Организационно-педагогические условия социального партнерства как средство социализации учащихся



Скачать 56.25 Kb.
Дата28.01.2018
Размер56.25 Kb.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Н.Б.Городенко
Социальное партнерство является эффективным механизмом демократизации системы образования детей и обновления его сущности, содержания, методов и форм деятельности. Основной сферой, в которой формируется как человеческий, так и социальный капитал, является сфера образования, поэтому именно здесь и должны быть сфокусированы усилия общества и государства.

Социальное партнерство в сфере образования рассматривается как взаимодействие участников образовательного процесса, решающих задачу перевода потенциальных форм системы образования в актуальные, обеспечивая позитивные изменения в образовательной сфере.


Социальное партнерство родительской общественной организации и образовательного учреждения является актуальной педагогической проблемой, так как результативность его реализации существенным образом влияет на качество образования и личностное развитие подрастающего поколения, от которого, в свою очередь, зависит прогресс общества в целом [1].

Социальное партнерство понимается нами как особый вид равноправной совместной деятельности, построенной на доверительном отношении при принятии решений, между субъектами образовательного процесса, характеризующегося общими принципами (таблица 1), целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

Таблица 1.


ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА



приоритетность примирительных методов и процедур в переговорах

обязательность исполнения договоренностей

полномочность представителей сторон




недопустимость ущемления законных интересов прав всех субъектов

регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества и ответственность за принятые обязательства

Именно на принятии и поддержке этих принципов обеспечивается потребность общества в современно образованных, нравственных, предприимчивых гражданах, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, эффективно использовать позитивные способы сотрудничества [2,3].

Итак, партнерство может стать реальным социальным механизмом управления развитием школы посредством последовательного и целенаправленного выполнения договоров о сотрудничестве (таблица 2) [7]

Таблица 2.




Континуум социального партнерства

как социального взаимодействия




третий этап

второй этап

первый этап


определение взаимной полезности посредством осмысления норм, идеалов и целей субъектов

совместная целерациональная деятельность

установка контактов посредством общения и диалога


степень

открытости



степень долговременности

степень добровольности

Надо отметить, что социальное партнерство – не самоцель, а, в первую очередь, средство для развития социальной компетентности учащихся, формирования способности к нравственному выбору, обеспечения их духовного развития.

Механизмами создания партнёрских отношений между школой и сообществом являются: модель деятельности Общественного школьного Фонда, широкое развитие добровольческого движения в решении социально-значимых проблем сообщества, демократизация управления школой и формирование демократической культуры [5].

Если говорить о деятельности Общественного школьного фонда, то на современном этапе он рассматривается пока как Фонд финансовой поддержки школы. Благодаря такой поддержке на протяжении уже многих лет проводится косметический ремонт школьного здания, за последние два года оборудовано видеонаблюдение, которое является огромнейшим подспорьем в организации безопасности учреждения

В настоящее время в школе формируется необходимый теоретический и научно-методический фундамент для разработки и реализации документов стратегического формата по решению проблемы социального партнерства. Серьезным шагом в деле сотрудничества семьи и школы явилось подписание Соглашения о сотрудничестве между родителями и администрацией школы.

Малоэффективные традиционные формы работы с родителями: родительские собрания, индивидуальный вызов родителя в школу, посещение семьи на дому и традиционно пассивная роль родителей в процессе обучения ребенка в образовательном учреждении на протяжении последних лет претерпела значительные изменения благодаря расширению сотрудничества родительской общественности и педагогов [2]. Заметим, что в сейчас значительно повысилась активность участия родителей в общественной жизни не только класса, но и школы. Совершенствуются формы сотрудничества на принципах социального партнерства в работе Совета родительской общественности (дни семьи, разнообразные спортивные мероприятия, в феврале 2012 года впервые проведена конференция отцов, на которой состоялся серьезный разговор о проблемах развития школы; кроме того, проводятся декада отцов, дни матери и отца, родители принимают участие в комиссии по школьному питанию, в подготовке совместного проекта по озеленению пришкольной территории). Но этого, на наш взгляд, недостаточно, хотелось бы видеть родителей в подготовке школы к новому учебному году, а также участвующими в приемке школы, в работе аккредитационной комиссии.

Такая совместная деятельность должна обеспечить повышение роли образовательного учреждения в развитии, обучении и воспитании подрастающего поколения; самоопределение и самореализацию детей и подростков в социальной среде; обновление сущности, содержания, форм и методов образовательной деятельности с учетом социального заказа; привлечения внешних ресурсов и средств обеспечения качественной реализации программ образования; оперативный обмен информационными потоками; позиционирование и создание имиджа учреждения, формирования и повышения педагогической культуры родителей [6].



Мы уверены, что подобный подход позволит выстроить систему взаимодействия общественной организации родителей и образовательного учреждения действительно на основе социального партнерства. Так как родитель и педагог превращаются в единомышленников, исчезает страх родителей перед школой и повышается родительская педагогическая культура и общественная активность. Это в свою очередь служит примером активной гражданской позиции для детей, ведь успешнее всего дети учатся на примере своих родителей. И все это вместе взятое позволит сформировать у учащихся представление о сущности социальных ролей: настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством; настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям [4].
Литература:

  1. Бестужев – Лада И.В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

  2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография. – Волгоград, 2001.

  3. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. – М.: Знание, 1981.

  4. Городенко Н.Б. Программа воспитания и социализации учащихся, 2011

  5. Дьюи Дж. Демократия и образование. Пер. с англ. Ю.И. Турчаниной и др. – М.: Педагогика, 2000.

  6. Мануйлов Ю.С. Воспитание средой: Сборник статей. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003.

  7. Михеев В. А. Основы социального партнерства: теория и политика. – М., 2001.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Психология предрассудка
2013 -> Книга в других форматах Бергер П., Лукман т социальное конструирование реальности
2013 -> Рабочая программа психология общения по специальности 030301 (020400) Психология Калининград 2010г
2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
2013 -> Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 «психология» калининград 2010
2013 -> Макаров В. В., Макарова Г. А
2013 -> Напутствие
2013 -> В современных условиях рыночной экономики имущество, которое может принадлежать гражданину на праве собственности, не ограничено ни по составу, ни по количеству, ни по стоимости


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница