ОсноВные Тенденции эвоЛЮции соцИаЛ-деМоКратии на ЗаПаде и в россии а а. Вилков



Скачать 231.31 Kb.
Pdf просмотр
страница1/7
Дата30.07.2018
Размер231.31 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7


Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 4
© А.А. Вилков, 2009
удк 329.059470+571
осноВные ТенденцИИ ЭВоЛЮцИИ
соцИаЛ-деМоКраТИИ на ЗаПаде ИВ россИИ
а.а. Вилков
Саратовский государственный университет,
кафедра политических наук vil57@yandex.ru в статье рассмотрены и охарактеризованы основные тенденции в развитии социал-демократии в мировом политическом процессе и постсоветской россии, выявлены особенности социал- демократической трансформации кПрФ и Справедливой рос- сии, дана оценка перспектив их развития и взаимоотношений.
Ключевые слова: партии, социал-демократия, идеология, тенденции эволюции идеологии.
Main tendentions of social-Democratic Evolution at the
West and in Russia
A.A. Vilkov
In this article the main tendences of the development of the social democracy in the world poltical process and in the post-Soviet
Russia are analyzied and characterized, the peculariaties of the social-democratic transformation period of CPRF and @Spravedlivy
Rossia@ are revealed, and the estimation of the perspectives of their development and relationship is given.
Key words: parties, social-democracy, ideology, evolution ideology Одним из ключевых факторов, определивших вектор мирового общественного развития в последние полтора столетия, стало появление социал-демократии. Западная социал-демократия как метаидеология социализма проделала путь более чем в полтора столетия своего сложного и противоречивого развития. На этом пути было несколько узловых моментов, которые предопределили основной вектор ее эволюции.
Главным сущностным признаком многочисленных вариантов социализма изначально была идея социальной справедливости. Понималась она всегда по-разному, нов томили ином виде проходила через всю человеческую историю начиная сучения Аристотеля, Утопии Т. Мора и до современности. Некоторые исследователи усматривают в социализме генетическую связь с христианской этикой, воспевающей главным образом идею равенства
1
Неслучайно Христа называли первым социалистом. Однако, в отличие от христианства, где критерий социальной справедливости каждый человек применял по своему нравственному выбору, в связи со своим индивидуальным пониманием предписанных религиозных норм, в идеологии социализма требование социальной справедливости институализи- ровалось в виде социальных императивов, реализуемых в экономической, правовой, политической сферах деятельности человека и общества.
С момента своего оформления в рамках марксистской концепции в идеологии социализма в качестве главной несправедливости была обозначена частная собственность, ведущая к социальному неравенству и эксплуатации одних людей другими. Отсюда и главная цель – освобождение трудящихся от гнета эксплуатации, существующей при капитализме, путем революционного преобразования общества, обобществления орудий и средств производства, установления власти трудящихся в виде диктатуры пролетариата.
Данные идеи стали базовыми для большинства сформировавшихся социал-демократических партий, в том числе ив Германии, что нашло отражение в партийной программе, принятой в Эрфурте в 1891 г. Однако в этот же период Э. Берн- штейн показал, что некоторые прогнозы Маркса не подтверждались реальной жизнью (например, нарастающее относительное и абсолютное обнищание рабочего класса, нарастающая пролетари- зация масс, и сформулировал свою знаменитую ревизионистскую формулу движение все, на базе которой обосновал реформистское понимание постепенного движения к социализму.
С этого момента в западной социал-демо- кратии, также как ив российской, произошел раскол на радикальных сторонников революционного способа реализации социальной справедливости и сторонников реформ. Однако, в отличие от России, в большинстве западных стран доминирующие позиции заняли последователи Бернштейна. В результате социал-демократические партии стали одной из ведущих политических сил, реализовавшей концепции социального государства в различных странах Западной Европы и всего мира.
Сторонники радикально-революционного варианта социал-демократии после победы большевиков и начала социалистических преобразований в СССР идентифицировали себя как коммунистическое движение и объединились в Коммунистический интернационал – в противовес предательскому Социалистическому интернационалу. Последние, оценив диктаторские способы реализации социалистического эксперимента и его социальные жертвы в СССР, еще более укрепились в мысли, что гуманный социализм может быть построен только в условиях всеобщей, а не узкопролетарской демократии.


Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2013
textdocsfiles -> Межкультурная коммуникация как социокультурный феномен
textdocsfiles -> Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория и практика рекламы»
textdocsfiles -> Лозовская П. Д. (г. Саратов) Социальная ответственность как pr-инструмент современной организации
textdocsfiles -> Утверждено на заседании Ученого совета философского факультета
2013 -> Формальная логика наука о законах и формах мышления, представимых в виде понятий, суждений и умозаключений
2013 -> Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных специальностей Второе переработанное и исправленное издание саратов
2013 -> Сборник материалов III межвузовской научной конференции Издательство «Наука» 2010 (47)(082)


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница