Основные подходы к актуализации философии эмпириомонизма



Скачать 123.51 Kb.
Pdf просмотр
страница1/10
Дата22.08.2018
Размер123.51 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2013. Вып. 1
УДК А. Е. Рыбас
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
К АКТУАЛИЗАЦИИ ФИЛОСОФИИ ЭМПИРИОМОНИЗМА
Вопрос об актуальности философии А. А. Богданова является немаловажным не только для уяснения идей русского мыслителя и его вклада в развитие мировой философии, но и для определения правильных ориентиров интерпретации философской проблематики, нашедшей отражение в его работах. Неслучайно поэтому творчество
Богданова стало в последнее время предметом философских дискуссий, в которых принимает участие все большее число исследователей. Можно выделить несколько подходов к актуализации эмпириомонизма.
Прежде всего, обращение к наследию Богданова обусловливается историческим интересом и нацелено на воссоздание более полной картины философско-идеологической борьбы в России первой четверти XX в. После крушения общепринятых интерпрета- тивных схем и оценок событий эпохи трех революций стала осознаваться невозможность однозначного отношения к идейным течениям того времени, полного неожиданных метаморфоз и противоречий. Изучение работ Богданова помогает разобраться в интеллектуальной атмосфере революционной России, и именно этим определяется сейчас их актуальность. Так, большинство историко-философских исследований творчества Богданова посвящены критике ортодоксального марксизма, ставшего идеологическим ядром сталинизма и воспрепятствовавшего свободному развитию философской и научной мысли. В Красном Гамлете» см 1, с. 738–752; 2, с. 226–231] видят, как правило, отважного борца-одиночку против царства Железной Пяты [3, с. 315], мыслителя, принесшего свои знания, талант и жизнь на алтарь революции.
В этой связи уместно привести точку зрения В. Н. Садовского, который считает, что Богданов одним из первых марксистов начал осуществлять такую модель развития философии марксизма, которая была направлена против изоляции марксизма от общего направления развития философской культуры ив которой акцент был сделан на синтезе идей марксистской философии и других философских систем [4]. Именно эта модель была реализована на Западе во второй половине XX в, когда свободный от идеологиза- ции марксизм поглотил многие идеи неопозитивизма, экзистенциализма, феноменологии, герменевтики и других философских концепций. Таким образом, Богданов выступает провозвестником принципиально нового этапа эволюции марксизма, который, в силу известных обстоятельств, в стране победившего социализма таки не наступил.
Исходя из этого размышления можно было бы сделать вывод о том, что актуализация эмпириомонизма Богданова должна послужить возрождению подлинного марксизма современной философской системы, открытой для диалога с другими учениями и когерентной сними. Однако В. Н. Садовский к такому заключению не приходит — вероятно, потому, что считает принципиальные положения марксистской философии
Рыбас Александр Евгеньевич — канд. филос. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, e-mail: alexirspb@mail.ru
© А. Е. Рыбас, 2013 6-1-2013.indd 22 6-1-2013.indd 22 19.02.2013 12:28:38 19.02.2013 12:28:38


Каталог: userfiles -> rusphil


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница