Особенности эволюции русской литературы. Периодизация



страница1/18
Дата21.01.2018
Размер1.88 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

  1. Особенности эволюции русской литературы. Периодизация.

В советском литературоведении господствовало мнение, в основе которого был положены политические события (революция, гражданская война). 2 рубежа: 1917г., 1940г.

С 1890г. предлагали начало отсчета истории русской литературы с 20-х гг. (Венгерова). Агиносов, Корнилов и другие тоже придерживались этой точки зрения. В основе этой периодизации лежит положение об имманентных факторах развития литературы.

Л.И. Егорова подошла к этой проблеме глубже. Она предложила использовать «понятие узла», т.е. избегать конкретного обозначения годов. «Понятие узла» обозначает поворотный момент, когда сосуществуют явления завершающихся и зарождающихся литературных эпох. Например: А.П. Чехова стал переходной фигурой 19-20вв. Благодаря его творчеству в литературоведении были разграничены эпические жанры, стали развиваться объёмы.

В 20-егг. стали происходить изменения: 1921; 1925 – Агиносов; 1929 - Егорова.



Периодизация:

  1. 1890 – 1900 – середина 50-хгг.

  2. Середина 50-хгг. – настоящее время

В начале 20-хгг окончательно сформировывается эмигрантская литература, в 30-егг появляется возвращенная, задержанная, литература андеграунда. В связи с этим русская литература была насильственно разделена на 3 ветви:

  1. Официальная

  2. Русского зарубежья (3 волны):

- писатели, которые вынуждены были покинуть Россия в годы революции и гражданской войны (Бунин, Набоков)

- писатели, которые в 40-егг ушли вместе с немцами (Чиннов, Маринин)

- начиная с 60-хгг время после оттепели (Бродский, Лимонов, Солженицын)


  1. Запрещенная

Жанровые предпочтения. Русская литература 20в. Стала носительницей многих традиций. Традиции русской классической литературы были в ней продолжены. В русском сознании писатель занимал место святого. В 20 веке роль писателя во многом изменилась. Начиная с 20-хгг, функции художника сводились к пропаганде политических идей. Изменился и читатель.

Определенная тематика: проблема между чувством и долгом. Особая система времени. О прошлом лучше было не вспоминать, ценным было настоящее и будущее (социалистический реализм). Особый тип героя – рабочий. «Мы» и «они». Обращение к новому читателю. Литература превращается в орудие пропаганды. Литература исходит из политики должного. Уже в 30-е гглитературный порцесс был повернут в нужное партии русло.

Классики 20 века: Солженицын, Булгаков, Распутин, Ахматова.

Писатели испытывали влияние окружающего мира и творчество их было неровным. (Ахматова написала оду Сталину). В 19 веке человеку можно было дистанцироваться от исторических событий, в 20 веке такого выбора не было.

Достаточно мощно представлен второй ряд писателей: Гумилев, Пришвин, Заболоцкий.

Заметно и жанровое предпочтение: расцвет детской литературы в 30-егг. Многие писатели, которым было тесно в рамках соц.реализма обращались к детской литре. Хорошо представлено сатирическое направление. Характерно жанровое разнообразие. Появился новый жанр: роман-эпопея («Тихий Дон», «Красное Колесо»). Широко представлена лирика. Характерно сосуществование различных направлений: модернизм и реализм. Они были взаимодополняемы.

До 90-хгг литература в Росси играла особую роль. Наша страна была литературоцентричной. Не читать было стыдно. С 90-х ситуация меняется, жизнь становиться более насыщенной. Существенно ускорился темп жизни. Повлияло западное мировоззрение. Чтение стало развлечением и писатели стали на это ориентироваться (Акунин). Высокий статус русской литры почти утрачен. Активно развивается религиозное литературоведение (М.М. Дунаев «Русская литература и православие»)

2(5). Характеристика литературных направлений: реализм и модернизм

3(6). Литература русского зарубежья.

Литература русского зарубежья – ветвь русской литературы, возникшей после 1917 и издававшейся вне СССР и России. Различают три периода или три волны русской эмигрантской литературы.

Первая волна – с 1918 до начала Второй мировой войны, оккупации Парижа – носила массовый характер. (Бунин, Набоков) (1918–1940)

Вторая волна возникла в конце Второй мировой войны (И.Елагин, Д. Кленовский, Л. Ржевский, Н. Моршен, Б. Филлипов, Чиннов, Маринин). (1940-е – 1950-е годы)

Третья волна началась после хрущевской «оттепели» и вынесла за пределы России крупнейших писателей (А.Солженицын, И.Бродский, С.Довлатов, Лимонов). (1960–1980-е годы)

Наибольшее культурное и литературное значение имеет творчество писателей первой волны русской эмиграции.



ПЕРВАЯ ВОЛНА ЭМИГРАЦИИ (1918–1940)


Каталог: study
study -> 1. Философия,ее предмет и функции. Взаимосвязь Ф. и частных наук
study -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
study -> Предпосылка и столь же естественная
study -> Предварительные замечания
study -> Лекции Тема Специфика, проблемы и генезис философии -2 часа. План лекции: Специфика и функции философии
study -> Билет Объект изучения и предмет социологии
study -> Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии
study -> Вопросы для экзамена для 10-з класса раздел «Социальная сфера»
study -> «Личность и тоталитаризм на материале жанра антиутопии» Курсовую работу


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница