«Основы преподавания экономических дисциплин»



Скачать 206.13 Kb.
страница1/17
Дата01.08.2018
Размер206.13 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


«Основы преподавания экономических дисциплин»


СОДЕРЖАНИЕ

1. Педагогика и учебный процесс в высшей школе.




2. Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин.




3. Методика подготовки лекций по экономической теории





4. Проблемный метод чтения лекций по экономике




5. Методика подготовки и проведения семинарских занятий.




6.Методика организации самостоятельной работы студентов в вузе.




7. Методика организации и проведения контроля знаний.




8. Специфика методики преподавания экономических дисциплин на вечернем и заочном отделении.




9. Дистанционное обучение.




10. Модели образовательного процесса.




11. Современные технологии обучения и их использование в вузе.




Глоссарий










Раздел 1

ПЕДАГОГИКА И УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.

План.

  1. Учебный процесс: сущность, основные компоненты, задачи, история развития.

  2. Научные основы учебного процесса.

  3. Роль и место преподавателя и студента в учебном процессе




    1. Основные понятия и краткое содержание.

В XVI в. в Западной Европе появляется понятие учебного процесса и формируется определенная система его организации.

Различают две системы обучения: предметную и курсовую.



  • Предметная система обучения - это совокупность определенных учебных дисциплин, которые рекомендуется студенту изучить, усвоить и получить квалификацию независимо от того, когда и как (в каком порядке) он будет их учить и сдавать.

  • Курсовая система обучения осуществляется по годам на основе определенной принятой последовательности изучения дисциплин.


Главное достоинство курсовой системы обучения: позволяет точно определить сроки обучения, последовательность и логику изучения учебных дисциплин, дает возможность делить систему обучения на части (блоки).

Современная курсовая система обучения в российских вузах представлена в следующих блоках:



  1. блок естественных дисциплин (математика, физиология, зоология, ботаника);

  2. блок общественных дисциплин (гуманитарных), которые опираются на знания математических дисциплин;

  3. блок специальных дисциплин, которые позволяют, начиная со 2-3 курса формировать квалификацию (профессию) выпускника вуза.

Высшая школа в организации учебного процесса ставит перед собой следующие задачи:

  • оптимальное определение содержания обучения квалификации специалистов;

  • внедрение экологического образования;

  • усвоение в учебном процессе возрастающей роли научных достижений в развитии общества и материального производства;

  • внедрение методов прогнозирования в развитии науки и техники;

  • развитие у студентов форм самостоятельной познавательной деятельности;

  • воспитание и развитие у студентов индивидуальных способностей и их использование в практической деятельности.

Методологическим началом теории обучения в высшей школе является теория познания. Закономерности теории познания направляют мыслительную деятельность студента на объективное понимание окружающей среды, на объективную оценку событий, закономерностей и связей.



Наука обучения рассматривает познание как сложный противоречивый процесс, идущий от незнания к знанию, от неполного знания к более полному знанию, от познания предметов и требований объективного мира к познанию сущности, закономерности связей.

Важным положением теории познания является положение, которое указывает на существование объективной реальности. что по существу означает следующее:



  • Во-первых, методологическим началом теории обучения является теория познания.

  • Во-вторых, закономерности теории познания направлены на мыслительную деятельность студентов, на объективное понимание экономических явлений.

  • В-третьих, теория познания неразрывно связана с диалектикой мышления.

  • В-четвертых, мышление в учебном процессе - главное средство в познавательной деятельности. В процессе мышления у человека появляется свое миропонимание.

  • В-пятых, посредством мышления в процессе познания обучающийся выделяет основное, существенное, формирует свое понимание.

Рассматривая преподавателя как основное звено образовательного процесса, можно сказать, что учебный процесс предполагает объект и субъект.

Преподаватель в вузе сочетает в себе качества ученого, специалиста и педагога.
Функции преподавателя:

- Обучающая;

- Воспитывающая;

- Организующая;

- Исследовательская.

Главная задача преподавателя – учебно- воспитательная деятельность, которая заключается в следующем:

1. наблюдать явления и собирать факты педагогической деятельности;

2. вникать в сущность изучаемого экономического явления в процессе обучения;

3. на основе знаний уметь обобщать, расширять и углублять знания;

4. уметь ставить научный образовательный эксперимент.


Свойства, определяющие педагогические способности преподавателя:

  1. способность делать учебный материал доступным;

  2. творчество в работе;

  3. педагогически-волевое влияние на слушателей;

  4. способность организовывать коллектив слушателей;

  5. интерес и уважение слушателей;

  6. содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

  7. педагогический такт;

  8. способность связать учебный предмет с жизнью;

  9. наблюдательность;

  10. педагогическая требовательность.

Таким образом, все компоненты профессиональных способностей преподавателя взаимосвязаны и образуют единое целое, влияют на творческую индивидуальность и стиль преподавателя высшей школы.
Гностические способности преподавателя представляют собой чувствительность педагога к способам получения информации о мире, студентах; формирование нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, быстрого и творческого овладения научными методами исследования, способами изучения воспитанников с целью формирования личности.

Конструктивные и проектировочные способности преподавателя выступают определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства. Они обеспечивают стратегическую направленность деятельности преподавателя и проявляются в умении ориентироваться на конечные цели, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, планировании ими курса и научной деятельности, установление значимости курса в учебном процессе, науке, учитывая необходимые связи с другими дисциплинами.
Организационные способности преподавателя:

  1. Способность заряжать своей энергией других людей;

  2. Способность находить наилучшее применение каждому человеку;

  3. Психологическая избирательность к людям;

  4. Способность видеть недостатки в поступках других людей (критичность);

  5. Психологический такт;

  6. Общий уровень развития;

  7. Инициативность;

  8. Требовательность к людям;

  9. Склонность к организаторской деятельности

  10. Практичность;

  11. Самостоятельность;

  12. Наблюдательность;

  13. Самообладание и выдержка;

  14. Общительность;

  15. Настойчивость;

  16. Активность;

  17. Работоспособность;

  18. Организованность.

Перцептивно-рефлексивные способности преподавателя

1. Чувство объекта (особая чувствительность педагога к тому, какой отклик объекты реальной действительности находят у обучающихся).

2. Чувство меры и такта (особая чувствительность к мере изменений, происходящих в личности и деятельности обучающегося под влиянием различных средств педагогического воздействия).

3. Чувство причастности (чувствительность педагога к недостаткам собственной деятельности).
Учебная деятельность студента: мотивация, интересы и степень активности. Под мотивацией вообще понимается источник активности и одновременно система побудителей любой деятельности, включающая в себя потребности, мотивы, цели, интересы.


  • Учебная мотивация – это система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность обучающегося


Факторы учебной мотивации

  • Образовательная система, образовательное учреждение.

  • Организация образовательного процесса.

  • Субъектные особенности обучающегося (возраст, пол и т.п.).

  • Субъектные особенности преподавателя, система его отношений к студенту.

  • Специфика учебного процесса.

Мотивы могут быть: 1) интеллектуально-познавательные; 2) морально-этические; 3) эмоционально-эстетические.

Интерес определяется как одно их интегральных проявлений сложных процессов учебной мотивации. Интересы могут быть:


  • широкими;

  • планирующими;

  • результативными;

  • процессуально-содержательными;

  • учебно-познавательными;

  • преобразующими.

Итак, главными составляющими (компонентами) учебного процесса являются:

• содержание обучения;

методы обучения;

• формы обучения;

• учебная и научная работа студентов;

• обучающая деятельность преподавателей.

Эти основные 5 составляющих находятся в тесном единстве, они взаимосвязаны и находятся в «круговой» зависимости, при которой один компонент дополняет другой.

1.2. Рекомендуемая литература


  1. Ахметова Д., Гурье Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии. – Высшее образование в России. 2001, №4

  2. Дубовицкая Г.Д. К проблемам диагностики учебной мотивации.- Вопросы психологии, 2005, №1

  3. Доминенко Б.И., Чибиков Г.Г. Предмет и логика вузовского экономического курса. – М., 1994.

  4. Соловьева Н.Н. Основы научной деятельности и оформление ее результатов. - М., 2003.

  5. Соловьева Н.Н. Основы организации учебно-научной работы студента. – М., 2003.

  6. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – Методология, цели и содержание, творчество. – М., 2002.

  7. Шишов С.Б. Гуманизация современного образования. – М., 2006.

Раздел 2

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ, УЧЕБНОГО ПЛАНА И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.

План.


  1. Научная организация учебного процесса.

  2. Учебная программа: основные требования.

  3. Учебный план и его роль в образовательном процессе.

  4. Учебно-методическая литература.

2.1 Основные понятия и краткое содержание

Учебный процесс – это большая сложная система, выражаемая бесконечным разнообразием состояний, поведений, отношений, связей составляющих ее компонентов.

Научной организацией учебного процесса называется система установления оптимальных связей и отношений всех компонентов обучения с целью их рационального развития.



Задача научной организации учебного процесса заключается в создании определенного, целенаправленного порядка построения, функционирования и развития системы обучения в высшей школе.

Главные составляющие учебного процесса:



  1. Содержание обучения;

  2. Методы и способы обучения;

  3. Формы и средства обучения;

  4. Учебная и научная работа студентов;

  5. Обучающая деятельность преподавателей.

Т.о. научная организация учебного процесса, с одной стороны, автономия и централизация составляющих компонентов учебного процесса предполагает их самостоятельность и сохраняет условия творческого поиска путей совершенствования той или иной дисциплины. С другой стороны, функционирование каждого отдельного компонента учебного процесса решает свои задачи исходя из общих задач системы.
Основное содержание теории научной организации определяется изысканием путей решения трех проблем, тесно взаимосвязанных:

  • построение оптимальной системы;

  • установление оптимальных путей ее развития и функционирования;

  • выбор оптимальных способов ее оценки


Условия оптимизации и развития учебного процесса ставят перед научной организацией ряд задач:

  • Построение строгой научно обоснованной системы, с подразделением ее на компоненты;

  • Установление для каждого компонента оптимальной структуры, способов выражения научной информации;

  • Составление программы функционирования;

  • Научное обоснование выбора средств и форм;

  • Научное определение оптимальных условий обучения;

  • Организация и установление системы контроля;

  • Определение показателей результативности;

  • Научное определение оптимальных способов управления учебным процессом;

  • Разработка и совершенствование методов и средств исследования учебного процесса;

  • Обоснование внедрения новых средств.

Учебная программа курса – это развернутый подробный план изучения учебной дисциплины по разделам, темам и отдельным вопросам.


Структура учебной программы:

  1. Общая разбивка по разделам и темам с указанием количества часов на лекции и семинары

  2. Конкретный развернутый план каждой темы с указанием основной литературы.

  3. График бюджета времени по разделам и темам.

Требования, необходимые для разработки учебной программы



  • методологические основы курса;

  • мировоззренческий подход в освоении курса;

  • теоретическое содержание курса, как составной части науки;

  • методические основы построения учебной программы.

Любая программа по экономической дисциплине представляет совокупность отмеченных четырех основных положений, которые обязательно должны быть заложены в учебной программе

Методология есть учение о методе (способе) исследования, это совокупность приемов и методов исследования.


Методологические основы учебной программы. В экономических дисциплинах в изучении экономики различают метод исследования и метод изложения.

Метод исследования, как правило, начинается с анализа, с обобщения конкретного эмпирического материала. Проникая в сущность экономических процессов, исследование позволяет раскрывать внутреннюю зависимость и закономерности этих экономических явлений.

Метод изложения в качестве исходного берет категорию, отражающую наиболее общую характеристику данных экономических явлений, и развертывает на этой основе логическую взаимосвязь научных категорий и законов.
Мировоззренческие основы учебной программы.

Мировоззрение в системе преподавания экономических дисциплин – это система взглядов об экономических понятиях, явлениях, законах. Мировоззрение в экономической науке включает в себя совокупность взглядов на экономические явления.

  • Научное мировоззрение раскрывает объективные экономические законы, направляет деятельность людей в соответствии с прогрессивным развитием общества.

  • Формирование (воспитание) научного мировоззрения - есть формирование определенных взглядов на науку.

Теоретические основы учебной программы.



В учебную программу обязательно закладываются теоретические основы, теоретическое содержание данной дисциплины, без которой невозможно усвоить эту дисциплину, как науку.

Задача состоит в том, чтобы не просто передавать теоретическое содержание этой науки, а передавать, не искажая самого содержания науки.
Методические основы учебной программы (принципы).

  • - последовательность изложения;

  • - научность и объективность;

  • - системность и преемственность;

  • - доступность;

  • - связь с практикой;

  • - единство обобщения и обоснования.

Учебный план и его роль в образовательном процессе

Учебный план – это общая логическая структура подготовки специалиста в течение всего периода обучения (по годам, семестрам, неделям, часам).
Учебный план строится на основе следующих логических связей:


  • На основе структурно-логических связей, что означает логические связи по структуре учебных дисциплин (по блокам).

  • Логико-образовательные связи - это означает, что в любом блоке учебного плана логические связи образовательного цикла соответствуют друг другу.

  • Логико-профессиональные связи, что означает, логические связи учебного плана по профессиональной направленности.

Структура учебного плана

Учебный план

Основные разделы



  • Квалификационная характеристика

  • График учебного процесса

  • I. Схема учебного плана

  • II. Схема организации учебного процесса

  • III. Распределение бюджета времени по семестрам

  • Основная часть плана - план учебного процесса, в котором графически расписывается каждая дисциплина (за все 5 лет обучения)

  • 1. История экономической мысли

  • 2. Математический анализ

  • 3.

  • 4…

Распределение по курсам и семестрам

  • IY. Факультативные дисциплины

  • Y. Практика (учебная, производственная, педагогическая)

  • YI. Госэкзамены, дипломное проектирование.

Учебно-методическая литература .

  • Основная литература - это тот необходимый минимум, который рекомендуется для формирования основных умений (навыков) в формировании квалификации данного специалиста.

  • Дополнительная литературасписок научных источников, в которых даются основные экономические направления в исследовании данной темы (необходима для подготовки к семинарскому занятию).

В списке основной литературы, необходимо дать название учебника, раздела, темы и указать страницы. В списке дополнительной литературы допускается перечень литературы без указания страниц.

Учебно-методическая литература формируется, разрабатывается и рекомендуется кафедрой и преподавателями совместно с библиотекой. Кафедра, как правило, пристально следит за новой литературой, разрабатывает и выдает рекомендации студентам.

2.2. Рекомендуемая литература



  1. Азаров Ю. Студент: возможности личностного роста. // Высшее образование в России,.-2002, №1.

  2. Бенедиктов С.Н. Технология обучения и воспитания. – М., 1993.

  3. Белкина Т.П. Методическое сопровождение современного учителя. – 2006, №43.

  4. Гончеренок И.И., Грибовская Е.Л. Модели магистерской подготовки: Швеция, Великобритания…- РИВШ. БГУ, 2003.

  5. Диагностика уровня учебных достижений студентов в современной высшей школе. // Под ред. Белоконь А.В. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2005.

  6. Каталог учебных программ по специальности «Экономическая теория».- РГУ, 1999.

  7. Каталог учебных программ экономического факультета МГУ по направлению «Экономика» 2000-2001 уч.г. – МГУ, 1999


Раздел 3.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ.

План.

  1. Сущность лекции.

  2. Методика подготовки лекции.

  3. Методика построения лекции

  4. Методика проведения лекции.




    1. Основные понятия и краткое содержание

Лекция представляет новое знание об изучаемом предмете как целостное и системно представленное во внутренней органичности и взаимосвязи, последовательности и субординации основных положений на основе уже имеющихся и с учетом последующих новых знаний.

Цель лекции - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Виды лекций:

  • Вводные лекции – читаются в начале того или иного учебного курса(нормативного или спецкурса). Во вводной лекции лектор знакомит со структурой, задачей курса и основной программой учебной дисциплины.

  • Установочные лекции – читаются для студентов заочного отделения.

  • Обзорные лекции – читаются для студентов дневного отделения перед госэкзаменами или для студентов заочного отделения в начале сессии.

  • Общие лекции:

- тематические – это лекции по заданной тематике;

- нормативные – это лекции по основному общеобразовательному курсу.



Функции лекции:

  1. Познавательная (Лекция несет новые знания, навыки; раскрывает сущность и содержание вопроса).

  2. Теоретическая (для передачи сущности экономического явления нужны теоретические знания).

  3. Научная

  4. Исследовательская

  5. Воспитательная

  6. Практичность.


Методика подготовки лекции.

Основные требования к лекции

  1. Научность.

  2. Доступность материала.

  3. Наглядность.

  4. Занимательность.

  5. Убедительность.

Необходимо обязательно готовить текст лекции, но это не означает, что его обязательно надо читать. Текст лекции передает полное содержание лекции. Кроме текста лекции, пишется и методическая разработка лекции. Методическая разработка лекции делает акцент на методику, методические приемы, которые используются преподавателем при чтении лекции.

Выделяют три основные части лекции

- вступительную,

- содержательную,

- заключительную.

Вступительная часть лекции должна быть такой, чтобы сразу заинтересовать и привлечь внимание слушателей, ввести их в курс темы в целом, побудить к мыслительному процессу и установить контакт между ними и преподавателем.

Содержательная часть раскрывает вопросы плана, служит развитию познавательной активности студентов, прежде всего, идейно-теоретическим и научно-методическим уровнем излагаемого материала, выражаемого в наиболее рациональной структуре, со свойственной ей систематичностью и последовательностью основных положений темы

Заключительная часть формулирует четко и кратко основные выводы по проблеме, поставленной во вступительной части, и делает необходимую связь с последующим учебным материалом.
Выступление преподавателя тем содержательнее, чем полнее, достовернее и существенее получаемые слушателями знания по рассматриваемому вопросу.

Показатель уровня содержательности лекции представляет собой отношение времени содержательной части выступления ко всему лекционному времени и выражается в процентах.



Уровень научной содержательности лекции – это отношение времени изложения научного материала (Вн) ко всему времени содержательной части лекции (Вс), выраженное в процентах.


Показатель уровня информативности лекции это отношение количества новых сообщений (И) ко всем имевшимся содержательным сведениям (С), выраженное в процентах.


Информационный потенциал лекции характеризует степень новизны передаваемых сведений. Информационный потенциал это разница, содержащейся в лекции совокупности содержательных сообщений (С) и первоначальным уровнем осведомленности о них аудитории (З).


Информативность лекции (варианты сочетания содержательности и информативности в лекции)


Варианты лекций

Уровень содержательности



Уровень информативности




1.

2.


3.

4.

5.



6.

7.

8.



9.

Полная содержательность

Полная содержательность

Полная содержательность

Частичная содержательность

Частичная содержательность

Частичная содержательность

Отсутствие содержательности

Отсутствие содержательности

Отсутствие содержательности


Полная информативность

Частичная информативность

Отсутствие информативности

Полная информативность

Частичная информативность

Отсутствие информативности

Полная информативность

Частичная информативность

Отсутствие информативности

Ущерб качеству лекции наносит избыточность информации в лекции, которая обусловлена:



  • Недостатками стиля преподавателя (использование слов-паразитов);

  • Разъяснением всем понятных положений (важно знать и понимать аудиторию, перед которой выступаешь: что для нее полезно, а что является «прописной истиной»);

  • Излишним повторением одних и тех же мыслей (частое употребление одних и тех же понятий и терминов, напр., рыночные условия и т.п.);

  • Неоправданным количеством примеров и иллюстраций по одному вопросу лекции.


Противоречия в лекционной работе.

1.Между убыстрением общественного развития и не вполне современным отражением экономических событий;

2. Между недостаточной информативностью лекции и повышающейся степенью осведомленности населения во всех событиях.
Динамика лекции включает четыре фазы



  • начало восприятия – 4-5 мин (1);

  • оптимальная активность восприятия – 25-30 мин (2);

  • фаза усилий – 10-15 мин (3);

  • фаза выраженного утомления (4).


Методы чтения лекции

  • Информативность

  • Генетичность

  • Исторический метод

  • Метод аксиом

  • Алгоритмический метод

  • Метод формальной логики

  • Метод диалектической логики

  • Метод анализа и синтеза

  • Проблемный метод

  • Метод полемики

  • Метод учета практики.


Правила поведения лектора перед аудиторией

  • Педантичная дисциплина преподавателя

  • Величайшая требовательность к самому себе, которая выражается в:

- соблюдении техники записи на доске;

- соблюдении правильности и строгости языка лекции;

- наблюдательности за аудиторией;

- отказ от лозунгов и поучений;

- отказ от демонстрации своего превосходства перед студентами.


    1. Рекомендуемая литература

  1. Белкина Т.П. Методическое сопровождение современного учителя. 2006, №43.

  2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. – М.- МПСИ, 2002.

  3. Гончеренок Г.И., Грибовская Е.В. Модели магистерской подготовки. – РИВШ, БГУ. 2003.

  4. Грязнова В.А. Проблема формирования профессионального самосознания студентов. – М., 2005.

  5. Диагностика уровня учебных достижений студентов в современной высшей школе. // Под ред. Белоконь А.В. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2005.

  6. Ильин Е.П. Студент и компьютер. М.:Современная наука, 2007.

Раздел 4.

ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ ПО ЭКОНОМИКЕ.

План.


  1. Сущность проблемного метода и проблемной лекции.

  2. Проблемное построение и изложение лекционного материала.

  3. Развитие активных форм контакта преподавателя с аудиторией.




    1. Основные понятия и краткое содержание.

Проблема, проблемная ситуация и проблемное задание – все эти понятия непосредственно связаны с проблемным построением и изложением лекционного материала.

Проблема представляет собой

  • В науке противоречивая ситуация, когда в объяснении каких-либо явлений процесса выдвигаются различные мнения, вплоть до противоположных.

  • В практике – это задача, которая требует творческого мышления исполнителя в поисках нового подхода, новых приемов привлечения научных знаний.

  • В обучении – это учебная задача, как недоступная решению на основе имеющихся знаний и опыта и требующая новых знаний.

Проблемная ситуация это интеллектуальное затруднение, возникающее у человека при решении практических, научных или учебных задач. Проблемная ситуация используется в педагогических целях в качестве пускового механизма активизации мыслительной деятельности обучаемого


Проблемная задача это элемент учебного процесса, предлагаемый в форме задачи или вопроса в целях создания у слушателей состояния интеллектуального затруднения с целью активизации их поисковой мыслительной деятельности. Источником проблемных заданий является реальное противоречие развития общества, в т.ч. противоречия, возникающие в хозяйственной, управленческой и др. видах деятельности.
Проблемная лекция это обучение посредством организации проблемной ситуации, посредством формирования учебной проблемы, выдвижения гипотезы и решения проблемных задач.
Преимущества проблемной лекции

  • Усиливает влияние на изучаемую тему.

  • Способствует количественному получению знаний студентов

  • Увеличивает учебный контакт студентов с учебным материалом.

  • Повышает качество знаний.

Правила построения проблемной лекции

  1. Лектор четко формулирует проблему, как правило в виде дилеммы, требующей выбора одной из альтернатив.

  2. Лектор уясняет себе противоречие, лежащее в основе проблемной ситуации.

  3. Лектор предлагает студентам самим найти ответ на поставленный вопрос.

  4. Лектор не спешит с ответом на рассматриваемую проблему и наводящими вопросами и помогает студентам самим прийти к правильному пониманию.

Проблемная ситуация на лекции это, во-первых, концентрированное выражение проблемы; во-вторых, наиболее эффективное обозначение стоящей проблемы; в-третьих, основной эффект, который мобилизует внимание всех студентов на организацию научного поиска ответа на поставленную проблему; в-четвертых, это не только проблема, но и намек, гипотеза решения проблемы



Итак, проблемное обучение включает

    • проблемность содержания

    • проблемное построение и изложение материала

    • организацию и управление познавательной деятельности студентов

    • ориентировочные основы самостоятельной работы студентов.

Типы проблемных ситуаций.



Первый тип - проблемная ситуация возникает при условии, если студенты не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.

Второй тип - проблемные ситуации возникают при столкновении студентов с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Третий тип - проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.

Четвертый тип - проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у студентов знаний для теоретического обоснования.
Дидактические условия решения проблемной ситуации

  • Соответствие формулировки проблемного вопроса той цели, которая поставлена.

  • Доступность проблемного вопроса с учетом (расчетом) подготовленности студентов.

  • Соответствие жизненной проблемы, составившей основу для проблемного вопроса.

  • Уровень подготовки самого преподавателя.

Способы решения проблемных ситуаций

  • Первый способпобуждение студентов к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность студентов и приводит к активному усвоению новых знаний.

  • Второй способиспользование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении студентами практических заданий в вузе, дома или на производстве, в ходе наблюдения за природой и тому подобное.

  • Третий способрасстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Примером может служить любая исследовательская работа студентов на учебно-опытном участке, в мастерской и так далее.

  • Четвертый способ побуждения студентов к анализу фактов и явлений действительности, поражающему противоречия между жизненными представлениями и научными понятиями об этих фактах.

  • Пятый способ - выдвижение предположения (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

  • Шестой способпобуждение студентов к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.

  • Седьмой способпобуждение студентов к предварительному обобщению новых фактов.

  • Восьмой способознакомление студентов с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведенными в истории науки к постановке научной проблемы.

  • Девятый способ – организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при обработке навыков, построение пройденного и тому подобное). В этом случае следует использовать факты и данные наук имеющие связь с изучаемым материалом.

  • Десятый способварьирование задач, переформулировка вопроса.

Структура проблемного обучения включает 4 этапа





    1. Рекомендуемая литература.

    2. Контрольные вопросы и задания.


Методы проблемного обучения.

  1. Проблемно-постановочный – метод проблемного изложения материала, когда на обычной лекции ставятся проблемы, вовлекаются студенты в поиск, в решение этой проблемы и начинается процесс подготовки материала, на основе которого достигается цель.

  2. Метод проблемных исследований. На лекциях проблемные исследования привлекаются в том случае, когда есть приемы этих исследований, когда преподаватель, ссылаясь на примеры авторов тех или иных исследований, приводя содержание этих исследований, привлекая этот материал, направляет работу студентов в поисках решения этой проблемы.

  3. Метод анализа и синтеза. Первый представляет разложение общего целого представления об экономическом явлении, а на основе разложения – решения его сущности. Второй – представляет обратные явления.

  4. Система общих методов (предложена М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером ), которая включает в себя

- объяснительно иллюстративный;

- репродуктивный;

- проблемное изложение;

- частично-поисковый;

- исследовательский метод.

Применение проблемного метода предполагает решительное изменение форм контакта лектора со студентами: развитие активных связей, идущих от лектора к аудитории и активных обратных связей – от студентов к лектору.



Активные прямые связи:

  • Обращение лектора к студентам по вопросам темы.

  • Выяснение мнения студентов.

  • Предложение различных тестов.

  • Совместный разбор проблемных ситуаций.

  • Постановка дискуссионных вопросов

  • Диалог, сопоставление точек зрения.

Активные обратные связи:

  • Заинтересованность и внимание студентов.

  • Ответы на вопросы преподавателя по данной теме.

  • Решение поставленных проблем перед аудиторией

  • Участие в рассмотрении проблемных ситуаций.

  • Вопросы лектору, реплики.

Решительное обновление лекционных средств на основе применения проблемного метода и всего арсенала активных форм связей преподавателя и студентов позволяет существенно улучшить формирование современного экономического мышления, развивать предприимчивость и инициативу работников, укрепить связь экономической теории с практикой.

4.2. Рекомендуемая литература.



  1. Балабанов В.С. и др. Методика преподавания экономических дисциплин. Основы лекторского мастерства. – М., 2000.

  2. Желданов В.М. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – М.: ИНФРА, 2003.

  3. Ковалев В. Студенты и преподаватели глазами друг друга. – Высшее образование в России.- 1996, №3.

  4. Сатыбалдина К., Тарасенко Р. Проблемное обучение как основа формирования творческого мышления студентов. – Алма-Ата, 1991.

  5. Соловьева Н.Н.Основы научной деятельности и оформление ее результатов. – М., 2003.

  6. Пестов В. Технологии профессионально-ориентированного обучения.- М.:МПСИ, 2007.

  7. Тесля Е.Б. Формирование профессионального интереса у будущих учителей. – Педагогика, 2007, №7.



Каталог: binary
binary -> Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ)
binary -> Особенности репрезентации культурной идентичности в интернете
binary -> Стратегии личностной идентификации в сетевом пространстве компьютерной симуляции: культурологический аспект
binary -> Жизненное самоопределение молодежи в современном российском обществе
binary -> Формирование образа семьи в средствах массовой информации россии
binary -> Религиозно-философская и психоаналитическая интерпретации проблемы пола: В. В. Розанов и з. Фрейд
binary -> Программа по социологии «Социология семьи, детства и гендерных отношений»
binary -> Мурадян Овик Хачикович
binary -> Программа курса пояснительная записка курс «Социальная психология личности»
binary -> Презентация тела в советской фотографии «оттепели»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница