«Основные теории искупления в христианском богословии: их происхождение, содержание и критика.»



Скачать 240.42 Kb.
страница1/6
Дата26.05.2018
Размер240.42 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6

Санкт-Петербургская православная духовная академия

заочное отделение семинарии

РЕФЕРАТ

Тема: «Основные теории искупления в христианском богословии: их происхождение, содержание и критика.»



Выполнил: Устинов Глеб Станиславович ,

Студент 3 курса семинарии

Проверил: ______________________

Санкт - Петербург

2012 г.

Содержание

I. Введение

II. Глава 1: Искупление в Священном Писании. Синергия Бога и человека.

III. Глава 2: Юридическая теория искупления.

IV. Глава 3: Нравственная теория Искупления.

V. Глава 4: Различные богословские учения.

VI. Заключение.

VII. Список использованной литературы.



I. Введение

Центральной темой Православного учения является тема спасения – освобождения человека от рабства греху, избавления его от тления и смерти; примирения людей с Богом и дарования им возможности обожения. Соответственно, догмат искупления является одним из важнейших в учении о домостроительстве спасения. Вместе с тем он представляет из себя наиболее загадочный теологический вопрос (раскрыть всю полноту его человеку не по силам).

Непосредственно Искупление связано с догматом Воплощения, учением о первородном грехе и многими другими догматическими аспектами.

В.Н.Лосский рассматривал Искупление как: "…то ,что определяется несколькими моментами, все более и более раскрывающими полноту Божественного присутствия. Это прежде всего устранение радикальных преград, отделяющих человека от Бога, и, главным образом, того греха, который подчиняет человечество диаволу и делает возможным владычество падших ангелов над земным космосом. Освобождение плененной твари сопровождается, далее, восстановлением ее природы, которая снова становится способной воспринимать благодать и шествовать "от славы в славу", вплоть до уподобления, в котором она воспринимает природу Божественную и делается способной преобразить весь космос"1

«Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5, 19).

Мысль о примирении между Богом и человеком центральная для понятия сущности искупления у архиепископа Филарета (Гумилевский). Он писал: «Преимущественное дело, которое надлежало совершить Спасителю, и которого никто другой не мог совершить, было дело примирения Правосудия Божия с грешным родом человеческим»2

Но необходимо понимать, что искупление есть не юридический выкуп, а как акт благодатного, сверхъестественного освобождения Богочеловеком Иисусом Христом падшего человечества от рабства греху и смерти. Для спасения человека недостаточно было лишь учения Господа и личного примера Его земной жизни. Нужна была особая Божественная помощь, состоящая в непосредственном обновляющем воздействии на расслабленную грехом человеческую природу.

Святитель Григорий Богослов в слове Пасху сказал, что «… Жертва Христова есть «очищение» не малой части вселенной, и не на малое время, но целого мира и вечное… мы умерли со Христом, чтобы очиститься… великая и священная Пасха - очищение всего мира. Обоженое человечество Христа, прославленное по воскресении, стало источником жизни для всего человечества в Церкви и ее таинствах, особенно же во Священной Евхаристии.»3

Существуют различные теории ,рассматривающие данный догмат. Множество отцов, ученых мужей, богословов касались этого вопроса. В их числе и Макарий Булгаков ,и митр.Филарет(Дроздов) , и арх.Филарет(Гумилевский), митр.Николай (Ярушевич), прот.Ливерий Воронов, о.Олег Давыденков.

Но необходимо помнить, что искупительный подвиг —«… это не столько предмет богословского умозрения, сколько наглядный пример Божественной любви, пробуждающий в наших сердцах чувство глубокой благодарности к Искупителю, напоминающий нам о нашем недостоинстве, призывающий нас к нравственному исправлению, к смиренному несению своего жизненного креста и к последованию Христу (Мф. 16, 24).»4




Каталог: sites -> default -> files -> webform
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины философия для образовательной программы по направлениям юридического факультета: Курс 1
files -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
files -> Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000 (030300. 62) «Психология»
webform -> «Христиане до Христа: историко-философский анализ»
webform -> «Вера и знание: единство и противоречия»
webform -> Святоотеческое учение о домостроительном исхождении Святого Духа через Сына
webform -> «Догмат о творении из ничего: свидетельство Священного Писания и их богословское осмысление в трудах Святых отцов»
webform -> «Значение догматов в жизни Церкви и в личной жизни христианина»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница