Основная образовательная программа бакалавра



страница1/7
Дата14.05.2018
Размер0.53 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7


Санкт-Петербургский государственный университет

КОНЦЕПЦИЯ НИГИЛИЗМА В ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ Ф. НИЦШЕ
Выпускная квалификационная работа по направлению Культурология

основная образовательная программа бакалавра


Исполнитель:

Зубееров Сергей Дмитриевич


Научный руководитель:

доктор философских наук, доцент Л.Е. Артамошкина

Санкт-Петербург 2017

Содержание


1.1 Культурный контекст 7

1.2. Классическая филология и дионисийство 10

1.3 Концепт в философии 11

1.4 Оформление концепта нигилизма 13

2.1 Как Ницше понимает культуру 18

2.2 Истоки пассивного нигилизма европейской культуры 23

2.3 Нигилизм современной эпохи 28

3.1 Проявление активного нигилизма в культуре 32

3.2 Сверхчеловек и культура 35

3.3 Счастье и трагизм культуры 38


Введение


Актуальность темы исследования

Вследствие процессов глобализации и компьютеризации, современная культура переживает глубокие изменения, требующие осмысления. Меняется само восприятие идеи культуры в массовом сознании. Мы стали говорить, например, о «массовой культуре». Если в СССР понимание культуры, базировалась на марксистско-ленинской философии, — идея культуры опиралась на определенное мировоззрение и интерпретацию действительности, — то нынешнее понимание культуры, зафиксированное в основах государственной политики, отсылает к общим формулировкам конституции о правах и свободах гражданина1. Нам не хватает серьёзной рефлексии по этой теме. Некоторые исследователи связывают необходимость размышлений в области культуры с кризисом в самой культуре и обществе в России наших дней. Ясно, что принятие одного единственного толкования культуры, пускай даже и подкрепленного разработанной философской системой, как в Советском Союзе, не гарантирует выхода из подобного кризиса. Но именно попытка говорить о культуре в разных категориях может способствовать выработке жизнеспособных установок относительно её самой. Так, в Большой Советской Энциклопедии в статье, посвященной культуре, постулируется, что культура должна вбирать все лучшее из истории мировой мысли.

Тем можно объяснить наше обращение к философии Ницше, к его рефлексии относительно проблем культуры. В этом смысле Ницше уже неоспоримо занял позицию на одном уровне с великими мыслителями всех времен. Он стоит у истоков экзистенциализма в европейской философии и литературе 20-го века. Многие концепты Ницше легли в основу постмодернизма.2 К нему же относится философское обоснование кризиса культуры на стыке 19-20 веков. Этот кризис культуры Ницше назвал надвигающимся нигилизмом. Примечательно, что нигилизм не рассматривался им как абсолютное зло, которое необходимо предотвратить, а, скорее, как необходимость срочного и основательного пересмотра культурных оснований, необходимости всерьез задуматься о самом понятии «культура».

С другой стороны, неустанно критикуя культурные основания Европы своего времени, Ницше ясно излагал свое видение единой Европы. При этом некоторые последующие интерпретаторы его философии использовали его идеи для оправдания различных доктрин, как левого, так и крайне правого толка. Интересно, что та же Большая Советская Энциклопедия приписывает Ницше идеи отрицания культуры, «природной антикультурности», культуры как порабощения человека и т.д., — резюмируя, всё следующим заявлением: «Вырождение этой позиции в полной мере проявилось в идеологии фашизма».3 Примечательна судьба прочтения Ницше в истории России. В дореволюционную эпоху Ницше существенно влиял на течение интеллектуальной жизни в России. Его влияние испытали разные мыслители от В. Соловьева до М. Горького. Советская эпоха принесла с собой забвение и огульное обвинение в фашизме, постсоветская России вернула Ницше для читателя и исследователя, и он стал крайне популярным.4 В мировом ницшеведении говорилось о 1990-х годах как о времени «ницшеанского ренессанса в России и Восточной Европе».5 Тогда как интерес к Ницше в Европе не прекращался, поскольку в его философии разработаны многие из проблемных тем прошлого и нашего столетий, в России только начался новый этап открытия Ницше. Нам кажется, что обращение к идеям Ницше может благотворно повлиять на обновления культурного контекста в нашей стране, дать ему новые векторы развития, кроме того, это может помочь осмыслить прошлое, в котором Ницше сыграл, в целом, немаловажную роль для российской культуры.


Степень разработанноси темы исследования

В дореволюционной России активно обращались к исследованию наследия Ницше. Общий очерк философско-культурной концепции Ницше оставили такие мыслители как В. Иванов, А. Белый, Л. Шестов, Н. Бердяев. В 1920-х годах Ницше вследствие идеологических причин был изъят из советских библиотек. Но именно в этот период еще можно было обращаться к Ницше с точки зрения философии культуры и его видения античности. Эту проблематику можно найти в работах В.Иванова, Ф.Зелинского, В.Вересаева, А.Лосева.

Начиная с 90-х годов в России вышло большое количество ценных ницшеведческих работ. В первых рядах выделяются имена следующих исследователей: В. Бибихин, В. Визгин, А. Гусейнов, В. Кантор, В. Каплун, А. Лаврова, Б. Марков, В. Миронов, А. Михайлов, Н. Мотрошилова, А. Мочкин, В. Подорога, А. Россиус, К. Свасьян, И. Эбаноидзе.

Интерес многих исследователей сфокусирован на проблемах нигилизма и иррационализма (И.Антонович, Д.А.Данелия, В.Б. Кучевский и др.), но нигилизм не связывается на прямую с тематикой культуры. Культурологические проблемы все еще недостаточно исследованы в отечественной литературе. Из числа обращавшихся к культурологическим идеям Ницше стоит отметить имена П. Гуревич, Г. Ирицян. С точки зрения философской антропологии к проблемам нигилизма в русской и европейских культурах обращался в Б. Марков.6

В 1999-2000 годах немецкий исследователь Мюллер Лаутер издал три тома Nietzsche-Interpretationen, которые суммируют накопленные за столетие интерпретации мыслей философа. В немецкой литературе недавно был издан обширный сборник статей «Nietzsche – Philosoph der Kultur(en)?», который призван закрыть пробелы в изучении понятия культуры Ницше.7 В нем под разными углами ставятся вопросы касательно культурологических проблем.

Стоит отдельно отметить, что в России только пару лет назад завершилось издание полного собрания сочинений Ницше под общей редакцией И. Эбаноидзе. Сам редактор считает, что «За последние десятилетия Ницше стал едва ли не самым издаваемым в России философом. Но хотя число его публикаций исчисляется десятками, научная ценность подавляющего большинства из них равна нулю. Причина в том, что издатели слепо пользуются тем ницшеведческим арсеналом, который был накоплен в России в начале столетия, и механически воспроизводят публикации, устаревшие как в научном, так и в языковом отношении»8. Таким образом, издание нового полного собрания сочинение есть эпохальное событие, должное открыть путь для новых исследований. Особенно, учитывая тот факт, что впервые были полностью изданы посмертные заметки Ницше. В европейской исследовательской литературе эта тема получила названия «Nachlass-проблемы», которую запустил М. Хайдеггер назвав всё изданное Ницше при жизни только передним планом его философии, — истинная же философия осталась скрыта в посмертных заметках.9 Это утверждение подкрепляет наше мнение о необходимости дальнейшего обращения к философии Ницше.
Цели и методы исследования

Объектом исследования в работе являются культурологические идеи философии Ницше, а её предметом выступает понятие нигилизма как ядро понимания концепта культуры в его философии.

Основная цель данного исследования состоит в реконструкции концепта культуры Ницше посредством раскрытия глубины концепта нигилизма.
Задачи:

— Проанализировать происхождение термина «нигилизм» в культурном контексте европейской культуры.

— Разобраться в развитии концептуальных составляющих нигилизма в философии Ницше разных этапов.

— Рассмотреть нигилизм в двух главных аспектах, проявляющихся в философии Ницше, и определить место этого концепта в осмыслении культуры.


Методология исследования:

В ходе работы были использованы некоторые приемы и принципы, характерные для историко-философского, общенаучного и текстологического методов исследования.




Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Программа «Теория и практика межкультурной коммуникации»
11701 -> Смысложизненные ориентации и профессиональное выгорание онлайн-консультантов по специальности
11701 -> Теоретико-методологические аспекты исследования проблем планирования жизни
11701 -> Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» Профиль «Социальная антропология»
11701 -> Основная образовательная программа магистратуры вм. 5653 «Русская культура»
11701 -> Филологический факультет


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница