Основные термины и понятия курса



Скачать 102.17 Kb.
страница1/3
Дата02.03.2018
Размер102.17 Kb.
  1   2   3

Основные термины и понятия курса

«Основы православной культуры»
Алтарь - 1. Священное место для жертвоприношений и иных актов коммуникации, верующих с богами. Как правило, А. - это плоский камень или стол с одной или несколькими ножками. Древнеегипетский и древне-греческий А. были квад­ратными. Христианский А, имеет круглую или овальную форму. Некоторые А. выполнены в форме куба или цилиндра. Матери­ал А. - глина, терракота, обожженный кирпич, дерево, железо, бронза, золото. В католических А., могущих быть сделанными из любого материала, обязательно присутствует камень. 2. Возвышенное место в православном храме, предназначен­ное для символических жертвоприношений. Ориентирован на восток, внутренняя часть А. прикрыта завесой, в центре А. находится «престол».
Библия (от греч. biblia, букв. - книги), собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в ка­честве Священного Писания. Первая часть признается как иудаизмом, так и христианством и называется Ветхий Завет, другая часть получила название Новый Завет, она прибавлена христианами и признается только ими. Эти термины порож­дены христианской традицией, согласно которой завет (дого­вор, союз), заключенный Богом с еврейским народом через Моисея, сменен благодаря явлению Иисуса Христа Новым заветом, заключенным уже со всеми народами.
Благодать - в христианстве - 1) свойство Божье, которое в отличие от благости, простирающейся «на всех тварей», и любви, простирающейся вообще на личные духовно-разум­ные существа, проявляется в отношении к падшему человеку, выражаясь в прощении ему грехов и помиловании, вообще - в спасении; 2) сила Божья, которой совершается спасение человека.
Великий пост (Великая четыредесятница) - в право­славии - время строгого воздержания, приуготовляющее христиан к должной встрече праздника Пасхи. Пост установ­лен в воспоминание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне. В. Ч. начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым». Не считая Вербного воскресения, во всей В. Ч. остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию. Каждая из семи недель называется по порядку наступления: первой, второй и т. д.

седмицей Великого поста. Богослужение отличается тем, что во все продолжение В. Ч. по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургий (если в эти дни не случается праздника), а читаются и поются Часы. В. Ч. установлена в первые века христианства.


Ветхий Завет (ветхий - «древний»; завет - традиционная русская передача греческого diatheke - «завещание», что явилось неточным переводом ивритского верит - «союз», «договор» - и, по мысли С. С. Аверинцева, перенесло акцент «с равноправного Договора двух сторон на волеизъявление Бога, полновластно определяющего нормы человеческого по­ведения в сумме заповедей») - библейский термин, согласно реконструкции А. П. Лопухина, имеющий двоякое значение:

  1. Договор (точнее, союз), который Бог заключал с раз­личными представителями древнего человечества для того, чтобы через них сохранить истинную веру среди распро­странявшихся повсюду заблуждений. Вполне определенный характер взаимного Договора В. 3. получил в лице Авраама, который выступил как родоначальник избранного народа - на­рода Израиля, долженствовавшего принять на себя особую историческую миссию - быть носителем истинной религии монотеизма - среди языческого мира. Аврааму было обе­щано, что за сохранение им истинной веры от него произойдет многочисленное потомство, во владение которому отдана бу­дет обширная страна - «от реки Египетской до реки Евфрата». Видимым знаком принятия Завета стало служить обрезание.
    Целью Завета было выделить народ Израиля из среды ос­тального человечества и сделать его избранным царством, в котором могли бы сохраниться и развиваться семена истинной веры, предназначенной впоследствии распространиться на все человечество (Втор 29:10-13, 18).

  2. Собрание священных книг, составляющих первую, дох­ристианскую часть Библии - иудейский канон - в отличие от Нового Завета как собрания священных книг собственно хрис­тианского происхождения. Само название «В. 3.» появилось весьма рано; оно встречается у апостола Павла в его Втором Послании к Коринфянам, где он говорит о «чтении В. 3.» (Кор 3:14). Что касается соотношения Ветхого и Нового Заветов между собою, то внутренняя органическая связь их содер­жания рельефно выражена в латинском двустишии: «Ветхий Завет в Новом открывается, Новый же в Ветхом скрывается» (Блаженный Августин).



Каталог: images -> ORKSE
images -> Методология психологической науки
images -> Контрольные вопросы к экзамену кандидатского минимума
images -> Гендерная психология
images -> Эссе «Социальные проблемы молодежи в современном обществе»
images -> В ходе исследования опрошено 96 родителей, имеющих детей 3-5 лет
images -> Сетевое обучение проектированию онтологий на примере онтологии компьютерных вирусов
images -> В. Од. 10 Деловые коммуникации
ORKSE -> Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы буддийской культуры»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница