Основные цели географического образования



Скачать 440.85 Kb.
страница1/4
Дата16.08.2018
Размер440.85 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4

e:\2 основная школа 1\титульники\титульники рп\лебедев география 10-11.jpg

Пояснительная записка

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Курс «География. Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у обучающихся представление и понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.



Цели и задачи курса:

• сформировать у обучающихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;

• развить пространственно-географическое мышление;

• воспитать уважение к культурам других народов и стран;

• сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

• научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;

• воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА И МЕСТО ГЕОГРАФИИ В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа данного курса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются по выбору на базовом или углублённом уровне. На базовом уровне на изучение предмета отводится 70 ч учебного времени в 10 классе или 35 ч в 10 классе и 35 ч в 11 классе.

Особенностью программы является классическая трактовка курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей.

Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в ФГОС, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным требованиям. Кроме того, учебник, написанный на базе данной программы, опирается на современные статистические данные.

Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части. «Общая характеристика мира» и «Региональная характеристика мира», несколько изменено распределение тематического матери ала в рамках разделов. Так, в один раздел «Взаимоотношения природы и общества» объединены две темы, посвящённые природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение этой темы должно происходить после раздела «Население мира».

Раздел «Политическая карта мира» включён во вторую часть курса и изучается не в начале учебного года, а в середине. Перемещение этого раздела в региональную часть курса позволяет разделить материал на две равноценные и вполне самостоятельные части. Это делает возможным гибкое использование данной программы. Курс может изучаться в течение одного года в 10 классе, из расчёта 2 ч в неделю, или в течение двух лет в 10 и 11 классах, по 1 ч в неделю.

Перенос раздела «Политическая карта мира», где речь идёт о типологии стран современного мира, в середину курса привёл к необходимости изучения классификации стран по уровню социально-экономического развития в самом начале первой части. Ведь говорить о населении и природных ресурсах мира, а также о проблемах, которые с ними связаны, без представления о двух полюсах современного мира просто невозможно.

Раздел «Страны современного мира» даёт представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально- экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами, как история, обществознание, экономика.

В разделе «География населения мира» рассказывается о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложные этнорелигиозные проблемы. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современной жизни. В этой теме также реализуются межпредметные связи с историей, обществознанием.

Следующий раздел, который для краткости можно назвать «Взаимоотношения природы и общества», во многом посвящён экологическим проблемам. Они — следствие воздействия человека на окружающую среду. Однако эти проблемы не являются неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с биологией и экологией.

Далее рассмотрен общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве статистических показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция авторов обусловлена рядом причин:

1) статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;

2) подход к изложению темы раздела основан на концепции школьного географического образования и предложен ФГОС, кроме того, именно в подобном ключе рекомендуется проверять знания обучающихся в ходе ЕГЭ.

В заключении раздела делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами, как история, обществознание, экономика.

Завершает первую часть курса тема, посвящённая глобальным проблемам человечества. Материал представлен одним информа-ционно-насыщенным параграфом. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, демографической, экологической) уже подробно говорилось в соответствующих темах, в этом параграфе показывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются возможности человечества в решении этих проблем.

Вторая часть курса открывается темой «Политическая карта мира», знакомящей обучающихся с дифференциацией стран современного мира, с многообразием форм государственного устройства, а также с крупнейшими международными организациями. Важно отметить, что знакомство с политической картой мира дается не только в географическом, но и в историческом аспекте: обучающимся рассказывается об этапах, которые прошла государственно-территориальная структура мира в ходе своего развития.

Далее следует обзор регионов и отдельных стран мира. Материал отражает хозяйственное и социальное своеобразие Европы, Азии, Англо-Америки, Латинской Америки, Африки, Австралии и Океании. Следует обратить внимание, что характеристики географического положения, населения и природных ресурсов даются для всего региона в целом, тогда как особенности хозяйственной жизни рассматриваются на уровне субрегионов. Для более подробной детальной характеристики в каждом регионе выбраны страны, каждая из которых является либо типичной для этого региона, либо, наоборот, выделяющейся своим лидирующим положением в регионе.

Завершает курс рассмотрение вопросов эволюции взаимоотношений России со странами мира в рамках функционирования мирового хозяйства.

Все темы второй части курса реализуют межпредметные связи с такими предметами, как история, обществознание, экономика, экология.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.



Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в раз-личных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

7) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Изучение предметной области «Общественные науки» должно обеспечить:

- сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым Конституцией Российской Федерации;

- понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;

- сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;

- формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;

- сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;

- владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.



Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;

2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды. адаптации к изменению её условий;

8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В процессе изучения дисциплины «География» обучающийся должен: знать:

1) основные теоретические категории, понятия и термины современной географии;

2) географические явления и процессы в геосферах, их изменение в результате деятельности человека;

3) особенности адаптации человека к разным природно-экономическим условиям;

4) географические аспекты взаимоотношения человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

5) природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;

6) особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

7) численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

8) географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;

9) географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по природным, техногенным, экологическим факторам и процессам, уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;

10) критерии определения рейтинга и перспектив стран, регионов разного ранга в мировой экономике и решении современных глобальных проблем человечества в условиях устойчивого развития;



уметь:

1) самостоятельно анализировать и обобщать фактические данные статистического материала, представленного значительным количеством таблиц, картографических моделей;

2) составлять описание существенных признаков географических объектов, процессов и явлений; причин экономической интеграции и развития мировых экономических связей при использовании разных источников географической информации;

3) рассчитывать и давать оценку ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира;

4) выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным географическим проблемам (территориальной концентрации населения, производства, степени природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий);

5) сравнивать, сопоставлять и оценивать возможные последствия динамики численности населения, его половозрастной структуры, развития человеческого капитала, ситуации на рынке труда;

6) обосновывать возможные пути решения проблем развития мирового хозяйства;

7) читать и анализировать тематические географические карты, информацию, необходимую для решения вопросов о структуре современного общества, характере взаимоотношений между его участниками;



владеть:

1) практическими навыками сбора данных информации, осуществления их анализа, составления таблиц, картосхем, диаграмм, построения и анализа моделей природных явлений и процессов;

2) методикой практических исследований, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации полученных результатов;

3) приемами решения учебных и практико-ориентированных задач;

4) навыками анализа и сопоставления географических карт различного содержания;

5) навыком комплексного географического описания отдельных стран и регионов мира, районов разного ранга;

6) навыками логического, критического и пространственного мышления, позволяющими грамотно пользоваться полученными знаниями при нахождении и отборе в разных источниках информации о географических объектах, процессах и явлениях, разных территорий Земли, анализе их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, оценке хозяйственного потенциала и решении современных глобальных проблем;

7) моральными нормами и ценностями по отношению к объектам природы;

8) коммуникативными навыками для аргументации в процессе обсуждения возможных последствий деятельности человека в геосистемах.

Методы обучения географии (основанные на характере познавательной деятельности обучающихся): объяснительно-иллюстративный (лекция, вводная беседа, разъяснительная беседа); репродуктивный (работа по типовому плану); проблемное обучение (проблемные задания, создание проблемных ситуаций, решение учебных проблем); частично-поисковый и исследовательский (эвристическая беседа, творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации); игровые.

Методы обучения географии (основанные на источниках знаний): словесные, наглядные и практические.

Специфические приёмы, применяемые лишь в экономической географии: (работа с экономическими картами, с цифровым материалом, статистическими данными).



Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Контроль и оценка деятельности учащихся осуществляется следующими способами: устная проверка, письменная проверка (тестовый контроль результатов обучения, фронтальная письменная проверка знаний с целью обобщения знаний, а также закрепления умений; задания по нанесению объектов на контурную карту, задания графического характера по составлению схем, картосхем и таблиц; географические диктанты).

Состав УМК:

  1. Программа курса «География» для 10 (11) класса

  2. Методическое пособие к учебнику

  3. Электронное приложение к учебнику

  4. Атлас

  5. Контурные карты

  6. Учебник: География базовый уровень Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – М. Русское слово, 2015

Содержание и виды деятельности по тематике курса


Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница