Основная образовательная программа магистратуры вм. 5653 «Русская культура»



Скачать 109.67 Kb.
страница1/14
Дата02.01.2018
Размер109.67 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Санкт-Петербургский государственный университет

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XIX ВЕКА: КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 51.04.01 «Культурология», основная образовательная программа магистратуры ВМ.5653 «Русская культура»

Исполнитель

Просыпкина Вероника Олеговна

Научный руководитель

д.филос.н., профессор

Соколов Борис Георгиевич

Рецензент

преподаватель кафедры социальных

и гуманитарных наук Университета ИТМО

Силаева Кира Валерьевна

Санкт-Петербург

2017


Содержание




Введение


На протяжении многих столетий музыкальная культура является неотъемлемой и значимой составляющей культурной системы общества. Она, как часть художественной культуры, аккумулирует ценности и достижения духовной жизни общества, а затем репрезентует их посредством музыкального художественного языка. В музыкальном искусстве при помощи относительно устойчивой системы организации звуков находят свое отражение значимые общественные явления и процессы, и это, таким образом, способствует дальнейшему ценностному конструированию, влияя на развитие культуры в целом.

Европейской музыке XIX века было свойственно единство музыкального языка, в основе которого лежал принцип использования гомофонно-гармонического склада и равномерно темперированного строя. Хотя европейские композиторы разрабатывали свой индивидуальный музыкальный стиль, в условиях межъевропейского интенсивного творческого взаимодействия стилевые особенности отдельных композиторов не связаны напрямую с их национальной принадлежностью. По этой причине специфика национальных музыкальных культур в XIX веке выявляется в особом способе обработки культурных достижений и ценностей, который был предпринят субъектами музыкальной культуры в каждой европейской стране. Таким образом, для того, чтобы выявить национальные особенности русской музыкальной культуры в XIX веке, необходимо установить специфику воплощения ценностей русской культуры в художественных образах русской музыки.

Музыкальная культура России XIX века в течение полутора столетий занимает особое место в истории культуры страны. Именно в XIX веке музыкальная жизнь России пережила резкий подъем, как с содержательной стороны, так и с организационной, что привело к формированию системы профессиональной музыкальной деятельности в России, повлекло за собой становление отечественной музыкальной школы, определило дальнейшую спецификацию русской музыки, ставшей значимой частью мирового культурного наследия.

В свою очередь, анализ культурных явлений прошлого позволяет определить, что являет собой современная система культуры, а также позволяет спрогнозировать возможные пути развития культурных процессов. В этом смысле изучение музыкальной жизни России XIX века представляется крайне актуальным для развития современной культуры России начала XXI века.

В эпоху, когда междисциплинарные исследования приобретают всеобщее распространение и приносят все больше результатов, исследование музыкальной деятельности общества в контексте культурологии и философии культуры, в отличие от традиционного изучения музыки с позиции искусствознания, характеризуется особой актуальностью для развития современной науки. В современной культурологической науке проблематика генезиса и функционирования музыкальной культуры остается недостаточно изученной, несмотря на то что она привлекает новых исследователей. Это объясняет актуальность данного исследования для развития современной культурологии.

Исследования особенностей национальных музыкальных культур производились в рамках следующих научных направлений:



  • Историческое музыкознание

Искусствоведческие исследования музыки – это область знаний, в которой русская музыка была исследована наиболее глубоко. Пик изучения русской музыки XIX века приходится на советский период развития отечественного музыковедения. По идеологическим причинам, вопросы взаимосвязи политических и социальных процессов с музыкальными явлениями оставались за рамками изучаемых вопросов. Это привело к тому, что исследование национальной специфики русской музыки в XIX веке сводилось к изучению совокупности стилей отечественных композиторов, выраженных в особенностях инструментовки, построения музыкальной формы, интонационных и гармонических новшеств и пр. Данную проблематику разрабатывали следующие авторы: Б.В. Асафьев, А.А. Гозенпуд, М.С. Друскин, Е.В. Назайкинский, Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман, Ю.В. Келдыш, Ю.Н. Холопов, В.И. Ванслов, А.Н. Сохор, Ю.А. Кремлев, Л.В. Кириллина и др.

  • Музыкальная компаративистика

В рамках данного научного направления особенности музыкальной культуры рассматриваются через сравнение с инокультурными традициями. Подобная модель изучения русской музыки используется в работах М.С. Друскина, М.О. Михайлова, В. Галайку, Н.А Гавриловой, Н.Г. Шахназаровой, В.Ж. Келле и др.

  • Антропологические исследования музыки

Музыкальная антропология разрабатывает проблемное поле взаимосвязи когнитивных, эмоционально-волевых компонентов, формирующих структуры сознания композитора с этнокультурными условиями его воспитания и жизни. Вопросы музыкального мышления субъектов музыкальной культуры затрагиваются в работах Б.В. Асафьев, Л.А. Мазеля, А.Н. Сохора, М. Арановского, Ю.Н. Холопова, Г.К. Жуковой.

  • Современные культурологические исследования музыки

В рамках современных исследований музыкальных культур осуществляются попытки объяснения возникновения значимых явлений музыкальной жизни через анализ наиболее влиятельных эстетических, идеологических процессов эпохи. Данное направление включает работы М. Фроловой-Уокер, Р. Тарускина, Ф. Мэйса, Е.В. Лобанковой и др.

Несмотря на то, что и в отечественной, и в зарубежной науке изучение русской музыки XIX века имеет богатую традицию, наблюдается недостаток исследований, проведенных в ракурсе влияния особенностей национальной культуры на формирование уникального облика национальной музыки.

Основная цель написания настоящей работы – определить национальную специфику музыкальной культуры России в XIX веке. Для достижения обозначенной цели сформулированы следующие задачи:


  1. Определить место и роль русской музыкальной культуры XIX века в совокупности общеевропейских культурных процессов;

  2. Исследовать развитие национального европейского, и в частности русского, искусства в русле идей эпохи Просвещения, романизма и реализма;

  3. Выявить характерные черты русской культуры посредством сравнения отечественных и зарубежных концепций гуманитарного знания, посвященных анализу русской культуры;

  4. Выделить особенности русской культуры, определившие самобытность русской музыки в XIX веке;

  5. Выявить самобытные черты русской культуры в русской музыке XIX века.

Помимо обозначенных в историографии трудов, в качестве источников в данном исследовании использованы работы ученых-представителей семиотического направления (Ю.М. Лотман), комплексного подхода к изучению культуры (М.С. Каган), цивилизационного подхода (О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский), а также работы М. Вебера и Т. Адорно в области социологии культуры.

Обзор исторического изучения особенностей русской культуры был произведен на базе работ следующих отечественных и зарубежных исследователей: М.Н. Карамзина, А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина, К.С. Аксакова, И.В. Киреевского, Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева, Л.П. Карсавина, И.А. Ильина, В.В. Розанова, О. Шпенглера, П. Гобетти, М.Г. Струнского, Р. Уиллиамса и К. Келли.

Для практического анализа русской музыки были рассмотрены произведения М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова.

Методологический корпус данного исследования включает следующие основные методы:



  • метод исторической реконструкции применялся с целью выявления этапов формирования национального искусства в европейских странах, становления национальных музыкальных культур в XIX веке;

  • семиотический метод применялся для выявления определенных знаков музыкального текста, указывающих на русскую национальную идентичность;

  • герменевтический метод использовался для сопоставления различных интерпретаций музыкальных произведений русских композиторов XIX века в контексте соответствующих культурных условий.

Получены следующие результаты исследования:

  • Развитие русской музыкальной культуры в XIX веке происходит в контексте общеевропейского поиска национальной идентичности в искусстве в русле передовых идей Просвещения, романтизма и реализма;

  • Определены основные характерные черты русской культуры, обозначенные в работах отечественных исследователей XIX и XX веков, а также работах зарубежных ученых XX-XXI веков.

  • Выявлены особенности русской культуры, определившие самобытность русской музыки в XIX веке, а именно: особые отношения власти и народа, странничество, взаимопомощь и коллективизм, ориентация на духовное благо.

  • Установлено, что в русской музыке эти черты, главным образом, проявились в операх М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова.

Новизна данного исследования обусловлена использованием обширного материала гуманитарного знания, посвященного определению особенностей русской культуры, при анализе произведений русских композиторов XIX века. Также, в научный оборот введен источник на итальянском языке: П. Гобетти «Парадокс русского духа».

Положения, выносимые на защиту:



  1. Русская музыкальная культура в XIX веке развивалась в общеевропейском русле поиска национальной идентичности культур.

  2. Процесс поиска самобытности в русской музыке происходил в рамках развития передовых идей Просвещения, романтизма и реализма о национальной идентичности.

  3. К основным особенностям русской культуры, повлиявшим на формирование самобытного облика русской музыки можно отнести некритическое отношение народа к власти (полагание на «волю Божию»), соборность; ориентация деятельности на достижения в духовной, а не в практической сфере; странничество, постоянное искание правды; неупорядоченность общественной жизни, связанная с непринужденностью поведения.

  4. В русской музыке XIX века обозначенные особенности русской культуры нашли свое отражение в произведениях М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова.

Теоретическая и практическая значимость данной работы обусловлена возможностью использования ее результатов при разработке учебных пособий для студентов и аспирантов творческих вузов.

Апробация работы

Некоторые выводы, полученные в ходе исследования, были изложены на следующих научных конференциях:

Четвертые международные чтения по истории русской философии «Российско-японский философский диалог» (20-22 сентября 2016 г., Санкт-Петербург, СПбГУ), «Моцарт и его время» (9-11 ноября 2016 г., Москва Московская государственная консерватория), «Russia and the Musical World: Nineteenth-Century Networks of Exchange» (Лондон, Университет Голдсмит).

Некоторые разработки, проведенные в рамках данного магистерского исследования, были вынесены на обсуждение на Втором конгрессе Общества теории музыки «Школы и направления в музыкальной науке, исполнительском и композиторском творчестве», проводимом Московской консерваторией (сентябрь 2015 года). Также, разработанные в ходе данного исследования подходы были применены при подготовке опубликованной научной статьи (Просыпкина В.О. Культурное пространство в контексте слуховых ощущений (на примере «Писем русского путешественника» Н. М. Карамзина) // Вече/ СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та. - 2016. – Вып. 28. – С. 223 – 234).

Автором настоящего исследования в качестве оперной певицы на многочисленных музыкальных концертах были представлены интерпретации вокальных произведений русских композиторов XIX века, в том числе концерты в Зале Мусоргского Мариинского театра, Культурном центре Е. Образцовой, доме-музее А.С. Пушкина на Мойке 12, во Дворце культуры им. Н.А. Римского-Корсакова (г. Тихвин), в Шереметевском дворце, в СПбГК им. Римского-Корсакова и пр.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница