"Основной вопрос философии": идеи и интересы



Скачать 151.02 Kb.
Pdf просмотр
страница1/11
Дата10.05.2018
Размер151.02 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Общественные науки и современность
, № 5, 2008, C. 152-162



"Основной вопрос философии": идеи и интересы
Автор: Л. С. ВАСИЛЬЕВ
Хорошо известно, что К. Маркс, а вслед за ним и марксизм как теория придают огромное значение сформулированному ими "основному вопросу философии", ответ на который очень прост: "бытие определяет сознание". Это означает, что в нашем мире господствует материальное начало, тогда как все остальное - не просто вторично, но часто и второстепенно. Аргументация тезиса элементарна. Что всего важнее для человека, без чего он просто не может жить? Пища, одежда, жилище и прочие самые необходимые именно материальные блага. А все остальное - уже потом. Более того, это "остальное" является как бы производным от главного.
Существует и иная постановка проблемы, предложенная в свое время М. Вебером - мыслителем, по уровню не уступающим Марксу.
Вполне понимая значимость поставленной Марксом проблемы, Вебер заметил, что идеи - нечто вроде стрелок на железнодорожных путях, по которым движутся интересы. Если вдуматься в эту не столь уж и замысловатую, но весьма глубокую по мысли метафору, то напрашиваются определенные выводы. Коль скоро встает вопрос, куда, в каком именно направлении движется или должно двигаться общество в любой данный момент, - первое слово должны сказать идеи. Они, подобно железнодорожным стрелкам, изменяют направление пути. Вопрос лишь в том, кто, как и когда это делает и, что очень важно, чем при этом он руководствуется.
Оставив в стороне возможную в этой связи мистику, будем исходить из того, что положение стрелок устанавливают прежде всего и практически исключительно идеологи, то есть творцы и носители идей, получающие наибольшее признание в обществе и готовые вести за собой то самое большинство, которое в критические моменты истории следует за лидерами. В руках идеологов находятся - если иметь в виду все ту же метафору - сигналы, адресованные автоматически подчиняющимся им стрелкам. Замечу, что и лидеры, и сигналы, и послушно поворачивающиеся стрелки могут быть совсем не теми, которые в состоянии обеспечить благоденствие, обещанное идеологами своим последователям. Иногда это выясняется не сразу
(идеолог может умереть, не дождавшись попытки реализации своей идеи и тем более успешного ее воплощения), иногда почти фазу, примеры тому хорошо известны из истории XX столетия. Для меня сейчас важно выяснить сам принцип: каков механизм взаимодействия между идеями и теми интересами масс, на выражение которых они претендуют. И еще: что в ситуации, избранной Вебером для пояснения своего понимания проблемы, первично в этом механизме, как именно взаимодействуют друг с другом идеи и интересы и как это можно реально проследить.
Вся сложность для отечественного читателя, пытающегося ответить на данный вопрос, оказывается в том, что он со школьной скамьи обычно знаком с уже упомянутым
В а с и л ь е в Леонид Сергеевич - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории
Государственного университета - Высшей школы экономики. стр. 152




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница