Основное содержание темы



страница1/13
Дата14.04.2018
Размер1.02 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

1.1. Предмет и задачи дисциплины «Психология человека»


Основное содержание темы: психика и душа; понятие внутреннего мира человека; структура и место психологии в системе других наук о человеке; выделение психологии в самостоятельную экспериментальную науку; основные направления в становлении психологической науки.

Что изучает психология человека? Что есть человек и в чем он проявляется? Этот вопрос по праву можно отнести к категории вечных. Причем каждое новое поколение привносит свое в понимание данного феномена.

Для педагога знания о человеке составляют суть его профессии: без понимания сущности человеческого в человеке немыслима никакая педагогическая практика.

Слово «психология» впервые появилось только в 18 веке в работе немецкого философа Х. Вольфа. Оно образовано из двух греческих: «psyche» - душа, «loqos» - слово, учение. Душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

Психология прошла длинный путь развития, в ходе которого происходило изменение понимания объекта, предмета и целей исследования. Отметим основные этапы ее становления.



  • I этап: психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более 2 тыс. лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

  • II этап: психология как наука о сознании. Возникает в 17в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение и описание фактов.

  • III этап: психология как наука о поведении. Возникает во второй половине 20в. Задача ее – ставить эксперименты и наблюдать поведение, реакции, поступки человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.

  • IVэтап: психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Психология человека изучает внутренний, субъективный (принадлежащий конкретному субъекту) мир человека. Иногда этот мир называют психологическим, иногда «душевной жизнью человека». Все эти понятия в нашем примере – синонимы. Внутренний мир человека в виде мыслей об окружающем, самоощущения, переживаний – прямое доказательство его бытия. Мир явлений внутренней жизни богат и разнообразен. Человеческое восприятие внешнего мира отлично от образа мира, созданного в естествознании и обществознании. Оно эмоционально окрашено, зависит от желаний и настроений субъекта, его разума и чувств, и в зависимости от этого иногда носит искаженный характер. Важно и то, что человек мыслит и действует ради чего-то: у него свои потребности, идеалы. Благодаря им он активен. Внутренняя жизнь его может быть не только осознанной. В ней есть и место бессознательным явлениям. Внутренний мир отдельного человека уникален и неповторим. Он основывается на его личном субъективном опыте. В целом предметом психологии выступает психика и психические явления. К психическим явлениям относятся психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. К познавательным процессам относятся: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем, постигаем мир и самих себя. Особое место среди них занимает внимание, которое присутствует во всех процессах, обеспечивая концентрацию, сосредоточение на чем – либо. Отдельно стоят неосознаваемые психические процессы (вне контроля со стороны сознания). Чувства и эмоции отражают переживания человека, их важность для него, устанавливая личную значимость того или иного события. Воля обеспечивает сознательную регуляцию поведения в достижении цели. Общими характеристиками психических процессов называют: динамичность, изменчивость, пластичность, непрерывность психической деятельности.

Психические состояния – относительно устойчивые психические явления. К ним относятся: бодрость, утомление, скука, тревога, радость, апатия и др. Они отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни.

Психические свойства – наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. Это особенности личности человека: направленность, черты характера, темперамент, способности.

Все психические явления взаимосвязаны, не существуют отдельно друг от друга, могут переходить друг в друга. Например: любопытство (как выражение познавательного процесса) переходит в интерес (направленность личности) и закрепляется в виде любознательности (качество личности).

Особое значение для педагогической профессии имеет философский анализ проблем биологического и социального в человеке, смысла его жизни, смерти и бессмертия. Именно в этих вопросах, остро стоящих в юношеском возрасте, должен разбираться культурно мыслящий и профессионально грамотный педагог. Психология накопила много фактов о том, как новое знание о себе делает человека другим, меняет его отношения, цели, состояния и переживания. Таким образом, психология, наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Следует уточнить, в связи с этим, задачи курса. Он призван показать сложность и неповторимость душевной и духовной жизни человека, создать целостный образ человеческой психологии, сформировать интерес к познанию себя и окружающих.

Выделение психологии из философии, оформление ее как самостоятельной науки произошло в середине 19 века. История экспериментальной психологии начинается в 1879 году, когда Вильгельм Вундт в Лейпциге основал экспериментальную психическую лабораторию. В России подобную лабораторию создал В. М. Бехтерев в 1885г. В этот период определяются понятия «душа», «сознательное» и «бессознательное». Возникают научные концепции. Выдвигаются новые критерии научности. Этот период называют в истории психологии периодом открытого кризиса. Причина его состояла в отрыве психологии от практики: интроспекция как основной метод исследования, не способствовала решению психологических проблем. Начинают складываться основные направления в психологической науке.

Представление о человеке в основных направлениях психологии. Каким предстает человек в основных направлениях и школах психологии?

Бихевиоризм (от англ. – поведение). Психология понималась бихевиористами как наука о поведении. Учение сложилось под влиянием трудов И.П. Павлова и В.М. Бехтерева о природе рефлексов. Авторы: Э.Л. Торндайк (1874-1949), Джон Уотсон (1873-1958) и др. Основная схема поведения описана в символах: « S- R: стимул-реакция». Любое воздействие на организм (стимул) вызывает ответную реакцию. Такой подход исключал принципиальную разницу между психологией животных и человека. Данные, полученные на животных, непосредственно переносились на человека.

Центральное понятие направления – научение. Один из основателей современного течения бихевиоризма – теории социального научения А. Бандура – считает, что научение у человека проходит двумя путями:



  • прямым, непосредственным подкреплением; нельзя ставить ученику постоянно двойки…

  • косвенным подкреплением, когда наблюдение за поведением других приводит к определенным выводам; надо давать образцы, эталоны поведения детям…

Бихевиоризм внес в психологию дух материализма, ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешних наблюдений, расширил сеть психологических исследований (интенсивно изучалось поведение младенцев и животных). Данное направление критикуют за игнорирование воли, эмоций, потребностей человека, его активности. Из этого вытекает жесткая детерминированность поведения и развития человека внешними обстоятельствами.

Психоанализ основал З. Фрейд (1856- 1939). Поведение человека, по Фрейду, определяется не только сознательным, но и бессознательными мотивами, переживаниями, возникшими в результате подавления, вытеснения, либо недопущения в сознание определенных переживаний, влечений, мотивов. Критика психоанализа связана с переоценкой роли сексуальности в развитии психики и придания решающего значения ранним детским переживаниям. Последователь Фрейда К.Г. Юнг (1875-1961) считал, что психическая энергия, связанная с инстинктом жизни, характеризуется не только сексуальной энергией, но и всей жизненной энергией в целом. Он выделил психотипы: экстравертов и интровертов. Адлер А. центральной движущей силой развития считал стремление к превосходству и чувство неполноценности. Э. Эриксон разработал свою концепцию развития личности человека, в основе которого лежит обретение идентичности, т. е. представления о собственной полноценности, способности решать возрастные задачи, которые ставит перед ним жизнь. Значение психоанализа велико: «Коперник переместил человечество из центра мира на его окраину, Дарвин заставил признать свое родство с животными, а Фрейд доказал, что рассудок не является хозяином в собственном доме».

Гештальтпсихология возникла в начале 20 века в Германии. Гештальт – форма, образ, структура. Психика с точки зрения этого направления должна изучаться с позиций целостных структур. Основатели М. Вертгеймер (1880-1943), К. Коффка (1886-1967). Последователь – К. Левин (1890-1947). Ими выявлены феномены «инсайта» как мгновенного схватывания, усмотрения целостной структуры ситуации. Вводятся понятия уровень притязаний, поиск успеха и стремление избежать неудачи и т.д.

Когнитивная психология рассматривает зависимость поведения человека от имеющихся у него познавательных схем, позволяющих воспринимать окружающий мир и выбирать способы правильного поведения в нем. Критика связана с отождествлением человеческого мозга с машиной. Ж. Пиаже (1896-1960), швейцарский психолог разработал теорию развития интеллекта. Развитие мышления проходит ряд стадий, обеспечивается созреванием нервной системы, формированием опыта общения с разными людьми, овладением предметами, объектами окружающего мира.

Развитие отечественной психологии осуществлялось в русле двух направлений: философско-религиозного и естественно-научного. Представители первого направления считали предметом психологии душу, основным методом психологии называли – интроспекцию. Второе направление связано с идеями объективно – экспериментального исследования психики. В 1911г. А.Ф. Лазурский (1874-1917) предложил схему естественного эксперимента. М.Я. Басов разработал метод наблюдения. Л. С. Выготский (1896-1934) создал культурно – историческую концепцию. А. Н. Леонтьев (1903-1979) разработал теорию деятельности. С.Л. Рубинштейн (1899-1960) обосновал теорию единства сознания и деятельности. Психология индивидуальных различий связана с именами Б.М. Теплова (1896-1965), В.Д. Небылицина (1930- 1972), В.С. Мерлина (1892-1982). В.Н. Мясищев основал теорию отношений: истинные отношения человека раскрываются в очень значимой для него ситуации. Методологические основы психологии разработаны Б.Г. Ананьевым (1907-1972).

Контрольные вопросы по теме:

  1. Что изучает психология человека?

  2. Какие компоненты выделяют в структуре психических явлений?

  3. Каковы задачи психологии?

  4. Когда возникла экспериментальная психология?

  5. Охарактеризуйте основные направления в психологии, возникшие в результате открытого кризиса науки.

Литература:

  1. Бердяев Н.А. О назначении человека // Мир философии. М. , 1991.

  2. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник. 2-е изд., стереотип. М.: «Академия», 2002.

  3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб, 2006.

  4. Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. М., Просвещение, 1983.

  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989.

  6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-пресс, 1995.



Каталог: attach
attach -> Психология больных с разными соматическими заболеваниями
attach -> К вопросу об этнических стереотипах у коренного населения Сибири в отношении трудовых мигрантов
attach -> Рефлексивные процедуры на уроке: от теории к практике
attach -> Основное содержание темы
attach -> Гендерная психология
attach -> Пути реализации краеведческого подхода
attach -> Организация предметно – пространственной развивающей среды по формированию культуры безопасности в доо


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница