Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки



страница1/17
Дата21.01.2018
Размер1.87 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Основная образовательная программа магистратуры

по направлению подготовки 39.04.01 «Социология»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



Культура участия в виртуальных сообществах фанфикшена (на примере Фандомной Битвы)

Выполнила: Бахчева Дарья Александровна

Научный руководитель:

доктор соц. наук, доцент

Сергеева Ольга Вячеславовна

Санкт-Петербург

2017

СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ 2

1.1. Понятие о культуре участия 8

1.2. Теоретические предпосылки и история изучения фанатских сообществ, фандомов и фанфикшена 12

20


1.3. Фанфикшн: меняющаяся роль читателя и писателя в новых формах Интернет-коммуникации 20

ГЛАВА 2. ВОСПРОИЗВОДСТВО КУЛЬТУРЫ УЧАСТИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ СООБЩЕСТВ ФАНФИКШЕНА 28

2.1. Стратификационные и нормативные основания развития виртуальных сообществ 28

2.2. Создание, представление и потребление контента как структурообразующие факторы виртуального сообщества 34

2.3 Формирование идентичности виртуального сообщества через фанатское творчество 38

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ФАНДОМНОЙ БИТВЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) 44

3.1 Характеристика процесса Фандомной Битвы 44

3.2. Социальная стратификация и иерархия в виртуальном сообществе 50

3.3. Социальное время как структурообразующий фактор 57

3.4. Социализация, социальные нормы и контроль 64

3.5. Контент и творчество как структурообразующие факторы 73

3.6. Формирование коллективной идентичности 82

3.7. Воспроизводство культуры участия в виртуальном сообществе Фандомной Битвы и выход за пределы виртуальности 91

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101

ЛИТЕРАТУРА 105


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Фанфикшн – это не только литературное явление, предполагающее создание художественных текстов на основе уже существующих популярных произведений, но и социальное, поскольку вокруг процесса творчества создаются онлайн-сообщества, участники которых активно взаимодействуют друг с другом, занимаясь литературной и другой творческой деятельностью. Это явление, существовавшее в несколько ином виде и в прошлых исторических условиях, получило подлинное распространение и раскрылось как новый уникальный вид современной культуры только в эпоху появления и стремительного развития Интернет-коммуникаций. Именно благодаря Интернету и формированию виртуальных сообществ поклонники фильмов, сериалов, книг, аниме, игр и просто реальных известных людей получили не только возможность делиться своими произведениями с другими, но и доступ к бесконечному множеству текстов на любой вкус, принадлежащих «перу» таких же авторов, пишущих не с целью извлечь выгоду (это даже не предполагается), но с целью получить удовольствие от написания, от конструирования дополненного мира (фанона), а также для того, чтобы оказаться в одном пространстве с единомышленниками. Подобные взаимодействия породили огромное количество новых социальных практик фанфикшн-коммуникации, правил и норм, тактик и стратегий. Многогранность и разносторонность фанфикшена как явления даёт основания для того, чтобы исследовать его в логике трансмедийности.

Трансмедийность – принцип распространения информации посредством использования различных средств коммуникации, где каждые новые тексты, транслируемые с тех или иных медиа-площадок, дополняют друг друга и складываются в единый информационный пласт. Например, телепередача транслируется как посредством ТВ, так и Интернет-каналом, а после про неё издаётся статья в печатной газете, которая воспроизводится также в Интернет-версии издания и собирает комментарии читателей, а в это время пользователи социальных сетей под хэштегом телепередачи делятся собственным мнением о ней. Фантворчество не просто является одной из таких медийных площадок, но и само по себе включает в себя многообразие медиа, использует их. Важно также то, что происходит Интернет-коммуникация участников сообществ фанфикшена друг с другом и с теми, кто производит для них изначальный культурный продукт, произведение, появившееся на любом медиуме (фильм, книга, сериал и т.п. или источник канона1). Во многих современных исследованиях такие процессы определяются как культура (со)участия – вслед за определением, предложенным Генри Дженкинсом в его книге «Конвергентная культура». Нельзя не признать тот факт, что фанатское творчество и фанфикшн занимает нишу в трансмедийном пространстве культуры (со)участия и конвергентной культуры вообще. Потому представляет большой научный интерес изучить явление фанфикшена силами социологии, акцентируя внимание на виртуальных сообществах как социальных группах со своей групповой динамикой.



Объект: виртуальные сообщества фанфикшена.

Предмет: воспроизводство культуры участия в процессе социального структурирования виртуальных сообществ фанфикшена.

Цель: на основе анализа теории и эмпирических данных о виртуальных сообществах фанфикшена раскрыть особенности социальной структуры данных сообществ как отражения культуры участия.

Гипотеза: Воспроизводство культуры участия происходит на всех уровнях социальной структуры виртуального фанфикшн-сообщества.

Исследовательские вопросы:

  1. Какова социальная организация виртуального сообщества и какое место можно занимать в его структуре?

  2. Какие стратегии социальной регуляции и координации используют участники фанфикшн-сообщества при взаимодействии с друг с другом?

  3. Как оценивается выход за пределы виртуальности (сходки, фестивали в реальной жизни и т.д.), какую роль они играют в жизни виртуального сообщества?

  4. Какое значение для участников сообщества имеет фанфикшн (сами тексты, процесс творческого поиска и создания произведения, вдохновение, обратная связь с создателями текстов и т.д.)?

  5. Как формируется идентичность фанфикшн-сообщества?

Задачи:

  1. Охарактеризовать явление «культуры участия» и ее развитие в Интернете.

  2. Обобщить теории, идеи которых релевантны для изучения феномена «фанфикшен».

  3. Проанализировать меняющуюся роль аудитории и создателя произведения в новых формах Интернет-коммуникации.

  4. Дать описание структуры сообществ фанфикшена на основании анализа принципов структурирования виртуальных сообществ.

  5. Проанализировать формирование коллективной идентичности сообщества в процессе фанатского творчества.

  6. Исследовать кейс Фандомной Битвы в контексте идей о культуре участия.

Степень разработанности темы

Фанфикшн как явление изучается с 1980-х гг. Особую популярность исследовательская тематика данного феномена приобрела в 1990-е годы благодаря работам Генри Дженкинса2 3, Луизы Льюис4, Констанса Пенли5, Кристины Буссе6, Камиллы Бэкон-Смит7, Сары Гвенлиан-Джонс8, Абигайль Деричо9, Джона Фиске10, Мэтта Хиллза11, Риты Фелски12 и других. Популяризатором фан-академического дискурса можно по праву назвать американского медиа-теоретика Генри Дженкинса, идентифицирующего себя одновременно и как ученого, и как фаната, и посвятившего изучению партиципаторной культуры и фанфикшена немало работ.

В России проблематикой фанфикшена начали активно заниматься в начале 2000-х годов. Многие работы посвящены филологическому анализу феномена, например, диссертация и статьи К.А.Прасоловой13. Однако изучать фанфикшн полностью вне социологического и культурологического поля не представляется возможным, и даже в работах филологического толка эти аспекты присутствуют. Среди исследователей можно отметить также Н.В. Самутину14, С.Н. Попову15, Н.И. Васильеву16. Специфика проводимых исследований, как правило, заключается в изучении феномена в российской действительности или в аспекте русскоязычности.

На сегодняшний день существует междисциплинарная область научных знаний - fan studies (англ. «фанатские исследования»), в числе основных задач которой стоит рассмотрение фанатского творчества в качестве самостоятельного социального и культурного явления.



Теоретико-методологическая основа работы

Основополагающим для данной работы является предложенный Г. Дженкинсом концепт культуры участия. С этих позиций фанфикшн рассматривается как результат развития интерактивных технологий новых медиа, что выражается в разнонаправленных взаимодействиях фанатов друг с другом и с авторами произведений-объектов подражания посредством медийного текста. Вместе с этим мы отталкиваемся от концепции чтения-письма Ролана Барта и рассматриваем чтение не как потребление, а как производство, а также его тесную связь с письмом, если речь идет о фанфикшене. Опираясь на идеи Мишеля де Серто о чтении как практике «браконьерства», которая перекликается со взглядами Р. Барта, мы исследуем фанфикшн через понятия сильных и слабых групп, навязанных «сверху» стратегий и их креативного переосмысления «внизу» - теми, кого в традиционном понимании трактуют как «рядовых потребителей» массовой культуры.

При описании и анализе социальной структуры виртуального сообщества фанфикшена, а именно сообщества «Фандомной Битвы» использовались идеи российского социолога С.В. Бондаренко17. С помощью выделенных им категорий в диссертации рассматривались социальна стратификация в сообществе, социальные нормы, коллективная идентичность, способы создания и представления контента и порождённые творчеством взаимодействия.

Эмпирическая база

В качестве эмпирической базы выступает материал, собранный автором в ходе глубинных интервью с участниками мероприятия «Фандомная Битва», групповой беседы, а также рефлексивных отчетов информантов, живущих удаленно. Поскольку мероприятие по своей сути является виртуальным и, кроме того, ранее не изучалось, а информанты в виду разбросанности по всему миру – труднодоступны, однако, поддерживают социальные связи, выборка осуществлялась методом снежного кома. Респонденты были взяты из числа желающих участвовать в исследовании и откликнувшихся на объявление в одном из организационных виртуальных сообществ мероприятия «Фандомная Битва». Для рефлексивных отчетов использовался вопросник, являющийся сокращённой версией гайда интервью; опираясь на вопросы, респондент должен был написать цельный текст о своём опыте участия в «Фандомной Битве». Для интервью использовался более развернутый гайд, содержащий пять блоков вопросов. По завершении полевых работ было собрано 24 рефлексивных отчета и собрано 6 интервью, помимо групповой беседы, имевшей целью уточнение и сбор недостающих данных. Помимо этого, при описании Фандомной Битвы использовались результаты наблюдения за виртуальной площадкой мероприятия и анализ информации по изучаемой тематике. Собранные данные анализировались в логике обоснованной теории, через процессы категоризации.



Апробация работы. Работа прошла апробацию на X научно-практической конференции молодых ученых «Социальные коммуникации: профессиональные и повседневные практики» в Санкт-Петербургском государственном университете, май 2017 года.


Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Программа «Теория и практика межкультурной коммуникации»
11701 -> Смысложизненные ориентации и профессиональное выгорание онлайн-консультантов по специальности
11701 -> Теоретико-методологические аспекты исследования проблем планирования жизни
11701 -> Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» Профиль «Социальная антропология»
11701 -> Основная образовательная программа магистратуры вм. 5653 «Русская культура»
11701 -> Филологический факультет


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница