Организация исследования политической социализации молодежи



Скачать 84.24 Kb.
страница1/3
Дата15.02.2018
Размер84.24 Kb.
  1   2   3

Организация исследования политической социализации молодежи
Маслова И. А.

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Актуальность проблемы исследования процесса политической социализации обусловлена рядом объективных и субъективных обстоятельств. Сегодня наблюдается растущий интерес к проблеме политической социализации молодежи, напрямую связанный с особым, переходным периодом в современной российской истории. Угрозы «цветных» революций, популярность ксенофобских, экстремистско-националистических настроений в молодежной среде, стихийные поиски объединяющей национальной идеи – все это подталкивает политиков и социальных ученых к переключению внимания с политической элиты на реально действующих акторов, к определению их ресурсов, направленности их активности и прогнозу ее последствий.

В сохранении, интеграции и стабилизации любой политической системы политические знания, ценности, установки индивидов имеют, на наш взгляд, одно из главенствующих значений.

Через активное участие личности в политической жизни создаются условия для более полного раскрытия человеческого потенциала, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельном аппарате управления, отделений функций управления от общества.

«Политическим» человек становится через процесс социализации, который осуществляется на протяжении всей жизни. Политическая социализация – это процесс взаимодействия индивида и политической системы, целью которого является адаптация индивида к данной системе, превращение его в гражданина [1]. Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных, социально-психологических характеристик, особенностей социального положения. Общепринятые для российской действительности границы попятим «молодежь» определены в интервале от 14 до 35 лет.

Внутри общего возрастного интервала, определяемого для молодежи, обычно выделяются еще несколько периодов в зависимости от этапа социализации, например, подростковый период, отрочество или юность. Возрастные границы любой социальной группы, конечно, условны, но необходимы для отбора респондентов и математического анализа взаимосвязей.

Современная российская молодежь не являет собой единого целого в том представлении, которое сложилось в отечественной науке ранее. Несмотря на внутреннее расслоение молодежи, исследуемая группа выступает в общественных отношениях как социальная общность, что позволяет рассматривать молодежь в единстве ее объективных и субъективных характеристик как целостность в соотнесении с другими социально-демографическими группами.

В современных условиях студенческая молодежь оказалась одной из социальных общностей, наиболее остро испытывающих негативные последствия кризиса в самых разных сферах, что не только сказывается на индивидуальном положении молодых людей, но и осложняет их включение в активную жизнь общества. При реформировании общественных структур часто не учитываются особые роль и позиции молодежи. Как отмечает В. И. Чупров, «утрата надежных социальных ориентиров, распад традиционных институтов социализации (хотя во многом и не отвечавших современным требованиям, тем не менее, обладавших довольно отлаженным механизмом формирования устойчивых представлений об идеалах, ценностях, нормах, принципах), с одной стороны, повысило личную ответственность молодежи за свою судьбу, поставив перед необходимостью выбора (увы, последний все чаще зависит не от способностей и интересов, но от случайных обстоятельств), а с другой – выявило неготовность большинства включиться в новые общественные отношения» [2].

Это приводит к тому, что в период модернизации существенно меняются содержание, характер процесса социализации молодежи, его средства, методы и формы. Прежде всего, изменяются ценностные ориентации российской молодежи в сторону девальвации традиционных для российского сознания ценностей (труда, патриотизма, общественно-политической активности, знаний), а также низким уровнем политической и правовой культуры современной российской молодежи.

Для решения этой научной задачи могут быть использованы различные подходы. На наш взгляд, интересным представляется выявление роли потребностей, интересов, ценностей в деятельности молодого человека, Для этого используется динамическая теория потребностей, разработанная американским социологом А. Маслоу.

Результаты исследования могут способствовать в решении трех главных противоречий, характеризующих, процесс социализации молодежи, которые проявляются в том, что:



  1. С одной стороны, имеет место настоятельная общественная потребность в политическом развитии личности» Однако, с другой – налицо тормозящая тенденция: отчуждение молодых людей от политических институтов и агентов социализации

  2. Возникновение качественно новых социально-политических структур и отношений, что с одной стороны, создает основу для выбора, различных форм и направлений социальной активности молодежи. С другой стороны, у основной части молодых людей отсутствуют навыки освоения новых подходов и ориентации в политической деятельности, что обусловлено низким уровнем политической культуры, неразвитостью самоуправленческих начал в молодежной среде.

  3. Новая ситуация предоставляет широкие возможности для самоопределения молодежи, самоутверждения, проявления многообразия интересов, что не соответствует низкому уровню активности для достижения собственного социального благополучия, разрешения возникающих проблем.


Каталог: assets -> files -> conf reports -> conf8
conf reports -> Управление инновационными процесами в профессиональной образовательной организации
conf reports -> Интернет- феномен культуры
conf reports -> Религиозность российской молодежи как социальный феномен
conf reports -> Роль туризма в формировании межкультурной компетентности и толерантности
conf reports -> Исследование ценностных ориентаций современной студенческой молодежи
conf8 -> Научно-исследовательская деятельность студентов колледжа как средство формирования молодежной политической культуры


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница