Основная образовательная программа бакалавриат



страница1/2
Дата14.04.2018
Размер0.78 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Феномен культурной идентичности в свете философии культуры современной Германии

Выпускная квалификационная работа по направлению 51.03.01 Культурология

Основная образовательная программа бакалавриат


Исполнитель:

Черноскутова Ольга Юрьевна


Научный руководитель:

д.ф.н., проф. Дианова Валентина Михайловна


Рецензент:

д.ф.н., доц. Демшина Анна Юрьевна


Санкт-Петербург

2017
Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. К теории культурной идентичности ……...…………….………7


    1. Культурная и национальная идентичность: о значении и употреблении термина и его смысловых содержаниях ………7

    2. Культурная память……………………………………………..14

    3. Культурная идентичность в условиях глобализации………..17

Глава 2. Особенности формирования национальной идентичности в Германии. Культурно-исторический фон…………….…………………21

2.1. Преодоление тоталитарного прошлого………………………….21

2.1. Восток и Запад: культурный дуализм……………...……………27

Глава 3. Современная Германия: стержень культурной идентичности.35



    1. Механизмы формирования культурной идентичности………35

    2. Язык как инструмент культурной самоидентификации……..39

    3. Поиски образа: на грани культурной и политической идентичностей…………………………………………………..44

Заключение……………………………………………………………….57

Список использованной литературы……………………………………58


Введение

В представленном исследовании поднимается вопрос о коллективных и индивидуальных идентичностях в контексте феномена культурной идентичности. Как пример для рассмотрения механизмов формирования культурной идентичности берется послевоенное немецкое общество.

Цели исследования – выявление смыслового содержания и рассмотрение различных смысловых коннотаций понятия коллективной идентичности, в частности культурной, и посредствам этого – анализ данного феномена на основе реалий и философии культуры современной Германии, а также понимание принципов самоидентификации представителей современного немецкого общества.

К задачам исследования мы относим компаративистский анализ существующих на сегодняшний день концепций коллективной идентичности, выявление аспектов, наиболее значимо влияющих на процессы формирования культурной идентичности, а так же проследить, какие частные особенности обуславливают данный процесс в немецкой культуре.

Предмет исследования – послевоенное немецкое общество, объект – способы самоидентификации индивидов рассматриваемого общества и их социокультурное взаимодействие.

В данной исследовательской работе использованы некоторые существенные приемы и принципы, характерные для культурологического, культурно-социологического, историко-философского, общенаучного и текстологического методов исследования. При написании теоретической части основным является феноменологический подход, при непосредственном анализе предмета исследования среди преобладающих подходов выделяются аксиологический, историко-культурный и лингво-семиотический.

Как важные факторы, влияющие на развитие культурных идентичностей, отдельно мы рассмотрим феномен культурной памяти, а так же глобализацию и формы смешения культур. При непосредственном анализе принципов современной немецкой самоидентификации мы выделяем такие культурно-исторические предпосылки, как комплекс вины, сформировавшийся в процессе преодоления тоталитарного прошлого, а также культурный дуализм, образовавшийся между восточными и западными немецкими землями в результате десятилетий их государственного разделения, ставшего причиной раздвоения культурного пути развития двух Германий.

В рамках данного исследования акцент делается на том, что идентичность понимается нами как процесс, а не как данность.

Актуальность данного исследования обусловлена поисками многих современных культур ответов на вопрос о специфике своей собственной специфической идентичности и самобытности в современном мире бурно развивающихся медиа-культур и выработки икон и образов для соотношения с ними.

Основным материалом для теоретической части исследования стала философия культуры современной Германии, представленная в трудах теоретиков, рассматривавшие феномен коллективной и культурной идентичности в разных теоретических областях.

С точки зрения психологии («психология масс») данный феномен исследовался в работах З. Фрейда, К. Юнга и Э. Эриксона, рассматривавших современные процессы культурной самоидентификации в контексте соотношения индивида с окружающим его обществом. В. Вундт разрабатывает такое направление, как психология народов, где он рассматривает взаимосвязь языка, мифов и обычаев в формировании национального сознания и культурной идентичности. Ю. Хабермас, в свою очередь, исследует политический аспект культурной идентичности, а также идею национального государства. В контексте изучения концепций о культурной памяти, центральными в нашем исследовании становятся идеи Э. Гуссерля в рамках его теории о трансцендентализме и историчности. В свете специфики немецкой культурной самоидентификации мы обращаемся к работам К.Яперса, Х. Арендт и Т. Адорно. Помимо этого, по ходу исследования мы будем ссылаться на ряд других, менее известных современных исследователей данной проблематики в рамках различных дисциплин, представителей как немецкой, так и французской, русской и американской современной философской мысли.

Немецкий вопрос об идентичности становится особенно злободневным. Как было замечено в 1976 г. на немецкой конвенции историков в Маннхайме, Германия после второй мировой войны рискует оказаться “страной без идентичности”. 1

После нахлынувшего Германию в последние годы миграционного кризиса, глава государства Ангела Меркель, отвечая на тревоги граждан потерять четкое понимание своей идентичности в таком культурном контексте, заявила, что “Германия останется Германией, со всем тем, что нам в ней любо”.2 Под спецификой этой самой «немецкости» Меркель понимает чувство экономического благополучия и осознание себя гражданином социального государства. Это, в свою очередь, тем не менее, не отвечает чувствам большинства граждан ФРГ.

По данному аспекту довольно четко выражает свои мысли Тило Саррацин в своей нашумевшей книге «Германия: самоликвидация». Он говорит о том, что человеку свойственно приписывать самоценность социальной организации, в которой он состоит. Это может мотивировать его, возвышать и внушать чувство гордости. “И только когда дело касается Германии, у многих из нас срабатывает внутренний цензор: (…) - Немец? Ну, разве что во время мирового первенства по футболу, а так – нет уж!

Тревожиться за саму Германию как страну немцев считается уже неполиткорректным”.1 Политкорректность же в самой Германии - отдельная и не менее важная тема в контексте проблематики данной работы, которая так же будет раскрыта более обстоятельно.

Тем не менее, четкое понимание себя и своей идентичности гражданам Германии на сегодняшний день необходимо. Ведь как таковая возможность принятия другой культуры требует наличия устойчивой культурной идентичности у себя самих, осознания себя в качестве носителя определенной культурной традиции, выступающего по отношению к другим культурным традициям как субъект сохранения и развития человеческой культуры в целом. Непосредственное отождествление с выдающимися достижениями духовности собственной культуры открывает перспективы принятия иных культурных ценностей. Именно устойчивая позиция сильной в психическом плане и развитой в культурном отношении личности, а также ее культурное самосознание обеспечивают ее терпимое отношение к тому, что не похоже на нее саму.

Отдельное внимание уделяется языку как инструменту культурной самоидентификации. Язык в контексте данного исследования выступает в первую очередь в качестве гносеологической категории, так как помимо функции выражения национального самосознания, он выступает в качестве основной формы национального самопознания.

Как любой предмет исследования, язык приобретает различные коннотации в зависимости от применяемого подхода. Ключевым различием в изучении языка с помощью культурологического или психологического подхода от подхода филологического является то обстоятельство, что филология рассматривает язык скорее как систему, а культурология и психология как деятельность. Семиотика, в свою очередь занимает позицию на стыке этих двух разных пониманий.

Само языковое содержание в свою очередь способствует непосредственному пониманию ментальных моделей исследуемой культуры. Помимо этого, для данной работы весьма важным представляется рассмотрение взаимодействия между национальной и социальной составляющих для выявления роли и значимости языка для его носителя, в частности в случаях с мультилингуальными индивидами и обществами.

Междисциплинарность такого предмета исследования, как идентичность, в частности культурная и национальная, весомо отражается на различиях в подходах к ее изучению процессов ее формирования. Если политология исследует данные процессы как внешние, говоря о создании коллективных идентичностей, надстраиваемых над индивидами, то психология масс более ярко выраженно рассматривает развитие коллективной идентичности на фоне индивидуальной, изучая внутренние побуждения и позывы отдельной личности. Философия и культурология в свою очередь, имея идентичности как предмет исследования, использует в своей методологии оба подхода. Человек одновременно является как субъектом, так и объектом культуры, способным как накапливать, так и воспроизводить различные культурные коды.


Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Программа «Теория и практика межкультурной коммуникации»
11701 -> Смысложизненные ориентации и профессиональное выгорание онлайн-консультантов по специальности
11701 -> Теоретико-методологические аспекты исследования проблем планирования жизни
11701 -> Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» Профиль «Социальная антропология»
11701 -> Основная образовательная программа магистратуры вм. 5653 «Русская культура»
11701 -> Филологический факультет


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница