Организатор: Центр женской истории и гендерных исследований



Скачать 41.08 Kb.
Дата01.07.2018
Размер41.08 Kb.

Александра Коллонтай: теория женской эмансипации в
контексте российской гендерной политики”

Международная Научная Конференция, посвященная 130-летию со дня рождения
Тверь, 11 марта 2002 г.
Организатор: Центр женской истории и гендерных исследований

(тверской государственный университет)
В последнее десятилетие наблюдается всплеск интереса к “забытым” отечественным мыслителям и общественным деятелям, чьё творчество относится к началу – первой трети XX века. Однако имя и творчество Александры Коллонтай – одной из виднейших и наиболее значимых деятелей и идеологов российского феминизма – до сих пор не раскрыто в полной мере. Стремление забыть марксистско-ленинское наследие и попытки доказать, что в российской истории феминизма как движения и идеологии не было, ведут к тому, что теоретическая и практическая деятельность А. Коллонтай, признанного теоретика данного движения, в нашей стране сегодня практически не известна. В то время как А. Коллонтай известна больше как “революционер, трибун, дипломат”, её концептуальные наработки в сфере социальных отношений полов долгое время предавались забвению.

Между тем Александра Михайловна Коллонтай - практически единственная авторитетная женщина в руководстве большевистской партии -была одной из немногих, сомневавшихся в легком решении женского вопроса. Сразу после революции Коллонтай, в прошлом известная как активистка партии меньшевиков, становится во главе Народного Комиссариата социального обеспечения, где активно проводит в жизнь большевистскую политику поддержки женщины-работницы. Несмотря на общую поддержку генеральной линии большевистской партии на освобождение женщин через вовлечение их в общественное производство и "повышение культурного уровня", Коллонтай являлась автором довольно оригинальных, феминистских по сути, идей относительно возможностей и препятствий женского освобождения, связанных помимо прочего с особенностями культурных представлений общества о природе "женского." Так, например, по мнению Коллонтай, сложность реализации культурной революции в отношении женщин не ограничивалась лишь необходимостью преодоления их неграмотности, а была связана также со сложным и противоречивым процессом изменения их представлений о самих себе, своих возможностях и ответственности. В таких весьма значимых философско-публицистических работах как “Новая женщина”, “Новая мораль и рабочий класс” и других она рассматривает различные аспекты “женского вопроса”. Согласно Коллонтай, женщины в культурной революции имели особую качественную задачу, которая могла быть реализована только в результате их собственной активности, о чем фактически не упоминалось в выступлениях революционеров-мужчин.

Труды Коллонтай уже давно стали классикой для западной гендерной теории. На встрече с активистами Тверского Центра женской истории и гендерных исследований проф. Гельмут Штайнер, много лет занимающийся в Германии исследованиями, посвященными А.М. Коллонтай, отметил:

"С интересом наблюдаю за расцветом гендерных исследований в России. Поверхностно я познакомился с некоторыми публикациями. Но для меня совершенно непонятно, почему вы не используете ваше русское наследие Коллонтай. За рубежом на ее работы ссылаются значительно чаще. Почему вы не обсуждаете ее позицию, аргументы, мысли – ни положительно, ни отрицательно? Почему вы продолжаете исключать Коллонтай из интеллектуальной и духовной жизни, как это было с 1928 г. во время Сталина?"

Бесспорно, что её проекты и идеи актуальны в современных условиях распространения гендерного и феминистского подходов как в социально-гуманитарном знании, так и в сфере государственного управления. Без её публикаций невозможно представить освещение трансформации гендерной системы в России.

Цель конференции в Твери - актуализировать теоретического наследия Александры Коллонтай сквозь призму современной гендерной теории. Посвященная 130-летию со дня рождения теоретика российского “государственного феминизма”, конференция, в то же время, согласно замыслу её организаторов, не была ограничена рамками “юбилейного мероприятия”. Возвращение в проблемное поле современного гендерного дискурса текстов А. Коллонтай1 должны стать лишь предварением более активного освоения и артикуляции всего массива теоретических наработок по вопросам пола, циркулировавшим в российской мысли XX века. Творчество А.М. Коллонтай видится в данном контексте ключом ко всей указанной проблематике в силу того, что оно не только было концептуально самым “продвинутым”, но и в какой-то мере играло роль катализатора общественной мысли по вопросам представленности “пола” в культуре. Деятельность Коллонтай вызывала не только ожесточенные споры и критические реплики со стороны идеологических противников, но и подвигало её оппонентов к разработке своих концепций равноправного общественного устройства. Тем самым, достижение общей цели проекта – “возвращение” и “гендерная рецепция” творчества А. Коллонтай – имплицирует выполнение ряда взаимосвязанных задач:



  • гендерная ревизия текстов самой Александры Коллонтай с точки зрения возможности включения её наследия в преподавание различных социо-гуманитарных дисциплин высшей школы;

  • определение специфики феминистской традиции в России через её творчество;

  • установление возможных взаимовлияний реальной гендерной политики в условиях советской действительности и концептуальных установок идеолога русского феминизма;

  • артикуляция всех наиболее интересных альтернативных проектов женской эмансипации в России – выявление идеологического контекста творчества А. Коллонтай.


Оргкомитет конференции:

В.И.Успенская

Н.Н.Козлова

С.В.Рассадин



1 Например, через издание к её юбилею сборника наиболее важных и концептуально значимых текстов в виде книги “А. Коллонтай: радикальный проект женской эмансипации. Коллекция текстов” (сост. и ред. В.И. Успенская, грант Института “Открытое общество”, Женская сетевая программа)

Каталог: data -> downloads
downloads -> Введение в политологию
downloads -> А. В. Бородина права женщин: академический дискурс и образовательный процесс 1 Задача
downloads -> Ирина Чикалова И. Арманд и а. Коллонтай: феминизм, коммунизм и женский вопрос в послереволюционной россии
downloads -> Феминистская критика современного социологического знания
downloads -> Н. А суровегина Гендерные проблемы в антропологии Н. А. Бердяева: идеи и философские перспективы
downloads -> В поисках языковой самореализации женщин На материале современного немецкого языка и немецкоязычной женской литературы
downloads -> В. И. Успенская Суфражизм в конце XIX – начале XX века


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница