«Основные тенденции в материальном и духовном выборе современной молодежи»



Скачать 445.87 Kb.
Дата03.01.2018
Размер445.87 Kb.
ТипКонкурс

Департамент образования г. Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №1535

Московский городской конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся

Исследовательская работа

« Основные тенденции в материальном и духовном выборе современной молодежи »

Автор: Грязнова Полина Сергеевна

Школа: № 1535 Класс: 11

Руководитель: Леталин Владимир Николаевич

Москва – 2017 г.

Содержание

Введение................................................................................3-7

Глава 1. Социальные институты, СМИ и интернет как факторы, влияющие на выбор молодежи...............................................................................8-18

Глава 2. Выбор профессии двух поколений, как отражение разницы двух исторических эпох (советской и современной).......................................19-26

Результаты социологического опроса...............................27-34

Рекомендации.....................................................................35-36

Заключение...........................................................................37-38

Список литературы..............................................................39-41

Приложение..........................................................................42-48

Введение.

Актуальность темы данного исследования обусловлена общественно значимыми процессами в нашей стране, в которых основооопределяющую роль играет молодежь как большая социальная группа, и от функционирования, стабильности, развитости которой зависит будущее страны. Процесс вовлечения молодежи в общую систему социальных отношений и взаимодействий представляет повышенный интерес со стороны общества, именно потому, что молодежь является тем инструментом, способным накренить направление движения общества в совершенно другую историческую плоскость. Если брать во внимание переломные моменты истории, где ценности и ориентиры меняются, реальное положение молодежи вызывает интерес. Поскольку именно в такой период формируется мировоззрение, представление о морали, жизни, мышления у молодого поколения, отношение к семейным ценностям, формируются личные качества характера, от которого зависит материальный и духовный выбор молодежи. Актуальна проблема и тем, что в условиях процесса глобализации, где идет разрушение ценностей, накопленных предыдущими поколениями, за молодым поколением не оставляется их собственный выбор. С исследовательской точки зрения вызывают интерес проблемы социального выбора молодежи: установка целей, направление деятельности, выбор профессии, отношение к труду. С практической точки зрения проблема актуальна тем, что позволяет сравнить молодое поколение разных исторических эпох и таким образом позволяет анализировать степень различия между ними, проследить насколько изменились ценности молодежи, ее выбор в сторону духовного или материального направления и на основании полученных результатов сделать вывод относительно дальнейших перспектив подрастающего поколения в уже новых исторических действительностях. А с другой стороны актуальность проблемы вызвана ролью основных социальных институтов (государства, семьи и образования) на формирования подрастающего поколения, а также его дальнейшего выбора с жизни.

Использованная литература

В нашей стране опубликовано немало работ, имеющих отношение к проблеме исследуемой темы молодежи.

Важную ценность имеют работы В.Т.Лисовского1, где подчеркивается авторское видение исследуемой проблемы в целом. Среди них значительное место отводится исторической обусловленности духовного мира молодежи, выявляются психологические характеристики молодежи как большой социальной группы.

В помощь автору в выявлении ценностно-ориентировочных характеристик способствовали работы В.П. Тугаринова2.

Относительно трансформации ценностных ориентаций молодежи под углом социологических исследований большой интерес вызывают исследования Е. К. Казариной-Волшебной, И. Г. Комиссарова, В. Н. Турченко3, где дается противоречивость ценностных воззрений молодежи в разных поколениях – отношение к труду, природе, семье и т.д.

Исследование А.А. Жирнова4 посвящено социокультурному осмыслению молодости в свете стоящих перед Россией и миром проблем глобализации, пост индустриализации, демографического и экологического кризиса. Раскрывается проблема сложных переходов от советской цивилизации к капиталистической, дается оценка современной российской цивилизации под углом возникновения таких форм как индивидуализм, предпринимательство, социальное неравенство, либерализм, конкуренция, рыночная экономика, свобода и влияние их непосредственно на молодежь.

В работе Кутырева В.А.5 анализируется экспансия экономики и технологий на человека – превращения смыслового мышления в технический интеллект. Показаны негативные и позитивные роли научно-технического прогресса и проведена характеристика вовлечения молодежи в новую экономическую парадигму – рынок с одной стороны и степень освоения новых технологии молодежью с другой.

Большой интерес вызывает монография В.Г. Немировского и Е.В. Соколовой6, где рассматриваются теоретико–методологические вопросы социологического изучения смысл жизненных ориентаций в условиях реформирования российского общества. Проанализирована эмоциональная и социальная направленность студенческой молодежи, ориентация в сфере социальной деятельности; жизненная перспектива. Отдельным объектом исследования в монографии является мировоззренческая направленность личности, ее структура духовных ориентаций.

В исследовании Маршака А.Л.7 содержатся систематизированные знания по социологии молодежи — о социализации личности и социальных групп в условиях социальной трансформации, а также о формах отклоняющегося поведения и угрозах, которые они представляют для человека и общества. Автор помогает осознать связь между позитивными компонентами социальной трансформации и деформирующими воздействиями на личность и социальные группы со стороны деструктивных, асоциальных элементов и процессов, сопровождающих трансформацию российского общества.

Объектом исследования является молодежь Российской Федерации.

Предметом исследования является социальный выбор молодежи в контексте действительного положения уровня моральных и материальных ценностей.

Цели и задачи исследования.

Цель исследования заключается в системном анализе и определении причин и направленности изменений в социальном выборе молодежи.

Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:


  1. анализ объекта исследования - российской молодежи – как специфической социальной категории в условиях ее дальнейшего духовного или материального выбора

  2. анализ состояния современного российского общества в условиях формирования социального выбора молодежи

  3. разработка сравнительных характеристик поколений разных исторических эпох на примере социальных исследований, и отношение их к основным сферам общественных процессов

Теоретическая и методологическая база исследования.

Теоретическую базу исследования составили публикации, исследования, проекты отечественных ученных, переосмысленные с учетом реальной исторической действительности.

Методологической основой проекта являются общие принципы научного познания социальной действительности: опора на социальные факты, связь теории с практикой, взаимообусловленность объективного и субъективного в общественных процессах, сочетание исторического и логического, анализ и синтез, индукция и дедукция и др.

Гипотеза


На мой взгляд, выбор современной российской молодежи направлен в сторону материальных ценностей, и, соответственно, роль духовно-нравственных ориентиров обесценивается.

Глава 1. Социальные институты, СМИ и интернет как факторы, влияющие на выбор молодежи.



Духовность — это понятие, содержащее в себе «высокие моральные принципы, мудрость, душевную  щедрость,  готовность  к  сочувствию,  доброту,  чуткое  восприятие  красоты,  культуру  чувств  личности,  развитие  ее  эмоционального  мира»8. Материальное – понятие, которое перечит морали, мудрости и т.д. и приближает человека к качествам антиподным качествам доброты, сострадания, душевности. Как известно, мир устроен таким образом, что, если вектор идейного направления задан в сторону духовного обогащения человечества (эпоха Средневековья), с помощью такого социального института как религия, то люди и народы будут жить, соблюдая установленные правила, но накренись мир в другую историческую плоскость, где с помощью человеческих рук, его разума, сознания, деятельности будут создаваться условия все более комфортные для устройства человечества, то есть в развитии материальной, производственной, технологической сфер, то и мир будет устроен таким образом, что материальное составляющее будет превалировать над духовным. Если мы внимательно посмотрим на линию общественного прогресса (см приложение №1), то видно, как она накреняется от духовного направления к материальному под воздействием новых переходных исторических процессов, с появлением совершенно иных общественных форм и элементов. С появление НТП ( научно-технический прогресс), либеральной идеологии, новой исторической причины развития человеческого общества – свободы, стало заметно, как быстро происходит подмена ценностей, как отмирают старые формы – религия, мораль, традиции, как меняется структура общественных отношений. Уже в наше время простое взаимодействие индивидуумов основано на спросе и предложении, купле и продаже, на стремлении общества двинутся в сторону богатства, успеха и т.д. По мнению Агоштон Ласло – «НТП и либерализм предложил этому миру новое понимание в устройстве общества систематизировав его таким образом с новыми моделями ценностей основанных на вышеперечисленных вещах»9 Наш современный мир – это конечный результат работы индивидуумов, которые своими усилиями прочно ввели прогресс в сферу материальной области, выдвинули теорию личных инициатив, где бы царствовали такие формы как конкуренция, личный эгоизм, прагматизм, цинизм, и все эти формы стали бы выделяться в устройстве современного общества. Если посмотреть со стороны на современное общество, то видно, как за основу мировоззрения ставится личный успех, свобода личности подменяет религию, свобода выбора разрушает многовековые традиции, а мораль бессильна перед цинизмом людей. Сложно ли рассуждать о проблемах нравственного выбора человека в условиях, когда на мир огромное влияние оказывают деньги и бизнес? Наверное, сложно. Вспоминается сразу отрывок из речи великого инквизитора Христу (Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы») Великий инквизитор: «Ты возразил, что человек жив не единым хлебом, но, знаешь ли, что во имя этого самого хлеба земного и восстанет на тебя дух земли и сразится с тобою и победит тебя и все пойдут за ним, восклицая: "Кто подобен зверю сему, он дал нам огонь с небеси!" Знаешь ли ты, что пройдут века, и человечество провозгласит устами своей премудрости и науки, что преступления нет, а стало быть нет и греха, а есть лишь только голодные. "Накорми, тогда и спрашивай с них добродетели!" вот что напишут на знамени, которое воздвигнут против тебя и которым разрушится храм твой»10. Эти слова инквизитора можно применить к современному обществу, где теряется суть греха, и где хлеб земной важнее хлеба небесного, и где мир, как бы он не был направлен на духовно-нравственное развитие, в конечном счете, пойдет к подмене нравственной свободы на свободу своего личного выбора и личной совести.

Наиболее восприимчивая социальная группа в обществе к разного рода переменам это – молодежь. Группа, которая зачастую пренебрегает ценностями или же создает свои представления о них. В современном мире на долю молодежи выпало нелегкое испытание – противостоять внешним негативным воздействиям, где все систематизируется и идентифицируется под давлением процесса глобализации, где уже выработана одинаковая для всех модель поведения, схожий образ жизни. Все это так или иначе будет разрушать представления молодого поколения о морали, традициях, приуменьшать роль социальных институтов в воспитании и образовании подрастающего поколения и использовать их, как средство уничтожения индивидуальностей молодежи. Как утверждал С.П. Капица, мы живем «в условиях, как во взрывной волне, когда абсолютно все не находится в равновесии. А совесть, мораль, моральные устои общества – это свидетельства духовного равновесия, которое достигается медленной эволюцией. Но поскольку мы находимся в состоянии глубочайшего перелома, старые принципы просто не поспевают эволюционировать» 11. Отсюда следует, что при неравномерном устройстве общества, вероятность получения поколения умных, интеллигентных людей очень мала, и при жесткой конкуренции молодёжь зачастую растрачивает свой потенциал на ненужные вещи. Еще одна острая проблема – это передача морали от старого общества к новому. По словам А.С. Запесоцкого раньше ребенок мог «усваивать моральные нормы в семейных условиях. По мере ускорения общественного развития возникают социальные институты, которые должны прививать ценности наряду с семьей. Сегодня семья и образовательные учреждения уже не срабатывают, изменяется роль религии, как традиционного института поддержания нравственных принципов. И получается, что общество начинает с нуля, отбросив все накопленное предыдущими поколениями в сфере нравственности»12.А семья, как известно, главный социальный институт, вкладывающий основы нравственности в подрастающее поколение, и ,если этот институт будет находиться в кризисе, что мы видим в современном обществе, то соответственно, ценности не будут передаваться. В данном случае выбор молодежи будет предсказуем: отторжение от ценностей, тяга к материальному обогащению, личному успеху. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. А в особенности функции воспитательные и социального контроля, в результате чего подросток не получает должного внимания, вырастает с девиантным поведением и маргинализируется в будущем, не получив элементарных основ существования в системе общественных отношений. С другой стороны, особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций молодежи проявляется в ее отношении к образованию как базовой социальной ценности. В своем подавляющем большинстве молодежь ориентирована на получение любого образования с минимальными усилиями. Высокий уровень притязаний к образованию носит инструментальный характер, образование рассматривается как средство перспективного конкурентоспособного положения на рынке труда и лишь затем как способ приобретения знаний.13 Получается тогда, что образование носит чисто условный характер и не несет в себе никакого смысла, раз оно не служит для приобретения знаний, и, соответственно, молодежь будет полностью ориентирована на удовлетворение сиюминутных складывающихся потребностей. Отсюда следует, что образование как социальный институт, не выполняет свою нравственную миссию. Молодежь в данном случае воспринимает семью и образование не как источники получения знаний, воспитания, приобщения к трудовой деятельности, а как способы быстрого достижения успеха без каких- либо усилий. Трудовая занятость по-прежнему является важной формой жизнедеятельности российской молодежи, но ее основными мотивами стали материальные потребности, а не моральная ценность, как в советскую эпоху. Социологические опросы показывают, что большинство молодых людей не хотят повторять трудовой путь своих родителей.14 Те процессы, которые происходили в России в постперестроечный период, изменили специфику ценности труда, образования и семьи, а вместе с ними экономическую и социально-политическую жизнь общества. Если в советскую эпоху жизненный успех был результатом плодотворной трудовой деятельности и признание обществом, то за последнее время понятие «жизненный успех» трансформировалось от духовно - нравственной его составляющей в сторону материальной. По словам О.В. Новиченко «многие молодые люди соглашаются с тем, что мы живем в другое время, и некоторые моральные ценности и нормы уже устарели и не имеют смысла»15. А, как известно, моральные ценности и нравственные установки сплачивают общество и делают его одним общим организмом. Если такого процесса не наблюдается, то возникают противоречия и действует принцип «каждый сам за себя» В этом случае современное подрастающее поколение формируется в очень сложных условиях подмены многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в себя и общество. Лисовский В.Т так характеризовал молодежь в современном мире: «Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о «прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы. Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют «все и вся», занимаются поисками «врагов», на которых можно было бы свалить причины всех бед. Третьи, отчаявшись, уходят в «никуда», становятся на преступный путь, превращаются в алкоголиков и наркоманов. Четвертые ищут «путь к богу», вступают в различные секты, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, объективно оценивают новые реалии, ищут пути решения возникающих проблем»16

Современный мир тешит тщеславие и эгоизм подрастающего поколения и показывает только один путь, который должен проложить каждый на пути к успеху, деньгам и славе. По словам В, Арестова «Всеобщая инфантилизация оказывает пагубное влияние на культурно-нравственный облик молодежи, поскольку у молодых людей развивается неоправданное ощущение собственного превосходства над старшими, которые только лишь имитируют молодежный стиль. Все это приводит к ослаблению связей между поколениями, утрате молодежью чувства причастности и к собственной семье, ее повседневным заботам, и к исторической судьбе и повседневной жизни своей страны, своего народа, а в итоге способствует утрате чувства ответственности и за собственное будущее, и за то, что происходит в обществе».17 А в работе Е.Р. Ярской-Смирновой, Г.Г. Карповой, М.А. Ворона, где анализируются причины инфантильности молодежи, указано на политическую подоплёку продления детства: «Правительству выгодна инфантилизация людей, отказавшихся от значительных «взрослых» идеологических баталий, и это отнюдь не заговор бизнеса и не лень развращенных потребителей. Эта проблема является очень серьёзной, так как несамостоятельным, безвольным, а главное не рефлексирующим человеком очень легко управлять. Сознание таких людей легко программируется»18.Следовательно, даже такой социальный институт, как государство использует молодежь в своих целях и руководит ее сознанием, не оставляя за ней ни морального (поскольку пошатнулись институты семьи, образования, в которые государство должно вкладывать силы), ни жизненного выбора.

Другие социальные институты, влияющие на молодое поколение и ее дальнейший выбор – СМИ. Развитие технологии, компьютерной индустрии, создание интернета повлекло за собой новые представления общества о мире, его ценностях, структуре. Если 20 век – переломная веха, где отмирают прежние стереотипы и ценности, уходят на задний план религия, мораль, культура и традиции, то 21 век – период оформления новых ценностно-ориентированных установок и задавание ими путь, по которому человечество должно пойти. После перехода НТП в ступень научно-технической революции человек с помощью компьютерных технологий создал новую модель устройства общества – интернет, безграничное влияние СМИ и социальных сетей. Можно ли их считать, что они развивают интеллектуальные способности, повышают уровень воспитания, положительно формируют мировоззрение современной молодежи? Ответ на этот вопрос весьма неоднозначный. С одной стороны мы видим как с помощью средств массовой информации: газет, радио, телевидения , интернета - мы получаем огромное количество информации, и в условиях процесса глобализации , когда мир становится все более тесен, эта информация порой приобретает познавательный характер , потому что в течении небольшого времени мы узнаем о том, что происходит на земле в данную минуту , но существуют и противоречия : большие потоки информации, вытекающие из преимущественно из интернета, приводят к кризису современного человека, который порой не может критически осмыслить ее, помимо этого, с появлением интернета, как одной из причин возникновения процесса глобализации, утрачиваются самобытные ценности, стираются культурные особенности многих народов Если раньше требовалось сотни лет, чтобы какая- либо идеология оформилась в мировоззрении людей, то теперь с помощью интернета это сделать стало легче. Так стало легче манипулировать людьми, в особенности среди молодого поколения, порой начинает терять связь с реальным миром, потому что слишком увлечены виртуальным. Отсюда возникают побочные эффекты: чувство одиночества, запредельный эгоизм, выставление личной свободы выше всего.

В статье Тихонова Ю.С. говорится о том, что «В условиях политической, социальной и экономической нестабильности молодой человек подвергается воздействию проявлений, имеющих место вне образовательной системы, в числе которых — криминализация общества, падение уровня жизни подавляющего большинства населения, разрушение культурных традиций, размывание нравственных ценностей»19В данных условиях возникает социальная напряженность, учитывая и то, что вышеперечисленные проявления передаются через средства массовой информации и таким образом формируют негативное представление молодежи о существующих реалиях жизни.

Возникает обеспокоенность, по какому пути пойдет современная молодежь, если СМИ и интернет негативно формируют неокрепшее мировоззрение молодого человека. Эта обеспокоенность обусловлена как глобальными процессами перехода от индустриального общества к информационному, так и усиливающимися процессами поиска самой личности. Молодое поколение, как наиболее мобильное и восприимчивое ко всякого рода новациями, более других, подвержено ценностным и мировоззренческим перестройкам. В ряде случаев дистанция, которая отделяет старшее поколение и молодежь, становится критической.20При таких разных мировоззренческих позициях, где молодежь все более подвержена быстроменяющимся жизненным ориентирам, возрастает кризис семьи, и, если раньше борьба отцов и детей, основывалась на расхождениях в философских позициях (нигилизм Базарова), то сегодня существует одна философская позиция – Liberalite (свобода), которую навязывают СМИ и интернет, таким образом, разрушая классическое представление о семье. А что взамен дают средства массовой информации и глобальная сеть Интернет? Далеко не все, что предлагают СМИ, благотворно влияет на подрастающее поколение. Коммерциализация средств массовой информации вытеснила молодежную аудиторию с ее интересами на периферию медиа рынка. СМИ в значительной степени утратили свою воспитательную функцию, сменив ее на функции развлечения и удовлетворения потребительских интересов.21Отсюда следует, что для СМИ молодежь является средством обогащения, и ни о каких положительных формах социализации речи и не может быть.

В меньшей мере СМИ (а конкретнее телевидение) влияет на формирование разных граней общественного идеала, связанных с  представлениями про идеальный способ жизни, идеальный общественный строй, идеал социальной справедливости и желанные качества человека.22 И, если раньше эти идеалы общественного строя, идеалы социальной справедливости мы могли увидеть в журналах издаваемых Пушкиным и Белинским, то сейчас за основу идеала взяты следующие категории : развлечение, потребление, мода - то, что не несет никакой смысловой нагрузки. Телевидение сильно влияет на поведения молодёжи, вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Пропагандируя определенные ценности, оно способно формировать у людей соответствующие установки.23 Вырастает общество приспособленцев, которые не могут и не хотят ничего делать. Лень, вялость, апатия – факторы, которые вызывает СМИ и заставляет человека лишь только смотреть на прекрасный, кристально выбеленный для них мир без всякого осознания, что на самом деле, это сложный механизмом, со своими законами жизни, который должен постичь молодой человек на пути к успеху и личному. Перефразируя слова классика «человек был и человек умер» и более о нем, никто не узнает. Современному обществу нужен человек, который бы понимал минимум того, чего от него хотят, и не стремился бы к получению максимума. Телевидение - это часть системы, основанной на свободе человека, действующей по правилу: что не запрещено законом, то разрешено. Другими словами, СМИ как социальный институт были созданы для позитивного формирования молодого поколения, поскольку именно от СМИ молодой человек черпает информацию, но если эта информация бесполезна, загрязнена безнравственностью, то молодежь будет социализироваться именно в этом направлении.

Подводя итоги, можно сказать, что современная молодежь подвержена высокому влиянию со стороны социальных институтов, СМИ, социальных сетей. В условиях современного общества эти социальные институты порой оказывают негативное влияние. У каждого молодого человека есть свой собственный выбор на пути к успеху и развитию. И от того насколько этот выбор будет правильный и продуктивный во многом завит дальнейшее развитие человеческого общества, его социальная стабильность, экономика, политическая ситуация в той или иной стране. Если воспитать сегодня категорию малограмотных, инфантильных, эгоцентричных представителей молодого поколения, то в ближайшее время говорить придется не только об утрате моральных ценностей, но и утрате «человека в человеке» во всех смыслах этого слова. Проанализировав все аспекты своего исследования, я пришла к выводу о необходимости кардинальных изменений в такой социальной группе как молодежь. А изменения к лучшему могут быть лишь при наличии положительного воздействия всех социальных институтов и в условиях гармоничной атмосферы в обществе и в мире в целом.

Глава 2. Выбор профессии двух поколений, как отражение разницы двух исторических эпох (советской и современной)


Выбор профессии всегда стоял остро среди такой большой социальной группы – как молодежь. Кем стать? Чем заниматься? Какого успеха добиться? Все эти вопросы волновали подрастающее поколение на разных этапах исторического развития нашей страны. Несомненно, что в выборе места работы основную роль играли социальные институты : государство, семья, образование и т.д. Именно в результате влияния социальных институтов на сознание молодого человека крепла его уверенность в выборе профессии, которая бы принесла впоследствии результаты и общественное благо для общества.

Но всегда ли выбор профессии является желанным моментом в жизни любого молодого человека? На мой взгляд, это зависит от уровня самостоятельности, организованности, осмысленности подрастающим поколением своей нужности обществу, уверенности в востребованности своих навыков и способностей и применению их на профессиональном поприще.

Если возьмем два разных по своему политическому устройству, уровню нравственности, стабильности в обществе исторических периодов нашей страны советского и современного российского, то видно, как за небольшое количество времени в сознании нынешнего поколения молодежи произошел резкий переворот в сторону материальных ценностей, и выбор профессии, в данном случае, будет обусловлен степенью ее востребованности на рынке труда и уровнем заработной платы – это рождает у современного молодого человека такие качества как эгоизм, прагматизм, личный индивидуальный успех.

Если сравнивать два поколения молодежи, советской и российской, под углом их профессионального выбора наглядно обнаруживаются существенные различия. Советская молодежь, взращённая любовью к труду, была стабильна, поскольку устройство страны позволяло молодому человеку найти свое место в системе общественных координат, реализовать свои способности и навыки, пусть даже в условиях контроля над его деятельностью.(см приложение №2) Современная же молодежь в условиях быстроменяющегося мира, развития информационных технологии, основывается не на всеобщем процветании, не на коллектив, а на свой собственный успех.(см приложение № 3). И, если в советское время каждый молодой человек знал ту социальную среду, в которой он живет, устройство общества, где ставка делалась на рабочий класс и интеллигенцию, то современная молодежь напрочь отвергает понятие «интеллигенция» и «рабочий класс»

Принципы, действовавшие в СССР, не интересны нынешней молодежи, взамен обнаруживается тяга к предпринимательской деятельности и удовлетворению своих личных материальных потребностей. Таким образом, если советская молодежь мыслила коллективно и результаты труда считались общим благом, то молодежь наших дней мыслит экономически, где в приоритет ставятся материальные ценности.

Почему же такое кардинальное различие между этими двумя поколениями? После распада СССР произошла ломка ценностей в сознании людей, общество и его структурные элементы начинают трансформироваться в новые реалии, где уже властвует рынок с его законами



Для советской молодежи труд и занятость считались основными средством удовлетворения материальных потребностей и нравственным долгом перед обществом и государством, поэтому выбор профессии диктовался больше желанием трудиться и обеспечить благо обществу. По словам А.А. Жирнова «обеспеченность трудом и его удовлетворенность в советском обществе была важным отличием от капиталистического общества»24. Труд и занятость молодежи существенно изменились по сравнению с советским обществом.

В советское время не было безработицы и проблем трудоустройства, а теперь они появились во всей остроте. Современному молодому человеку нужна стабильность и порой он жертвует своим образованием и профессией, чтобы заработать себе на жизнь и прокормить семью. Проблема безработицы, мало востребованности тех профессии, которые в советское время были в фаворе, ставят перед молодежью задачу: принятие важного решения в профессиональном выборе. В данном случае труд и занятость по-прежнему выступают важнейшими формами жизнедеятельности молодежи, но их мотивами стали материальные потребности, а не моральная значимость, как в советское время. Большинство молодых людей не желают повторять жизненный трудовой путь своих родителей. Причиной является то, что на первый план вышли деньги, богатство, успех, материальные потребности которые побуждают молодежь выбирать себе « место под солнцем», занимаясь коммерческой деятельностью, наживая личную экономическую выгоду. Поэтому на первый план выходят профессии менеджеров, людей, занимающихся в сфере информационных технологий, мелким и средним предпринимательским делом.
В результате распада СССР, ломки ценностей начинает усиливаться социальная мобильность: молодой человек пробует себя везде, пытаясь найти профессию выгодную ему в материальном плане. Советская форма социализации молодежи, формировавшая патриотизм, коллективизм, всеобщее благо труда, противопоставившая себя западным либеральным ценностям, породила поколения молодых людей, умеющих и любящих работать во благо государства и коллектива и по словам Жирнова А.А. « породила конфликт между уходящим советским поколением и нынешней российской молодежью который выражается в смещении ментальности молодых людей от коллективизма к индивидуализму, от общественного к частному, от будущего к настоящему, от предопределенности к активности, от необходимости к свободе»25. Таким образом, при смене политической идеологии сменились общественные формы устройства взаимоотношений между людьми – назрела огромная пропасть между «отцами и детьми» на уровне мировоззрения, образа жизни, моделей поведения.

Любая молодежь живет в определенной системе ценностей и ,если сегодня мы говорим о незначительной роли социальных институтов, о негативном влиянии СМИ на подрастающее поколение, о падении морали, о низком уровне воспитания и образования, то и молодежь в такой ситуации будет действовать сообразно вышеперечисленным факторам. Именно при появлении капиталистических отношений, по словам Е. К. Казариной-Волшебной происходит «эксплуатирование не только физических, но и духовных жизненных сил трудящегося. Деньги становятся универсальной силой, которая превращает все человеческие ценности в свою противоположность: которая делает добродетель пороком, порок добродетелью. Понятия чести, совести, долга объявляются устаревшими»26

Стоило лишь перекроить структуру общества и государства другими идеологическими элементами появляется кардинальное изменение в понимании выбора профессии молодого поколения. Пропаганда материальных ценностей породила дикое стремление людей добиться успеха в жизни любыми способами, появление коммерческих отношений предопределило появление целого ряда профессий, связанных исключительно с личным обогащением человека.

После краха советского государства и движения общества к рыночным ценностям, к основам демократии, казалось бы, устранены все ограничители свободы выбора и действий и перед молодым поколением раскрываются все дороги перед выбором профессии и реализации себя в жизни, теперь трудоустройство и карьерный рост молодежи не зависят от воли и требований государства, а напрямую подчинены законам существующих на рынке труда, но даже при таких условиях молодежь порой не находит себя в профессиональном выборе.

Это объясняется переизбытком так называемых «престижных» профессий: юристов и экономистов. Семья, в данном случае, должна оказывать прямое воздействие на выбор молодого человека, но зачастую выходит так, что семья также как и молодой человек поддается веянию времени. Но на рынке труда есть ограничения, и, при переизбытке экономистов и юристов, они остаются за бортом, вырастает острая социальная проблема- безработица.



Сегодня, по словам Е. Клименко «среди экономистов и корпоративных юристов доля специалистов моложе 30 лет составляет более 76%, в то время как рабочие специальности представлены в основном 40-50-летнимиработниками» Это говорит о перезагруженности на рынке труда этих профессий и нежелании родителей вникнуть в это положение.27

Мечты молодежи разбиваются об реальность, появляется депрессия, ощущение безысходности и ненужности обществу. Но как пишет Е. Клименко «существует другая категория молодежи, которая приспосабливаются к новым условиям времени и спешит освоить новые профессии» которые пришли вместе с рыночной экономикой такие как:



  1. Менеджер по туризму

  2. По связям с общественностью

  3. Маркетологи

  4. Брэндинг

  5. Интернет – бизнес 28


Из всего вышеперечисленного можно выявить следующие факторы, оказывающие воздействия на выбор профессии современной молодежи:

- фактор общественного мнения. Молодежь живет в обществе, и оно диктует моду на ту или иную профессию и соответственно на выбор образования.

- информационный фактор. Интернет, СМИ, социальные сети формируют в сознании подрастающего поколения образ престижности профессий и как мощные каналы социализации они прямо влияют на конечный профессиональный выбор молодежи, задавая ей «правильный» вкус к будущему месту работы

- экономический фактор. Рыночная экономика и появление НТР породило целый ряд совершенно новых профессий.

- институциональный фактор. Воздействие целой группы социальных институтов на профессиональный выбор современной молодежи.

В современном обществе молодежь должна обладать информацией и накопленным багажом знаний. Как пишет А.А. Волокитина это нужно для того чтобы «с одной стороны, приходится соизмерять объективную ценность будущей специальности, суметь спрогнозировать ее востребованность на многие годы вперед, оценить характер труда и его оплату, с другой — соотнести выбор со своими материальными возможностями, навыками и интересами к профессии»29

А как мы видим в действительности, молодежь не только не информирована о востребованности профессий, но и порой не обладает определенным спектром знаний и навыков, чтобы оценить свои возможности на рынке труда. Для того чтобы поднять уровень осмысления профессионального выбора современной молодежи необходимы реформы со стороны государства:

Во – первых, социальная значимость тех профессии, которые выбирает молодежь, вне зависимости от задаваемого образа престижности и статуса со стороны общества СМИ и т.д. Задача государства показать молодежи значимость всех профессии вне зависимости от уровня заработной платы, и тогда мы увидим молодежь под другим углом, не скептически относящуюся к выбору своей профессии.

Во – вторых, возможность молодежи для самореализации своих профессиональных устремлений.. От этого зависит будущее страны и общества в целом.

В – третьих, разносторонность системы образования. Образование должно раскрывать способности молодого человека, развивать практически навыки молодого человека, вселять в него уверенность, развивать его мышление и т.д.

В – четвертых, нахождение той «золотой середины», где бы молодежь оставалась нравственной и имела бы ценности и ,с другой стороны, была успешной, активной. Задача государства заключается в том, чтобы не допустить моральной деградации молодого поколения и создать условия для материального развития молодежи.


Подводя итоги главы, хочется отметить молодежь как важную социальную группу, от которой во многом зависит следующее поколение. Советская молодежь, как уже подчеркивалось, выросла на принципах дружбы, труда и коллектива и это во многом определяло ее профессиональный выбор. Современная молодежь выросла и растет на принципах индивидуализма, успеха, эгоизма и прагматизма и это есть суть ее выбора последующей профессии. Общество принимает в свои ряды состоявшихся индивидуумов и тут неважно, при каком порядке живет молодежь, важно другое – коллективные или индивидуальные устремления молодого поколения во благо общества, государства и самих себя.

Результаты социологического опроса


Цель социального опроса- исследовать конкретный выбор современной молодежи, исходя из следующих общественных категорий: профессия, семья, образование, мораль и общество. На основании полученных результатов мы должны прийти к целостному образу современной молодежи и дать характеристику уровню ее сегодняшнего развития.

Профессиональный выбор молодежи является специфической проблемой, как в науке, так и в самом обществе. И дело даже не на какой профессиональный путь встанет подрастающее поколение, а в том какие социальные и общественные факторы оказывают влияние на формирование положительного мнения о той или иной профессии. Как известно человек обладает индивидуальными особенностями, которые направляют его на тот или иной профессиональный путь в жизни. Но если мы говорим о тех реалиях, в которых живет сегодняшний социум, когда рынок и СМИ формируют новую форму общественных отношений, основанную на востребованности, престижа и статуса выбираемой профессии, говорить приходится не об индивидуальности отдельно взятого человека, а о пропаганде полной свободы личности и ориентировки на материальный успех. Современная российская молодежь не стала исключением и включилась в процесс общемировых ценностей, где большая доля отводится рыночным отношениям и личному благосостоянию.

1. По каким критериям Вы будете выбирать свою будущую профессию? Выберите не более 2 вариантов ответа (см приложение 4)

По данным социологического опроса большинство представителей молодого поколения выбирают профессию исходя из своих внутренних ощущений и по степени востребованности профессии и в меньшей мере по совету родителей. Эта тенденция характеризуется быстрым темпом жизни, когда нужно принимать решения исходя из своих внутренних индивидуальных ощущений и соединить их с выбором тех профессий, которые пользуются востребованностью на рынке труда. Другими словами, российская молодежь не отказывается от своей индивидуальности, но и не отвергает востребованные профессии. Молодежь в России обладает высоким уровнем социальной мобильности и пробует соединить индивидуальное с общественным. По итогам опроса молодежь стала меньше прислушиваться к мнению родителей. Это обусловлено, на мой взгляд, существующим кризисом семьи, которая перестает играть ведущую роль среди всех социальных институтов общества и уступает место СМИ – новому институту социализации молодежи.

2. Что бы Вы выбрали: жить в достатке, но не жить по призванию или жить по призванию, но не жить в достатке? ( см приложение 5)

В современном обществе деньги и богатство стали непреложными истинами. Торжество материального блага в сознании большого количества людей заставляют их отказываться от своего жизненного призвания и стать субъектом общественного потребления. Если говорить о достатке как о способе выжить и продолжить свой род, то наблюдается больше проявление биологической составляющей человека, если говорить о призвании – то социальной. Современный мир устроен под рыночные отношения, и чтобы выжить в нем, необходимо использовать имеющиеся ресурсы, чтобы заработать себе на жизнь. Человек выбирает минимальный риск и стабильность, чем призвание и туманное будущее. Это закономерность подкреплена социологическим опросом, где респондентам предлагалось ответить на вопрос о достатке и призвании. Данные опроса свидетельствуют о том, что российская молодежь в условиях сложившихся рыночных отношений выбирает жить в достатке, нежели жить по призванию. Вывод таков, что современная молодежь поставлена в условия, где ценность труда минимизируется, а ценность личного индивидуального блага приветствуется. Современная молодежь не живет сообразно советскому государственному плану, где ценность призвания каждого человека осуществлялась в его профессиональный выбор, она живет законами рыночной экономики, где ценность денег отображает успех человека.

3. Какой из тезисов Вы выберете – «жить, не меняя ничего» и «жить, изменяя этот мир» (см приложение 6)

Но, несмотря на это большинство респондентов, выбравших жизнь в достатке, тяготеют к изменению существующего мира. Это подкрепляется тем, что человеческое мировоззрение переменчивое и что любой молодой человек, обладающий достатком, так или иначе стремиться изменить мир, привнеся в него нечто новое или усовершенствовав то, что уже было придумано прошлыми поколениями. В ходе полученных результатов опроса большинство молодых людей (81 %) стремятся улучшить этот мир, несмотря на существующие в нем прочные системные законы в устройстве общества и общественных отношений.

4. По каким критериям Вы выбираете себе окружение? Выберете не более 3 вариантов ответа(см приложение 7)

Другим немаловажным фактором социализации молодежи выступает социальное окружение. Всем нам известна цитата одного классика – «скажи кто твой друг и я скажу, кто ты». Вполне уместное изречение, отображающее человека в том социальном окружении или социальной группе, в которой он формируется. Значительную роль в мировоззрении молодого человека, его поступках, образе мысли, манерах поведения отводится его социальному окружению – друзьям, знакомым, коллегам и т.д. Социальное окружение молодого человека определяется разнообразием критериев, по которым он находит себе подобных – это общие интересы, образованность, моральные или материальные ценности, воспитание и другое. Но важно понимать, что человек ищет социальное окружение, чтобы удовлетворить потребность в общении. В ходе опроса о критериях выбора окружения большинство респондентов остановились на общих интересах (67 %) Это говорит о том, что современные молодые люди создают окружение исходя из общности мнений и взглядов. Вторым критерием выбора окружения, которые выбрали респонденты является образованность. Эта тенденция обусловлена тем, что молодой человек стремится получить знания у других людей, тем самым саморазвиваясь в своем окружении. Меньше всего респондентов (1,3%) выбирают себе окружение по религиозному признаку. Вывод напрашивается сам собой – религия – как социальный институт со временем устремления человечества в сторону технического развития утратила свои позиции и все меньше людей, а среди молодежи их больше всего, выбирает себе окружение именно по этому признаку.

5. Что Вы понимаете под термином «саморазвитие»? Выберите 1 вариант ответа (см приложение 8)

Помимо социального окружения респондентам был предложен еще один вопрос близкий по своей сущности к предыдущему опросу. Как мы знаем саморазвитие отличается от общего развития личности, формирующейся под влиянием социальных институтов. Необходимость в саморазвитии появляется у молодежи, когда она не способна усвоить те знания, которые ей дают в школе, в вузе и т.д., и когда эти знания разнятся с ее жизненными представлениями об успехе, счастье, гармонии и т.д. Опрос, проводимый среди респондентов показал, что саморазвитие достигается в основном через жизненный опыт и чтение книг. С одной стороны, молодежь саморазвивается, сообразно полученному жизненному опыту (общение с людьми, принятие самостоятельные решений, поиск работы, утверждение в жизни) с другой стороны теоретическому опыту – чтению познавательной литературы. Таким образом, молодежь соединяет в себе два начала: практику и теорию в своем саморазвитии.

6. Выберите из приведённого ниже списка следующие утверждения о морали. Выберете не более 2 вариантов ответа (см приложение 9)

Вопрос о морали и свободе совести остро стоит в современном обществе. Во времена либеральной идеологии, происходит подмена ценностей, появилась новая форма, организовавшая взаимодействие между людьми, – свобода. Одна из сути либерализма - свобода совести, то есть индивидуум может поступать так, как ему хочется, не переступая закона. Порой многие молодые люди переступают через черту морали, ссылаясь на то, что моральным не место в обществе, а место наглым, пробивным, прагматичным людям, которые способны за короткое время добиться успеха. Тут и вырастает философский вопрос – как жить? Быть моральным, но вместе с тем остаться нереализованным или быть аморальным, с отсутствием совести, но быть богатым и успешным? Для молодежи все весьма предсказуемо, поскольку в условиях кризиса семьи, частичной деградации института образования пренебрежение моральными ценностями будет как вызов к той успешной и богатой жизни, которая дарует им свобода совести. Данные опроса подтверждают мои мысли. Большой процент респондентов (52,3) выбирают достижение успеха минуя моральные ценности. Современная молодежь стремится к своей самореализации, сравнивая себя со своими родителями, где почитались ценности другого порядка и понимая, что одной моралью сыт не будешь.

7. Какие условия являются лично для Вас наилучшими для достижения целей? Выберите не более 2 вариантов ответа (см приложение 10)

В современном обществе стоит проблема, при каких условиях достигнуть своих целей. Одни получают образование, но не могут устроиться на работу, в силу невостребованности своей профессии, другие «рыщут везде» и пробивают себе дорогу в жизнь, третьи бездействуют и т.д. Как известно в современном мире существуют несколько каналов социальной мобильности – семья, наличие определенных связей, что помогает молодому человеку быстрее достигнуть желаемой цели. Но из-за неравенства в обществе — это есть не у всех, поэтому зачастую молодежь рассчитывает на свои силы, что и показал опрос по данной тематики – большинство представителей молодого поколения рассчитываю на свои собственные возможности (65, 4 %). Это говорит о том, что молодежь не гнушается прикладываемых к достижению цели сил и готова самостоятельно реализовывать их на практике.

8. Какое из вышеперечисленных качеств является в Вас преобладающим? Выберите 1 вариант ответа (см приложение 11)

Какими же качествами современный молодой человек стремится достичь своих целей. По данным опроса по заданной теме большинство выбрало любознательность (21,6%). Можно провести параллель с предыдущим опросом и сделать весьма органичный вывод – для того чтобы молодому человеку добиться успеха и реализовать свои цели наяву, ему необходимо такое качество как любознательность.

9. Из каких источников Вы получаете наиболее интересную, полезную информацию о жизни? Выберите 1 вариант ответа (см приложение 12)

Всем известно, что всякий молодой человек хочет находиться в «центре событий», и молодежь ищет различные способы получения информации. По данным опроса, большинство резидентов (51%) ответили, что наиболее интересную, полезную информацию о жизни они получают из интернета. Это весьма предсказуемо, так как на данный момент, интернет стал частью нашей жизни, что не является позитивным моментом, так как с помощью интернета стало легко управлять молодежью и, следовательно, будущим государства и всего мира.

10. Как Вы считаете, влияют ли социальные сети на формирование у молодежи чувства одиночества и отрыва от реальности? (см приложение 13)

Современная молодежь сталкивается с огромным количеством проблем в повседневной жизни. Чувство одиночества-не исключение. 55,6% резидентов считают, что социальные сети частично влияют на формирование у молодежи чувства одиночества и отрыва от реальности, а 28,1% резидентов говорят об их высоком влиянии. Молодое поколение старается расширить круг своего общения, знакомствами в интернете, тем самым отрываясь от реальности и забывая о свой учебе, реальных друзьях и семье.

11. Сколько времени в день Вы уделяете информационно-культурным источникам? (см приложение 14)

С развитием информационных технологий, человек стал «черпать» информацию, знания из информационно-культурных источников. И этому уделяется большое количество времени. 45,1% резидентов ответили, что они проводят за информационно-культурными источниками 1- 2 часа, а 35,3% пользуются этими источниками 3-4 часа. Исходя из полученных данных, можно сказать, что со временем стала увеличиваться доля зависимых людей, которые перестали жить в реальном мире.

12. Выберите из приведенного списка наиболее подходящее для Вас утверждение: Выберите 1 вариант ответа (см приложение 15)

При рыночной экономике справедливо то общество, в котором доходы человека находятся в зависимости от его квалификации и предприимчивости, так считает большинство респондентов (65%), по их мнению, справедливо то общество, которое неравно по уровню дохода, т.е. социальное неравенство для большинства современной молодежи единственный верный путь развития человечества, поскольку прировнять в доходах людей, означает несправедливо отвергнуть их личные инициативы, креативность, индивидуальность, которые бы им принесли власть над остальными. 46 % респондентов вторят большинству и говорят, что свободу торговли нельзя ограничивать во благо государства и общества – это означает, что современная молодежь выбирает социальное неравенство, рыночную экономику, личную выгоду, индивидуализм.

Рекомендательная часть.

Надо признать, что в нашем обществе проблема духовного кризиса молодежи стоит очень остро, поскольку, согласно проведенным исследованиям, молодежь больше стремится к улучшению своего благосостояния, нежели развитию и культивированию своих духовных качеств. Последствия этого разрушают сознание молодого поколения, которое становится не способно к восприятию им нравственных критериев окружающего мира и не может отличить хорошее и плохого.

Изменить ситуацию к лучшему можно, совершенствуя и опираясь на духовность, нравственность, любовь к труду, историческое наследие, патриотизм, возрождение веры, возрастание значимости семьи. Эти суждения- не красивые слова и лозунги-это фундамент духовного становления и сохранения нации, будущего нашей страны. Сейчас Россия переживает сложный период, который выражается кризисом экономики, национальных отношений, политики, низким культурным уровнем общества в целом. Одной из причин стала деградация моральных устоев общества, его духовный кризис.

Для преодоления духовно-нравственного кризиса, на наш взгляд, необходимо вернуть прежние семейные ценности, возродить основы религии, любовь к Родине, значимость которых отвергает современный мир. Кроме того, необходимы:


  1. Популяризация положительных жизненных ориентиров для молодого поколения; (пропаганда ЗОЖ, подача информации для утверждения данных ориентиров через СМИ, интернет, появление фильмов, спектаклей, молодежных акций, рекламирующих высокодуховные жизненные ценности. Особое внимание уделяя всему вышесказанному в учебных заведениях)

  2. Увеличение культурно-досуговой деятельности с молодежью, приобщение их к высокому искусству (открытие различных развивающих клубов: робототехники, географические, исторические, астрономические, спортивные, юнармейские и другие; ценовая доступность посещения театров, выставок и культурных мероприятий для молодежи);

  3. Использование образования и науки не как источника материальных благ, а как возможность получения новых знаний и самосовершенствования ( разнообразные научные форумы для молодежи, таких, как « Территория Смысла на Клязьме» , « Open Science» ,« Селигер»);

  4. Недопустимость распространения СМИ жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ( государство должно поставить под контроль СМИ и интернет для ограничения доступа к сомнительным сайтам и информации, противоречащей указанному в этом пункте);

  5. Обращение к внутреннему миру человека и его духовным принципам ( проведение встреч и бесед с участием духовных наставников).

Заключение.

В заключение научного проекта подведены итоги и сделаны следующие обобщающие выводы:





  1. На основании исследования моральных ценностей современной молодежи выявлены тенденции в устремлении этой социальной группы в сторону материального выбора. Современная молодежь находясь в условиях рыночной экономики мыслит и действует сообразно тем законам и правилам, которые диктуются обществом, государством, извне - путь к личному процветанию, культу денег,




  1. Современная молодежь живет во времена процесса глобализации и те ценности которые крепились в сознании их родителей начисто стираются их детьми. Происходит подмена ценностей и вместо традиций, норм морали и нравственности предлагаются ценности иного порядка – идентичный для всех образ жизни, одинаковый для всех образец культуры и поведения, стирание смысловой нагрузки своего существования – жить по принципу «здесь и сейчас», крен в сторону потребления, развлечений и фактическая ликвидация молодого человека как существа идейного и мыслящего. Такими из вышеперечисленных категорий живет большая часть современной молодежи.




  1. Свобода во всех ее проявлениях противопоставляется всем остальным историческим формам – религия, традиции, мораль и т.д. Современный молодой человек любит свободу, которая отображает суть его мировоззрения. Он противопоставляет индивидуализм общему коллективному началу. Ему приемлем прагматизм и эгоизм, которые и играют основополагающую роль в его материальном выборе – жить по потребностям и жить для себя. Свобода для молодежи рассматривается, как способ поступать по своей совести, раздвигая границы допустимого.




  1. Сделан вывод о влиянии социальных институтов на формирование выбора молодежи. СМИ – как современный агент социализации больше оказывает негативного влияния на молодежь, чем положительного – это обусловлено тем что средства массовой информации преимущественно носят коммерческий характер и главной своей целью ставят получение прибыли, а не воспитание и приобщение молодежи к результатам общечеловеческой цивилизации. Семья, государство и образование – другая категория социальных институтов, казалось бы, должны социализировать молодежь таким образом, чтобы из нее выросла наделенная умом, интеллектом, знаниями большая социальная группа, приносившая бы пользу обществу, на деле происходит обратное – кризис современной семьи и как следствие обнищание культурных ценностей молодого человека, образование которое призвано раскрыть способности человека, не делает этого, поэтому в сознании молодежи нет целостной картины мира, нет конкретных социальных ориентиров указывавших бы им верный выбор по жизни.

5) На основании исследования было выявлено, что лишь небольшая часть молодежи хочет продолжить профессию своих родителей, так как она отходит от тех старых советских стереотипов о незыблемости рабочих профессий и выбирает себе «место под солнцем», занимаясь коммерческой деятельностью, наживая личную экономическую выгоду.



Список использованной литературы

  1. Лисовский В.Т. Ценности жизни современной молодежи (социологическое исследование)

  2. Тугаринов В.П. Избранные философские труды.Л., 1998

  3. Казарина-Волшебная Е. К., Комиссарова И. Г., Турченко В. Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи // Социологические исследования. 2012. №6.

  4. Жирнов А. А. Молодость как социокультурный феномен. …автореф. дисс. канд. культурологии. Шуя. 2011.

  5. Кутырев В.А. Человеческое и иное: борьба миров. СПб.: Алатейа, 2009.

  6. Немировский В. Г., Соколова Е. В. Структура и динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи: 1988 - 2004 гг. Постнеклассический подход. Красноярск: РИО КрасГУ, 2006.

  7. Социология молодежи/ В кн. Маршак А.Л. Социология. Учебное пособие. Высшая школа, 2002 г.

  8. Н.В.Полищук. Духовно-нравственное становление молодежи на современном научно-техническом этапе развития общества , 2013

  9. Агоштон Ласло. Особенности взаимодействия человека и природы в условиях НТР // Вопросы философии. — 1975. — № 9. — С. 37—49

  10. Ф.М. Достоевский Братья Карамазовы. Глава Великий инквизитор. С. 2

  11. Совесть: бесполезное свойство души? круглый стол по проблемам нравственности и духовности. СПб. Изд-во СПбГУ, 2010. 136 с.

  12. Там же, стр. 100

  13. Антонов А. И. Микросоциология семьи // А. И. Антонов. – М.: Изд-во «ИНФРА-М», 200с.

  14. Новиченко О.В. Ценностные ориентации современной Российской молодежи\\Серия «Гуманитарные науки», № 03-04, 2013.

  15. Там же. С.4.

  16. Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) с.2

  17. Арестов В. Инфантилизация современной российской молодежи. С.4

  18. Ярская-Смирнова Е.Р., Карпова Г.Г., Ворона М.А. «Веселые, непонимающие и бессердечные»? О феномене Питера Пэна // Неприкосновенный запас. № 6. 2008. стр.161-177.

  19. Ю.С. Тихонова. Влияние СМИ на развитие и формирование личности молодого человека. Стр.2

  20. В.О. Нафталиева Влияние современных СМИ на молодежь\\Журнал «Философские проблемы информационных технологий и киберпространства» Выпуск 2, 2011 г. Стр. 3

  21. Там же, стр. 2

  22. Молодое поколение и телевидение. Никитина О.Н., Лыкова С.Н., Таскина Е.А., Ночевная Ю.С. (результаты и выводы из исследования в Краснодарском крае, 2003 г.)

  23. Там же, стр. 201

  24. Жирнов А.А. Молодость как социокультурный феномен. Нижний Новгород, стр.172.

  25. Там же стр.112

  26. Е. К. Казарина-Волшебная, И. Г. Комиссаров, В. Н. Турченко\\Парадоксы трансформаций ценностных ориентаций молодежи. Стр.3

  27. Е. Клименко. Молодежь выбирает модные профессии. Изд.: газета «Мойрайон» Стр.4.

  28. Там же

  29. А.А. Волокитина. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора \\ МГУ, Журнал «знание, понимание, умение», 2010, №4, стр. 218

Приложение 1



Приложение 2



Приложение 3



Приложение 4



Исходя из своих внутренних ощущений

120 (78,4 %)

По степени востребованности профессии

96 (62,7 %)

По совету родителей

17 (11,1 %)

Другое

8 (5,2 %)

Затрудняюсь ответить

7 (4,6 %)

Приложение 5

Жить в достатке, но не жить по

призванию



71 (46,4%)

Затрудняюсь ответить

42 ( 27,5%)

Жить по призванию, но не жить в

достатке


40 ( 26,1%)

Приложение 6

Жить, изменяя этот мир

125 (81,7%)

Затрудняюсь ответить

16 ( 10,5%)

Жить не меняя ничего

12 ( 7,8%)

Приложение 7

Общие интересы

103 (67,3 %)

Образованность

87 (56,9 %)

С ними весело

87 (56,9 %)

Система моральных ценностей

70 (45,8 %)

Одинаковое видение каких-либо проблем

47 (30,7 %)

Воспитание

39 (25,5 %)

Менталитет

19 (12,4 %)

Внешний вид

14 (9,2 %)

Другое

4 (2,6 %)

Популярность человека

3 (2 %)

Религиозные взгляды

2 (1,3 %)

Приложение 8

Жизненный опыт

38 ( 24,8%)

Чтение книг

37 (24,2%)

Другое

35 (22,9%)

Человек саморазвивается через

общение с людьми



16( 10,5%)

Поиск смысла жизни

12 (7,8%)

Самостоятельное принятие решений

8 (5,2%)

Затрудняюсь ответить

7 (4,6%)

Приложение 9

Современный мир жесток. Для того чтобы добиться успеха в жизни, иногда можно переступить через моральные нормы и принципы.

80 (52,3 %)


Мне кажется, что за последнее время моральный климат среди молодежи изменился в худшую сторону.

64 (41,8 %)


СМИ оказывают негативное воздействие на формирование морально-нравственных принципов молодежи.

46 (30,1 %)

Я не согласен, что люди в наше время стали более безнравственными.

39 (25,5 %)


Я лучше не добьюсь успеха в жизни, но никогда не переступлю через моральные нормы и принципы

36 (23,5 %)


Приложение 10

Собственные усилия

100 (65,4 %)


Наличие хороших связей

59 (38,6 %)

Наличие хорошего образования

56 (36,6 %)


Зависит от случая и обстоятельств

34 (22,2 %)


Продуманные планы на будущее

30 (19,6 %)


Материальная обеспеченность семьи

29 (19 %)


Другое

4 (2,6 %)


Приложение 11

Любознательность

33 (21,6%)

Знание своих целей

31 (20,3%)

Независимость

22 (14,4%)

Эгоизм

20 (13,1%)

Прагматизм

15 (9,8%)

Другое

13 (8,5%)

Альтруизм

10 (6,5%)

Цинизм

7 (4,6%)

Хамство

2 (1,3%)

Приложение 12

Интернет

78 (51%)

Общение с друзьями, родителями,учителями

63 (41,2%)

Другое

11 (7,2%)

Телевидение

1 (0,7%)

Газеты/журналы

0

Радио

0

Приложение 13

Частично влияют

85 (55,6%)

Очень влияют

43 (28,1%)

Совсем не влияют

17 (11,1%)

Затрудняюсь ответить

8 (5,2%)

Приложение 14

1-2 часа

69 (45,1%)

3-4 часа

54 (35,3%)

Менее 1 часа

19 (12,4%)

Более 5 часов

11 (7,2%)

Приложение 15

Более справедливо то общество, в котором доходы человека находятся в зависимости от его квалификации и предприимчивости и поэтому могут ощутимо различаться

65 (42,5%)

Права и свободы личности, свобода слова, совести и торговли нельзя ограничивать даже ради блага всего государства и общества

46 (30,1%)

Во имя интересов общества и государства можно ограничить некоторые права и свободы личности.

18 (11,8%)

Для нашей страны больше подходит демократическая форма правления

10 (6,5%)

Более справедливо то общество, в

котором доходы граждан равны.



7 (4,6%)

Для нашей страны больше подходит жесткая организация и единоначалие.

7 (4,6%)



1 Лисовский В.Т. Ценности жизни современной молодежи (социологическое исследование)

2 Тугаринов В.П. Избранные философские труды.Л., 1998

3 Казарина-Волшебная Е. К., Комиссарова И. Г., Турченко В. Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи // Социологические исследования. 2012. №6.

4 Жирнов А. А. Молодость как социокультурный феномен. …автореф. дисс. канд. культурологии. Шуя. 2011.

5 Кутырев В.А. Человеческое и иное: борьба миров. СПб.: Алатейа, 2009.

6 Немировский В. Г., Соколова Е. В. Структура и динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи: 1988 - 2004 гг. Постнеклассический подход. Красноярск: РИО КрасГУ, 2006.

7 Социология молодежи/ В кн. Маршак А.Л. Социология. Учебное пособие. Высшая школа, 2002 г.

8 Н.В.Полищук. Духовно-нравственное становление молодежи на современном научно-техническом этапе развития общества , 2013

9 Агоштон Ласло. Особенности взаимодействия человека и природы в условиях НТР // Вопросы философии. — 1975. — № 9. — С. 37—49

10 Ф.М. Достоевский Братья Карамазовы. Глава Великий инквизитор. С. 2

11 Совесть: бесполезное свойство души? круглый стол по проблемам нравственности и духовности. СПб. Изд-во СПбГУ, 2010. 136 с.

12 Совесть: бесполезное свойство души? круглый стол по проблемам нравственности и духовности. СПб. Изд-во СПбГУ, 2010. С. 100

13 Антонов А. И. Микросоциология семьи // А. И. Антонов. – М.: Изд-во «ИНФРА-М», 200с.

14 Новиченко О.В. Ценностные ориентации современной Российской молодежи\\Серия «Гуманитарные науки», № 03-04, 2013.

15 Там же. С.4.

16 Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) с.2

17 Арестов В. Инфантилизация современной российской молодежи. С.4

18 Ярская-Смирнова Е.Р., Карпова Г.Г., Ворона М.А. «Веселые, непонимающие и бессердечные»? О феномене Питера Пэна // Неприкосновенный запас. № 6. 2008. стр.161-177.

19 Ю.С. Тихонова. Влияние СМИ на развитие и формирование личности молодого человека. Стр.2

20 В.О. Нафталиева Влияние современных СМИ на молодежь\\Журнал «Философские проблемы информационных технологий и киберпространства» Выпуск 2, 2011 г. Стр. 3

21 В.О. Нафталиева Влияние современных СМИ на молодежь\\Журнал «Философские проблемы информационных технологий и киберпространства» Выпуск 2, 2011 г. стр. 2

22 Молодое поколение и телевидение. Никитина О.Н., Лыкова С.Н., Таскина Е.А., Ночевная Ю.С. (результаты и выводы из исследования в Краснодарском крае, 2003 г.)

23 Молодое поколение и телевидение. Никитина О.Н., Лыкова С.Н., Таскина Е.А., Ночевная Ю.С. (результаты и выводы из исследования в Краснодарском крае, 2003 г.)стр. 201

24 Жирнов А.А. Молодость как социокультурный феномен. Нижний Новгород, стр.172.

25 Жирнов А.А. Молодость как социокультурный феномен. Нижний Новгород, стр.112.

26 Е. К. Казарина-Волшебная, И. Г. Комиссаров, В. Н. Турченко\\Парадоксы трансформаций ценностных ориентаций молодежи. Стр.3

27 Е. Клименко. Молодежь выбирает модные профессии. Изд.: газета «Мойрайон» Стр.4.

28 Там же

29 А.А. Волокитина. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора \\ МГУ, Журнал «знание, понимание, умение», 2010, №4, стр. 218




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница