Основы безопасности жизнедеятельности



Скачать 199.54 Kb.
Дата04.05.2018
Размер199.54 Kb.
ТипРешение




Главное управление МЧС России

по Тульской области










ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ПО КУРСУ

"ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"












ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО КУРСУ

"ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Решение проблем защиты населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера, умень­шение их социально-экономических и экологических последствий возможно только с осуществлением комплекса мероприятий, в том числе поднятие на качественно новый уровень подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Министр МЧС России постоянно обращает внимание руководи­телей всех уровней, что подготовка населения является глав­ной задачей единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в области безопасности жиз­недеятельности. Вопросы безопасности жизнедеятельности явля­ются важнейшей частью общей культуры современного человека. Жизнедеятельность человека, направлена на преобразование природы и создание комфортной и искусственной среды обита­ния. Побочные эффекты научно-технического прогресса и соци­ального развития создали серьезные угрозы жизни и здоровью, а так же состоянию генетического Фонда людей.

Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Многие достиже­ния научно-технического прогресса направленные на увеличение производительности труда и улучшения материального уровня людей, одновременно сопровождаются появлению новых опаснос­тей для того же человека. Так, успех в ядерной физики поро­дили проблему радиационной опасности, с развитием химии свя­зано усиление токсических воздействий на человека. Техничес­кие системы и производства, созданные человечеством за пос­ледние десятилетия привели к росту потенциально опасных чрезвычайных ситуаций. Неумение человека обеспечить свою бе­зопасность в изменившихся природных, техногенных и социаль­ных условиях, стало не допустимым. Возникла необходимость подготовки населения к безопасному поведению в новой повсед­невной жизни, к рациональным действиям к постоянно возникаю­щих опасных и чрезвычайных ситуациях. Обозначилась необходи­мость пересмотра ориентиров и самого характера жизнедеятель­ности человека.

Наиболее результативное решение возникающих задач по под­готовке населения к действиям в чрезвычайных ситуациях дос­тигается через начальное общее образование: детям и подрост­кам легче привить мотивы побуждающие к соблюдения норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем в обществе и на производстве.

Именно поэтому Министерством образования, при непосредс­твенном участии МЧС России, для общеобразовательных учрежде­ний с 1-го сентября 1991 года был введен специальный курс "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ), который представляет собой область научных знаний, охватывающую тео­рию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов природного и антропогенного происхождения во всех сферах че­ловеческой деятельности.

Введение специального школьного курса обусловлено тем, что фрагментарное включение вопросов безопасности в имевшие­ся предметы школьного обучения не имело бы системного харак­тера и не позволило бы в необходимой мере использовать по­тенциал учебного процесса. Сама жизнедеятельность в курсе рассматривается как процесс функционирования организма в среде жизни. При этом, под средой жизни деятельности понима­ется совокупность воздействующих факторов естественной при­родной, искусственной и социальной сред. Принцип единства среды жизнедеятельности позволяет рассматривать опасность при любой деятельности человека.

Главной задачей системы образования всегда был социальный заказ на гармонически развитую личность, соответствующую той или иной социально-экономической конъюктуре. Начавшиеся пре­образования вывели на передний план и социальный заказ самой личности - быть свободной, здоровой, счастливой, т.е. поло­жить в основу педагогической теории жизнедеятельность и сис­темную безопасность человека, включающую в себя естествен­ное, образовательное и действенное начало - взаимозависимые и взаимообусловленные.

Основными принципами обеспечения безопасности жизнедея­тельности должны стать:

* системный подход к освещению проблем безопасности жизни и жизнедеятельности;

* сохранение и дополнение материалов безопасности челове­ка в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях;

* воспитание у участников образовательного процесса опти­мистического и деятельного отношения к жизни;

* формирования целостного научно-практического мировозз­рения.

Как отмечалось на совместной коллегии МЧС России и Минис­терства образования, вопросы безопасности жизнедеятельности являются важнейшей частью общей культуры современного человека - человека 21 века.

В настоящее время есть все предпосылки для совершенство­вания курса ОБЖ в виде накопленного потенциала предмета, а также появившейся после 1991 года научной, документальной и законодательной базы.

Таким образом, курс ОБЖ за 21 год прошел большой путь сво­его становления и сегодня имеет довольно прочный фундамент в виде полного комплекта учебных программ, нескольких вариан­тов учебников для всех классов, большого числа пособий, двух ежемесячно выходящих специализированных журналов, достаточ­ного количества школьных преподавателей, ряда кафедр и даже факультетов в педагогических вузах.

Квалификация преподавателей-организаторов ОБЖ позволяет обеспечивать устойчивые положительные результаты. Однако, достаточно высокий на сегодняшний день процент совместителей не может не сказаться на качестве учебно-воспитательного процесса.

До сих пор к нерешенным проблемам следует отнести:

* затягивается процесс создание необходимой учебно-мате­риальной базы, обеспечение учебно-методической литературой, учебными приборами, средствами защиты;

* обучение детей и молодежи вопросам безопасности жизне­деятельности не соответствует современным требованиям;

* в общеобразовательных учреждениях имеется некомплект штатных преподавателей-организаторов ОБЖ.

Во многом это связано с тем, что основной педагогической общественностью и административными работниками курс не счи­тается солидным и обязательным (по сравнению с традиционными базовыми предметами, такими как математика, литература и др.).

Следует отметить и такой факт, что в настоящее время курс ОБЖ удерживается в системе образования не признанием педаго­гов, а усилиями силовых ведомств (в первую очередь МЧС Рос­сии и Министерства обороны), а также директивными указаниями и постановлениями правительства Российской Федерации.

Поэтому курс ОБЖ должен сделать серьезный шаг вперед в своем развитии и занять достойное место в системе образова­ния, выделившись в Базисном плане в самостоятельную образо­вательную область.

Курс ОБЖ неизбежно должен стать системообразующим в со­держании общего образования, поскольку безопасность жизнеде­ятельности становится главной проблемой стремительно насту­пающей постиндустриальной эпохи.

Существует парадокс системы образования:

* наряду с потребностью общества в опережении образовани­ем изменений условий жизни, система образования позже всех реагирует на наступающие изменения;

* в современных условиях иннерционность образования представляет собой одну из новых глобальных опасностей для человека.

Для преодоления опасной иннерционности системы образова­ния предназначен курс ОБЖ. Именно этот курс может дать ответ на главный "вызов 21 века", поскольку:

* отражает основную потребность человека и общества в постиндустриальную эпоху способствовать формированию умений и навыков безопасной жизнедеятельности и адекватного миро­воззрения;

* от должен служить стержнем общего образования, служить фундаментом важнейшей образовательной области "Безопасность жизнедеятельности", распространяющейся на средние и высшие профессиональные учебные заведения.

В Министерстве образования совместно с другими силовыми министерствами, в первую очередь МЧС России, обсуждены кон­цептуальные положения предмета ОБЖ в 12-ти летней школе, рассмотрены доработанные варианты Базисного учебного плана, призванные обеспечить реализацию основных положений "Концеп­ции и структуры содержания общего среднего образования".

Из вариантов, составляющих основу для вводимого экспери­мента, были поддержаны варианты, предусматривающие выделение основ безопасности жизнедеятельности в самостоятельную обра­зовательную область ОБЖ в федеральном компоненте.

Таким образом, курс ОБЖ призван стать ведущей образова­тельной областью, системообразующим, сквозным и интегрирую­щим предметом.

Сегодня ОБЖ - это курс, направленный на обеспечение лич­ной безопасности человека и охватывающий самые разные вопро­сы его защиты и выживания в чрезвычайных ситуациях природно­го и техногенного характера, поведения в быту, в жилище, на улице, дороге и т.п.

Министерством образования Российской Федерации совместно с МЧС России и Министерством обороны разрабатываются и реко­мендуются для обучения примерные учебные программы ОБЖ для учащихся 5-11 классов образовательных учреждений среднего (полного) общего образования объемом 336 часов.

Поэтому вполне логично решение федерального координацион­ного совета по проблемам общего образования о выделении пре­подавания ОБЖ в самостоятельную предметную область.

Обучение учащихся общеобразовательных учреждений в насто­ящее время осуществляется в учебное время по программам кур­са "Основы безопасности жизнедеятельности", а также путем участия, в установленном порядке, в проведении таких мероп­риятий, как "День защиты детей", месячниках по ГО, а также в ходе тренировок по гражданской обороне и защите от чрезвы­чайных ситуаций.

В соответствии с совместной программой МЧС России и Ми­нистерства образования на базе УМЦ ГОЧС областей проходят переподготовку и повышение квалификации преподаватели-орга­низаторы ОБЖ образовательных учреждений.

Важное значение для получения практических навыков и уме­ний к действиям в чрезвычайных ситуациях имеет система до­полнительного образования, реализуемая Всероссийским детс­ко-юношеским движением "Школа безопасности".

Основная цель этого молодежно-патриотического движения - воспитание человека, способного смело, грамотно и уверенно действовать в любых чрезвычайных ситуациях. Кроме того, дви­жение учащихся "Школа безопасности" помимо вопросов личной и коллективной безопасности способствует также подготовке уча­щихся к службе в Российской армии, прививает чувство уваже­ния к боевым и трудовым традициям государства.

Именно поэтому МЧС России и Министерство образования ока­зывают движению существенную финансовую и материальную под­держку.

По целям и задачам подготовке учащихся по ОБЖ близки за­дачи созданного детско-юношеского движения "Школа безопас­ности". В рамках движения "Школа безопасности" созданы школы и кружки "Юный спасатель", организуются и проводятся школь­ные, городские, областные соревнования и региональные, все­российские слеты-соревнования "Школа безопасности", а также полевые лагеря "Юный спасатель".

Только в 2012 году в Центральном регионе России при не­посредственном участии Главных управлений МЧС России об­ластей, городов и районов с учащимися общеобразовательных учреждений организовано и проведено более 3 тысяч слетов-со­ревнований различного уровня, начиная со школьных и заканчи­вая региональными, более 10 тысяч конкурсов, викторин, спар­такиад по тематике ОБЖ с элементами, входящими в программу соревнований "Школа безопасности". В этих мероприятиях участвовало свыше миллиона участников.

Практические занятия по наиболее сложной тематике ОБЖ проводятся на базе УМЦ ГОЧС областей, районных курсов ГО, филиалов, практикуются выезды преподавателей, мастеров производствен­ного обучения в районные общеобразовательные учреждения. Практически везде созданы специализированные классы по ОБЖ. Систематически проводятся методические занятия с преподава­телями-организаторами и учителями, привлекаемыми для препо­давания курса ОБЖ в 5-9 классах в областных УМЦ ГОЧС.

При проведении занятий преподавательским составом широко используются видеофильмы, кинофильмы, диафильмы, слайды, компьютеры, натуральные образцы и макеты средств защиты, электрифицированный макет местности с отображением одного из вариантов обстановки на объекте экономики при ЧС.

В связи с этим, целесообразно обеспечить возможность зна­комства учащихся с автоматизированными системами и комплек­сами прогнозирования ЧС на уровнях города, района, а так же заложенными в них компьютерными программами. Ежегодно глав­ными управлениями МЧС России областей на базе УМЦ ГОЧС проводятся сборы с профессорско-преподаватель­ским составом кафедр БЖД образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, что позволяет сог­ласовать общие усилия в решение проблем подготовки к дейс­твиям в различных ЧС.

Таким образом, к основным принципам формирования содержа­ния ОБЖ следует отнести:

1. Системный поход к освещению проблем безопасности жизни и жизнедеятельности человека и общества в условиях перехода к постиндустриальному развитию. Так как только кардинальным путем защиты населения, особенно детей, от чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера, снижения их со­циально-экономических и экологических последствий возможно лишь при системном подходе к решению комплекса мероприятий, одним из которых является совершенствование всех сторон пла­нирования и организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

2. Сохранение в содержании курса ОБЖ глубоко проработан­ных начиная с 1991 года материалов по обеспечению индивиду­альной и общественной безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

3. Развитие содержания курса ОБЖ в направлении полноты представления комплекса проблем обеспечения безопасности жизни и жизнедеятельности в соответствии с потребностями ра­звития России на рубеже веков на базе современных научных представлений и законодательных актов.

4. Последовательное проведение в материалах линии единс­тва, неразрывности всех вопросов безопасности человека, сос­тавляющих в целом главную проблему перехода от индустриаль­ного к постиндустриальному обществу на основе устойчивости и стабильности.

5. Осуществление взаимосвязи материалов курса ОБЖ с дру­гими предметами при ориентации на системообразующую роль в общем образовании вследствие приоритетности проблем обеспе­чения безопасности человека при переходе цивилизации к пос­тиндустриальному (устойчивому) развитию.

6. Формирование целостного научного мировоззрения учащих­ся по проблемам безопасности человека в 21-ом веке к завер­шению основного общего образования.

7. Переход от "нагрузки на память" к "нагрузке на мышле­ние".

8. Перенос акцента от оказания помощи и спасения на изу­чение закономерностей поведения человека в предсобытийный период, непосредственно перед ЧС.

Структура обновленного курса ОБЖ определяется возрастными особенностями и подготовкой учащихся по другим предметам учебной программы.

Реализация указанных направлений на практике, с одной стороны, сохраняет преемственность традиций российской шко­лы, с другой стороны, отражает требования к образованию на новом этапе развития общества и учитывает социальный заказ на образовательные услуги.

Таким образом, исходя из общих целей образования, а также целей его гуманизации и демократизации, в соответствие с потребностями человека и общества XXI века, основная задача образовательной области "Основы безопасности жизнедеятель­ности" сформировать личность "безопасного типа", представля­ющую тенденцию мировой динамики, знающую основы защиты чело­века, общества, государства, мирового сообщества от совре­менного комплекса опасных факторов и умеющую применить эти знания на практике.


Для отработки вопросов программы подготовки учащихся общеобразовательных учреждений рекомендуется иметь: кабинет “Основ безопасности жизнедея­тельности", лаборантскую комнату для хранения учебного имущества, кабинет, единую полосу препятс­твий для занятий по программе "Школа безопасности".

Кабинет “Основ безопасности жизнедеятельности” предназначен для про­ведения занятий с учащимися по соответствующей программе, а также для проведения кружковой работы во внеурочное время и самостоятельной подготов­ки.

В кабинете рекомендуется иметь:

а) мебель:

- столы для учащихся - 12-15 шт.

- стол преподавателя - 1 шт.-

- стулья - 25-31 шт.

- доска классная - 1 шт.

- книжные шкафы

(стеллажи, полки) - 2 (4) шт.

- тумбочка под телевизор - 1 шт.

б) технические средства обучения

- телевизор - 1 шт.

- DVD плеер - 1 шт.

- диски - 10 шт.

- в/камера - 1 шт.

- экран - 1 шт.

- типовой в/проектор - 1 шт.

в) учебные пособия и литература

В соответствии с программой рекомендуется примерное содержание стендов класса :

1. Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС).

2. ЧС техногенного характера.

3. Карта широкомасштабного мониторинга промышленных предпри­ятий , расположенных на территории региона.

4. ЧС природного характера.

5. Безопасность и защита населения и территорий в ЧС.

6. Безопасность в жилище.

7. Безопасность на транспорте.

8. Экстремальные ситуации социального характера.

9. Противодействие терроризму.

10. Автономное существование в природе.

11. ЧС экологического характера.

12. Основы медицинских знаний.

13. Первая медицинская помощь.

14. "День защиты детей".

15. "Школа безопасности".

16. Безопасность жизнедеятельности в образовательном учрежде­нии.

17. Информационный стенд (новости по проблемам ОБЖ).

Примерное содержание стендов:

Стенд 1. Классификация чрезвычайных ситуаций.

На данном стенде размещается следующая информация:

* общая характеристика ЧС:

- определение ЧС;

- основные причины возникновения;

- статистика;

- характер воздействия на человека;

- региональный компонент;

* основные признаки классификации ЧС невоенного характера;

* типы и виды чрезвычайных событий, инициирующих ЧС;

* классификация ЧС по масштабам распространения и тяжести

последствий.

Стенд 2. ЧС техногенного характера.

На данном стенде размещается следующая информация:

* аварии с выбросом АХОВ:

- определения;

- поражающие факторы;

- меры предупреждения действий и защиты;

* аварии с выбросом радиоактивных веществ;

- определение;

- поражающие факторы;

- меры предупреждения действий и защиты;

* пожары и взрывы:

- определение;

- поражающие факторы;

- прогнозирование

- меры предупреждения действий и защиты;

Стенд 3. Карта широкомасштабного мониторинга промышленных предприятий , расположенных на территории региона.

На данном стенде размещается следующая информация:

- потенциально-опасные промышленные объекты региона;

- состояние радиоактивной и экологической обстановки на тер­ритории региона;

Стенд 4. ЧС природного характера.

На данном стенде размещается следующая информация:

- классификация;

- определения основных ЧС;

- ЧС природного характера, характерные для региона;

- меры предупреждения, прогнозирования и защиты.

Стенд 5. Безопасность и защита населения и территорий в ЧС.

На данном стенде размещается следующая информация:

* нормативно-правовое регулирование;

* РСЧС;

* Гражданская оборона:



- систему гражданской обороны региона;

- сигналы ГО и порядок действия по ним;

- защитные сооружения ГО;

- сущность и этапы эвакуации;

- СИЗ и средства коллективной защиты;

- санитарная обработка людей.



  • Противопожарная подготовка:

  • средства пожаротушения, имеющиеся в образовательном учреждении.

  • порядок действий при возникновении пожара;

Стенд 6. Безопасность в жилище.

На данном стенде размещается следующая информация:

* конструкция современного жилища, особенности его жизнео­беспечения;

* источники и виды опасных факторов современных факторов современных жилищ:

- меры защиты от пожаров;

- меры защиты при нарушении коммунальных систем жизнеобеспе­чения;

- меры защиты при обрушении;

- меры защиты по электробезопасности;

- меры защиты в криминогенных ситуациях;

- технические средства охраны;

* средства бытовой химии:

- перечень средств бытовой химии;

- возможные опасности при нарушении правил пользования ими.

Стенд 7. Безопасность на транспорте.

На данном стенде размещается следующая информация:

* классификация транспортных аварий:

- определения;

- статистика;

* безопасность на общественном транспорте;

* безопасность на автотранспорте;

* безопасность на железнодорожном транспорте;

* безопасность на авиационном транспорте;

* безопасность на водном транспорте;

* пешеходная безопасность.

Стенд 8. Экстремальные ситуации социального характера.

На данном стенде размещается следующая информация:

* город - источник опасности:

* зоны повышенной опасности в городе:

* криминогенная статистика в регионе;

* правила поведения в случае насильственных действий;

* алгоритм противодействия;

* самооборона и её правовая основа:

- оружие самообороны и порядок его применения;

- наиболее уязвимые части человеческого тела.

Стенд 9. Противодействие терроризму.

На данном стенде размещается следующая информация:

* нормативно-правовое регулирование:

- уголовный кодекс;

- ФЗ "О борьбе с терроризмом";

* определение;

* меры по предупреждению и смягчению последствий террористи­ческих актов;

* памятка действий населению при угрозе при совершении тер­рористических актов;

* виды террористических и диверсионных актов;

* способы осуществления террористических и диверсионных ак­тов;

* демаскирующие признаки видов террористических средств.

Стенд 10.Автономное существование человека в природе.

На данном стенде размещается следующая информация:

* понятия об автономном существовании;

* проблемы, связанные с автономным существованием:

- ориентирование;

- смена климато-географических зон;

- резкая смена режимов питания;

* способы добывания огня;

* организация временного жилища;

* таблица сигналов;

* сигнальные средства.

Стенд 11.ЧС экологического характера.

На данном стенде размещается следующая информация:



  • изменение состояния суши, почвы, недр, ландшафта;

* изменение состава и свойств атмосферы (воздушной среды);

* изменение состояния биосферы;

* изменение состояния гидросферы (водной среды);

* основные экологические проблемы региона;

* статистика экологической обстановки региона.

Стенд 12.Основы медицинских знаний.

На данном стенде размещается следующая информация:

* понятие здоровья (определение ВОЗ);

* правила личной гигиены;

* инфекционные заболевания;

* венерические заболевания;

* СПИД;


* иммунитет;

* понятие клинической смерти и реанимации;

* виды ран и общие правила оказания медицинской помощи.

Стенд 13.Первая медицинская помощь.

На данном стенде размещается следующая информация:

* алгоритмы оказания первой медицинской помощи:

- при ранениях, травмах;

- при переломах, вывихах, растяжениях;

- при обморожениях, ожогах, отравлениях;

- техника выполнения прекардиального удара, непрямого масса­жа сердца и искусственной вентиляции легких;

Стенд 14."День защиты детей".

На данном стенде размещается следующая информация:

* общие подходы к методике организации и проведения "Дня за­щиты детей";

* руководящие документы по подготовке и проведению "Дня за­щиты детей";

* вариант плана и приказов по подготовке и проведению "Дня защиты детей";

* вариант проведения "Дня защиты детей".

Стенд 15."Школа безопасности".

На данном стенде размещается следующая информация:

* цели и задачи "Школы безопасности";

* направления деятельности организаций движения "Школа безо­пасности";

* перечень и описание этапов соревнований "Школа безопаснос­ти";

* статистика мероприятий движения "Школа безопасности".

Стенд 16.Безопасность жизнедеятельности в образовательном учреждении.

На данном стенде размещается следующая информация:

* организационно-концептуальная основа курса ОБЖ;

- программное обеспечение курса ОБЖ общеоб­разовательного учреждения.

Стенд 17.

На витринах располагаются свежие новости периодической печа­ти по содержанию стендов (альбомы), а также образцы АХОВ.



2. Городок для практических занятий (рекомендуется)

Городок для практических занятий по изучаемым программам ОБЖ и допризывной подготовки: а также для проведения соревнований “Школа безопасности” и оборудуется на огороженной территории общеобразовательного учреждения.
Каталог: upload -> site28
upload -> Клиническая психология
upload -> Тема: «Психологические особенности этнических стереотипов современной молодежи»
upload -> Психология предрассудка
upload -> Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании
upload -> Конспект лекций Санкт-Петербург 2007 г
site28 -> Развитие российского федерализма в контексте взаимодействия уровней государственной власти
site28 -> Секция 3: «Качество и уровень жизни селян: состояние, проблемы, пути повышения в контексте программ развития территорий»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница