Особенностью современного сознания в нашем обществе является кризис идентичности, глубоко переживаемый Россией и каждым россиянином. Речь идет и об индивидуальной идентичности, и о групповой



Скачать 193.41 Kb.
страница1/2
Дата16.08.2018
Размер193.41 Kb.
  1   2

В. М. Пивоев

(Петрозаводский университет)


КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЭТНИЧЕСКОЙ, НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ
Особенностью современного сознания в нашем обществе является кризис идентичности, глубоко переживаемый Россией и каждым россиянином. Речь идет и об индивидуальной идентичности, и о групповой. Еще вчера большинству из нас было вполне ясно, кто мы такие, каковы наши цели и задачи. Сегодня это большинство пребывает в растерянности и задает и себе, и времени вопрос: кто мы такие и что мы строим? каковы цели, которые мы пытаемся достичь? или же наше движение в будущее осуществляется безо всякой цели и плана?

Причины кризиса идентичности связаны с разрушением оснований и ценностей советской идентичности и утратой связей с традициями российского государства. Но россияне вообще, а северяне особенно болезненно относится к разрушению традиций. Разумеется, автор не ратует за абсолютизацию традиции в духе Рене Генона. Наш северный регион является в силу исторических причин «Исландией русского эпоса». Можно назвать следующие причины того, что Север стал великолепным хранилищем традиционных ценностей русской и карельской народной культуры:

1) суровый климат, экстремальная обстановка требовали неспешности, неторопливости, прочности и неизменности, заставляли придерживаться традиционных форм поведения;

2) страх перед новым, неизвестным заставлял держаться за старые традиционные ценности, которые гарантировали хотя бы минимальные положительные результаты в решении жизненных проблем;

3) превращение в XIX веке Севера в провинциальную окраину русского государства, подстоличную «сибирь», предохраняло от изменений духовные ценности северян;

4) отсутствие крепостничества позволило сохранить уважение к себе и ценностям своей культуры, полноценную культурную идентичность;

5) на территории Олонецкой и Архангельской губерний сосуществовали различные культурные традиции (карельская, вепсская, саамская и русская), которые, «глядя друг на друга», отстаивали свою самобытность, усваивая все лучшее от соседней культуры;

6) участие старообрядцев в духовном развитии северян усиливало тяготение к традиционности.

Проблемы идентификации привлекают в последние годы пристальное внимание западных ученых1. Идентификация (лат. identificatio — отождествление) имеет различный характер и смысл. В психологии идентификация рассматривается как установление тождественности индивида какому-либо образу или объекту, в теории познания — как опознание изучаемого объекта и вписывание его в систему знаний, в семиотических отношениях — как установление тождества между знаком и значением.

Идентификация себя есть способ и форма самоосвоения через сопоставление «своего» и «чужого», и она решает следующие задачи:

— самопонимания (ответ на вопросы: «Кто я такой и каковы мои отношения с миром? На кого я похож и чем отличаюсь от «чужих»?»), которое создает опору для самосознания, рефлексии сознания как знание о ценностях;

— поиска оснований для самоуважения и уважения со стороны окружающих (ответ на вопрос: «За что меня могут и должны уважать?»);

— обнаружения оснований для планирования любых форм деятельности: пока мы не уяснили своих возможностей, трудно строить реальные планы, рассчитанные на успех;

— усвоения ценностей того объекта (образа), с которым отождествляется субъект;

— различие мотивации субъективно-внутренней («хочу») и объективно-внешней («должен»);

— поиски средств сохранения своего «Я» или изменения идентичности и защиты от «чужого» мира.

В культурологии идентификация считается одной из важных категорий, ибо является опорой культурного самосознания человека и группы. Она многопланова и многомерна:

1) мифологическая самоидентификация рассматривает человека как тождественного миру: «мир есть «Я», а я как — разумное существо», а затем происходит обнаружение фундаментальной ценностной оппозиции «своего» и «чужого» («мир есть Ты», позднее — «мир есть Оно»;

2) возрастная, производимая периодически при возникновении рассогласования реального возраста и представлений о себе;

3) гендерная идентификация заключается в усвоении представлении о себе как представителе соответствующего пола и присвоении (овладении) соответствующих форм поведения;

4) профессиональная, производимая по мере формирования профессиональных качеств;

5) социально-ролевая и престижная самоидентификация, направленная на социальное самоопределение и самоутверждение;

6) этническая (и национальная).

Идентификация индивида двупланова: это идентифицирование себя с группой и выделение из группы, сохранение неповторимой индивидуальности. Последнее очень важно, потому что со времен Сократа вопрос о сущности вещей обычно сводится к обнаружению общего в различном. Но для историка этого недостаточно. Вот почему В. Дильтей и другие представители «философии жизни» обращали внимание на индивидуализирующий подход в осмыслении сущности исторических личностей и событий, который должен дополнять генерализирующий.

Идентификация культурно-групповая имеет схожий характер, здесь идет речь о различении «своих» от «чужих» на основании набора критериев, включающих в себя отношения со средой, с культурными традициями, с другими социальными группами, основу для самоуважения, специфичный менталитет и доминирующую систему ценностей.

В культуре человечества можно обнаружить как черты метакультуры, или культуры общечеловеческой, так и элементы национальных культур, служащие основанием для идентичности. Как писал Н. И. Конрад, «каждый народ, большой или малый по своей численности, имеет свою индивидуальную историю, всегда обладающую своими оригинальными, неповторимыми чертами. Можно сказать даже, что история человечества проявляется именно в истории отдельных народов, через их историю. История человечества не какой-то безликий процесс; она очень конкретна и слагается из деятельности отдельных народов, имеющих каждый свое собственное лицо. Но в то же время как часто смысл исторических событий, составляющих, казалось бы, принадлежность только истории одного народа, в полной мере открывается лишь через общую историю человечества»2. Об этом же писал А. С. Хомяков, что всякая истина имеет сложный и многосторонний характер, поэтому каждый народ не может осмотреть ее со всех сторон сразу, «иная сторона или отношение иному народу недоступны по его умственным способностям или не привлекают его внимания по его душевным склонностям... Общечеловеческое дело разделено не <по> лицам, а народам: каждому своя заслуга перед всеми, и частный человек разрабатывает свою делянку в великой доле своего народа»3.

Почему «своих» можно не опасаться, но быть настороже при контактах с «чужими»? Как «осваивать» «чужих»? Напомним, человек осваивает мир, создает картину мира сначала в воображении как аналог природной ниши, которую он занял, но эта картина мира мифологически и ценностно переосмысливается как образ идеальной среды, в соответствии с которым он преобразует реальность для обеспечения фундаментальных жизненных потребностей безопасности и пропитания. Среди способов культурного освоения «чужих» необходимо выделить: дарение (обмен дарами); совместную трапезу; совместную деятельность; взаимопомощь; диалог культур.

Попытки рассмотреть некоторые аспекты идентификации предпринимает автор вместе с коллегами в ходе конференций по проблеме «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера», проводимых в последние годы в Петрозаводске (1997, 1999, 2001)4. Наше понимание важнейших терминов заключается в следующем: этнос — это народ, осознавший свою идентичность, ответивший на три вопроса: кто мы такие и чем отличаемся от других, «чужих»? за что нас могут и должны уважать? как нам сохранить свое достоинство? В результате исследования особенностей этнической идентификации нами были предложены семь критериев, по которым можно определить своеобразие культуры любого этноса и идентичность каждого его представителя:

— «почва» (природная среда, вмещающий и кормящий ландшафт);

— «кровь» (антропологические черты: цвет кожи, форма носа, разрез глаз);

— язык (как «дом бытия» (М. Хайдеггер), как средство осмысления и выражения смысловой, ценностной картины мира);

— менталитет (культурно-психологические стереотипы и обычаи поведения);

— художественная культура (искусство, праздники);

— быт (особенности кухни, одежды, оформления жилища);

— мифология (система ценностей и надежд, лежащая в основе идентификации)5.

Национальная идентичность определяется по аналогичным критериям, но с существенной оговоркой. По нашей дефиниции, нация — это народ, осознавший свою идентичность и защищающий себя с помощью государства. Нация формируется на основе титульного для данного государства этноса, который подчиняет и ассимилирует другие этносы. Национальная культура опирается на поддержку государства и становится его «визитной карточкой» и основой идентичности. В национальной идентификации мы выделяем следующие критерии:

— территория с определенными границами;

— суверенитет, легитимность, признание нации высшей ценностью;

— единое культурное пространство и язык;

— национальная идея об исторической судьбе и предназначении нации (национальный миф);

— дух нации, менталитет и религия;

— традиции культуры, праздники и профессиональное искусство;

— символика государства: флаг, герб, гимн.

Таким образом, важнейшие различия этнической и региональной идентичности можно свести в единую таблицу:






Каталог: Chairs -> Culture
Chairs -> Методические указания для студента
Chairs -> Планы семинарских занятий для студентов специальности «Социология» Часть 2 Петрозаводск 2008
Chairs -> С. А. Кислов, кандидат философских наук, доцент
Chairs -> Методические рекомендации для преподавателей пояснительная записка. Учебно-методический комплекс «Современная организация государственных учреждений России»
Chairs -> Экзаменационные вопросы по Эстетике Предмет эстетики и ее место в системе философских наук
Chairs -> Программа спецкурса социология политической культуры
Culture -> Гуманитарного знания
Culture -> Религия как духовное основание культуры


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница