего рода человеческого 1
Ильин, И. А. Собрание сочинений дневник, письма, документы
(1903–1938) опыта / И. А. Ильин. – МС
Ильин, И. А. Аксиомы религиозного опыта / И. А. Ильин. – М,
1993. – Т. I–II. – С. Там же Преп. Максим Исповедник. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви Творения преподобного Максима Исповедника. – Кн. 1: Богословские и аскетические трактаты. – МС Поскольку «... любовь сочетает собою Бога и обладающих ею людей, позволяя Творцу человеков являться как человеку, она и позволяет человеку выйти за пределы личного бытия в сферу трансцендентного, отвечая на его призыв, подчеркивает Ильин. Мыслитель описывает чистое содержание религиозного опыта, ставя перед собой задачу вычленения его аксиом. Под аксиомами он понимает необходимое содержание всех существующих религий, основы подлинной религиозности вообще, непоколебимый критерий пневматический и «актологический»
2
При этом Ильин сознательно отказывается от обращения к догматическим, литургическими каноническим аспектам религиозных традиций, которые представляют собой содержательную сторону религиозного опыта. Из вычлененного им перечня аксиом особое внимание он уделяет аксиомам цельности веры и сердечного созерцания, поскольку именно они определяют наиболее существенные особенности религиозного опыта.
Но его феноменологический подход к религиозному опыту своеобразен человеку следует искать себя не среди вещей и объектов, о которых он мыслит, а в той субъективной глубине, которая сама спрашивает, испытывает, желает, мыслит, воображает и чувствует. А в этой субъективной глубине своей человек есть живой, личный дух. Ильин реконструирует антропологические структуры глубинной религиозности человека. Для него отправной точкой в описании религиозного опыта есть его человеческий, субъективный и личный характер религия как человеческое состояние есть, прежде всего, религиозный опыт. Она существует в тех формах, которые присущи самому человеку иными словами способ бытия, присущий человеку, передает религиозному опыту свои свойства и законы. Категории человеческого существования, определяющие способ бытия, присущий человеку (modus
essendihominis), неизбежно сообщаются религиозному опыту и
определяют тот способ бытия, который присущ земной челове-
ческой религии (выд. Т. Ч. ...И если человеку дано быть назем- ле субъектом и личностью, то и религиозный опыт должен
1 Преп. Максим Исповедник. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви Творения преподобного Максима Исповедника. – Кн. 1: Богословские и аскетические трактаты. – МС
Ильин, И. А. Аксиомы религиозного опыта / И. А. Ильин. – М,
1993. – Т. I–II. – Там же. – С. 36–37.


Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Методы научного познания
123456789 -> Ввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввв
123456789 -> Учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
123456789 -> Национальная идентичность в социально-конструктивистской перспективе а. Л. Ластовский
123456789 -> Методические рекомендации для студентов факультета «Социальный менеджмент»
123456789 -> Средств массовой информации
123456789 -> Конфликт разума и чувств в комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница