Основные идеи культурно исторической концепции психического развития Л. С. Выготского



Скачать 445.89 Kb.
страница1/6
Дата10.05.2018
Размер445.89 Kb.
  1   2   3   4   5   6

Педагогика и психология

  1. Основные идеи культурно - исторической концепции психического развития Л.С. Выготского. Л.С. Выготский – выдающийся отечественный психолог, основоположник культурно-исторической концепции психического развития. Теоретический и практический вклад Выготского в становление отечественной психологии. Учение Л.С. Выготского о высших психических функциях. Понятие о высших и низших функциях, основные признаки высших, культурных, искусственных функций (преднамеренность, осознанность, опосредованность), примеры. Закон становления высших психических функций. Интериоризация как путь становления высших психических функций. Орудийный характер психических средств. Знаково-символическое опосредование высших психических функций. Соотношение обучения и развития в теории Выготского. Понятие о зоне ближайшего и зоне актуального развития как двух параметрах психического развития ребенка. Роль взрослого в психическом развитии. Понятие о «хорошем обучении». Обучение как особым образом организованное общение, ориентированное на зону ближайшего развития. Учение о конкретно-исторической природе детства. Культура как источник развития. Учение о возрасте, его структуре и динамике. Закон метаморфозы, закон анализа развития по единицам, закон неравномерности и неустойчивости в развитии. Понятие о социальной ситуации развития как отправной точке и о психических новообразованиях как показателях развития.

  2. Сознание как одна из основных психологических категорий (природа сознания, структура сознания, онтогенез сознания), самосознание, его структурные звенья и генезис. Понятие о сознании. Природа сознания, структура сознания: чувственная ткань образа, значение и личностный смысл как структурные компоненты сознания. Понятие о самосознании, его структурные звенья. Уровень притязаний как реализация самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими. «Образ Я» как результат самопознания и как система представлений человека о самом себе. Понятие о Я-концепции, ее структуре и генезисе. Становление представлений человека о себе самом на различных возрастных этапах. Закономерности становления и проявления самосознания в дошкольном, школьном, подростковом и юношеском возрастах. Категория сознания в различных психологических направлениях: бихевиоризме, психоанализе, гуманистической психологии, психологии деятельности и в культурно-исторической психологии. Онтогенез сознания и самосознания. Роль языка и речи в становлении самосознания. Роль деятельности и общения в становлении сознания и самосознания. Особенности формирования понятий у дошкольников, младших школьников, подростков. Житейские и научные понятия, специфика картины мира в детских возрастах.

  3. Деятельность как условие и источник развития психики. Структура деятельности, психологическая характеристика ведущих видов деятельности в отногенезе. Многомерность категории «деятельность»: субъектность, социальность, предметность, сознательность деятельности. Деятельностный подход к психологии. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет исследования. Совместная – индивидуальная деятельность, внешняя и внутренняя деятельность. Процесс интериоризации – экстериоризации в деятельности. Человек как субъект деятельности. Психологическое строение индивидуальной деятельности: потребности, мотивы, цели (мотивационно-потребностный аспект); действия, операции, психо-физиологические функции (операционно-технический аспект). Процессы деятельности: мотивирование, целеполагание, проектирование, программирование, планирование, реализация, контроль, коррекция, оценка. Психология освоения деятельности человеком. Знания, умения, навыки как продукты освоения деятельности. Основные виды деятельности и их роль становлении сознания и личности. Понятие ведущей деятельности, ее признаки и роль в психическом развитии. Ведущая деятельность как один из параметров стабильных возрастов, наряду с социальной ситуацией развития, генетической задачей и психологическими новообразованиями. Периодизация психического развития на основе ведущей деятельности. Механизм влияния ведущей деятельности на психическое развитие ребенка. Характеристика ведущих деятельностей в онтогенезе: ситуативно-личностного общения с матерью, предметной, игровой, учебной деятельности, общения со сверстниками и учебно-профессиональной деятельности. Благоприятные психолого-педагогические условия формирования каждого вида деятельности (особые требования к организации общения и предметной среды).

  4. Личность, ее структура и проявления в интерпретации различных психологических школ, психологические механизмы формирования личности в онтогенезе и роль педагога-психолога в обеспечении личностного подхода в образовании. Общее представление о личности в психологии. Эволюция понятия личность в истории психологии. Представление о человеке в основных направлениях психологии. Поиск источников человеческого поведения и действия в психоанализе. Гештальтпсихология как течение в психологии, ориентированное на целостное изучение человеческой психики. Представление об изначальной целостности, структурной организованности психического в гештальтпсихологии. Гуманистическая психология как направление психологии, ориентированное на уникальную личность человека. Понятие самоактуализации. Человек, познающий в когнитивной психологии. А.Н.Леонтьев о психологической категории личности: социальные роли как исходный пункт в понимании сущности личности. Личность как социокультурная реальность. Личность как особый способ существования человека как члена общества, как представителя определенной социальной группы. Соотношение понятий личности и индивидуальности, личности и субъекта. Соотношение понятия личность с понятиями социальной роли и социального статуса. Личность как процесс, а не как раз навсегда сформированное качество, состояние, структура или уровень. Пространство личности как пространство социального поведения человека. Роль поступка как результата (критерия) и условия развития личности. Личностные свойства человека. Понятие личностной направленности. Роль иерархизации мотивов в процессе становления личности. Понятие личностных ценностей. Эмоциональная и волевая сферы как яркие характеристики личностного строя человека. Понятие психологически развитой, зрелой личности. Критерии зрелости. Возрастные особенности личности и психолого-педагогические условия полноценного развития личности в онтогенезе. Роль педагога-психолога в сопровождении процесса становления психологических структур личности учащихся.

  5. Познавательные процессы, особенности их проявления в онтогенезе. Благоприятные психолого-педагогические условия развития познавательной сферы у детей, подростков и юношей. Понятие о познавательных процессах, познавательной сфере личности. Значение познавательных процессов в целом в жизнедеятельности человека. Виды познавательных процессов. Роль и функции каждого из процессов познания. Внимание как познавательная функция человека и как условие продуктивности познавательной деятельности. Познавательные процессы как высшие психические функции: преднамеренность, осознанность и опосредованность как важнейшие характеристики высших психических функций. Познавательная деятельность субъекта, которая обеспечивает становление и активное функционирование свойств и качеств личности. Развитие познавательной сферы в онтогенезе: общие закономерности и основные линии развития. Характеристика одного познавательного процесса (по выбору студента):

    • общая характеристика, свойства, виды, типы;

    • этапы развития;

    • особенности проявления в дошкольном детстве, младшем школьном, подростковом и юношеских возрастах.

Благоприятные психолого-педагогические условия развития познавательной сферы: роль ведущей деятельности, значение предметной среды, организация смыслозначимых коммуникаций с референтными взрослыми и сверстниками. Организация познавательной деятельности в образовательном процессе (на примере одного-двух процессов): роль учителя, специфика дидактических средств, возможности учебного материала, учебника, использование специальных заданий и упражнений, соблюдение санитарно-гигиенических норм (нагрузка, оборудование). Педагогические технологии, развивающие познавательную сферу учащихся.


  1. Каталог: images
    images -> Психология больных с разными соматическими заболеваниями
    images -> Методология психологической науки
    images -> Контрольные вопросы к экзамену кандидатского минимума
    images -> Гендерная психология
    images -> Эссе «Социальные проблемы молодежи в современном обществе»
    images -> В ходе исследования опрошено 96 родителей, имеющих детей 3-5 лет
    images -> Сетевое обучение проектированию онтологий на примере онтологии компьютерных вирусов
    images -> В. Од. 10 Деловые коммуникации


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница