Организационные вопросы



страница1/49
Дата17.03.2018
Размер1.79 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

Философия.

Никитин Владислав Евгеньевич




Литература: 4.09.99




  1. Б.Рассел “История западной философии”

  2. Реале Д., Антисери Д. “Западная философия от истоков до наших дней” т.1-4

  3. “История философии: Запад – Россия – Восток” т.1-4 МГУ

  4. Лосский Н.О. “История русской философии”

  5. Замалеев А.Ф. “Лекции по истории русской философии”

  6. Андре Боннар “Греческая цивилизация”

Организационные вопросы:

Экзамен по этому годовому курсу = вступительный в аспирантуру. Он принимается, но не оформляется! Проводится в конце мая.

Гущинская философия не является вступительной в аспирантуру.



Программа:

  1. История философии.

  2. Проблемы современной философии.



История философии.
§1. Что такое философия?
Ставит вопрос известный математик, логик, философ Бертран Рассел.


“История западной философии” 2 тома



Рассел: Существует три основных способа миропонимания:

  1. Наука;

  2. Теология (религия);

  3. Ф
    илософия.

“Философия – есть ничья земля, на которую, таким образом, претендуют в определенной степени как Религия так и Наука”.

Философия имеет свою особенность, свою специфику, что не позволяет Религии и Науке полностью занять эту ничейную землю.

Философия сообщает человеку то, что в принципе не могут сообщить ни Религия, ни Наука.


/* Все проблемы, над которыми бьется Философия, могут быть решены (в скором будущем) Наукой. */
Сравнительный анализ Философии и Науки:

Что их объединяет, и что их принципиально разъединяет?



Объединяет:

  1. Философия и Наука обе апеллируют (обращаются) в своей деятельности, прежде всего, к разуму и логике (рациональности), опираются, прежде всего, на разум и логику.

  2. Философия и Наука имеют определенные, строгие методы исследования.

Разъединяет:

  1. Основная цель Науки – познание вещей так, как они существуют в действительности, т.е. независимо от нашего сознания. Наука сознательно выносит сознание исследователя за скобки научного познания (субъективный фактор).

Задача Философии принципиально иная, а именно, основным предметом философского мышления (познания) являются не вещи, как они существуют в самой природе, а мышление, в котором эти вещи отражаются. Философия не является наукой в строгом смысле слова наука.
Специфика философских проблем

В отличие от проблем, которые решает Наука, основные фундаментальные проблемы Философии не имеют абсолютных окончательных решений. Например: проблема бытия в целом, проблема свободы, проблема человека.



Сравнительный анализ Философии и Религии:
Что их объединяет, и что их принципиально разъединяет?

Объединяет:

  1. Философию и Религию объединяет интерес к наиболее фундаментальным проблемам мира и человеческого существования.

Разъединяет:

  1. Философия при решении этих проблем апеллирует (обращается) к разуму, Религия – к вере.

Сенека (римский философ)



Основные проблемы (вопросы) Философии.

  1. Что такое человек? (автор – И. Кант)

Не в биологии, не в природном смысле, а как духовное, сознательное существо.

Кант выделяет 3 вопроса:

А) Что я могу знать? (проблема познания)

Б) Что я должен делать? (практическая философия)




С) На что я могу надеяться?



  1. Как устроено человеческое познание?

  2. Что такое мир и каково место человека в нем?

  3. Что такое история и исторический процесс?

  4. Проблема человеческой свободы.

. . .

§2. Философия “теоретическая” и “практическая”.


Существует философия систематическая (Философия Платона, Аристотеля, Гегеля, Хайдеггера). Существует философия “практическая”, реализующая себя как духовный поиск человека. “Практическая” философия может привести к “теоретической”, но редко.

У Наташи: Существует философия систем (будем говорить об этих системах как фил. Платона, Аристотеля, Гегеля, Хайдегера) и/или одновременно существует практическая философия ...

Специфика философского мышления всегда состоит в некотором отступление или отлете от реальной действительности.
“Чтобы практически начать философствовать, надо споткнуться о бытие”.

Философия начинается вне суеты бытия. Т.к. практическая философия очень близка и доступна каждому, кажется, что философию можно постичь исходя из здравого смысла (что это нехитрое дело).


Античная философия.
Античность – 15в. до н.э. – 5в. до н.э. [У Наташи: 5в. н.э.]

(падение Римской империи)

Развитие материальных и духовных культур происходит с различной скоростью.


Андре Боннар “Греческая цивилизация”


§3. Возникновение античной философии или от мифа к логосу.


Античная философия возникает из античной мифологии.

Мифология является определенной ступенью в историческом развитии человеческой культуры в целом. Ни одна человеческая культура не миновала этого этапа. Мифология существовала на разных уровнях. Мифология существовала и существует во всех цивилизациях.

Мифология Древней Греции формировалась под влиянием восточной мифологии.

Мифология как тотальное целое.

Кроме мифологии никаких способов миропонимания не существовало. В этот период времени мифология является единственным способом познания мира. Затем из мифологии появилось искусство, религия, наука и философия.
Миф (греч. = “мифос”) – рассказ; предание, не имеющее автора.

Миф является в целом продуктом вымысла, но этот предмет вымысла (результат) определяет характер человеческой жизни, характер культуры.


Литература:
Вундт В. “Миф и религия” (психологический подход)

Тейлор Эд. “Первобытная культура” (миф как элемент культуры)

Лосев А.Ф. “Диалектика мифа”
Мифологическое сознание имеет свою определенную структуру, состоящую из 3 блоков:


  1. Мифологическое знание

  2. Мифологический вымысел

  3. Мифологическая вера



  1. Любой миф опирается на знание о некоторых событиях, которые имели место в прошлом, которые определяют наше настоящее и будущее. Эти события вновь и вновь воспроизводятся, их нужно знать.

Мифологические знания ≠ знанию научному (рациональному).

Мифологическое знание носит чисто чувственный, эмоциональный характер, оно формируется в процессе живой передачи информации мифа.



  1. Мифологический вымысел – это незаурядное искажение действительности. Основой мифологического вымысла является одухотворение природы за счет вынесения состояния собственной души (ужаса, страха, любви) во вне, т.е. состояния души человека приписываются состояниям природы. Так возникают античные боги.

  2. Сказка = вымысел + знание при отсутствии веры в реальность описываемых событий.

[У Наташи: Сказка – это миф при отсутствии веры, а миф – это сказка, в которую верят. Появляется мифологическая вера.]
При наличии мифологической веры миф становится структурой, которая формирует и направляет человеческую жизнь.

[У Наташи: Если в сказку верят, то она теряет свою условность. Миф, таким образом, становится той понятийной структурой, которая доминирует и направляет человеческую жизнь.]


Миф живет за счет особенных ритуалов, во время которых происходит ретрансляция мифа.

Творцом современной мифологии является СМИ.

Миф – естественная компонента нашего сознания, часть нашей культуры. Мифологическое сознание тотально. “Дикарь знает все.” В мифологии все решено. Нет проблем. Мифологическое мышление объясняет все. Тогда почему же из мифологии возникает наука?

Причина перехода от мышления беспроблемного (мифологического) к проблемному:

Разрушение тотальности мифа происходит в двух направлениях. Период от 10в. до н.э. [предположительное время жизни Гомера] и до 8в. до н.э. [ Гесиод (поэт) “Труды и дни”] .

Гомер и Гесиод записали мифы -> миф = текст, его можно анализировать, критиковать -> начало рационального мышления.

Гомер и Гесиод остановили мифы.

[У Наташи:

Гений Гомера и Гесиода состоит в том, что они записали существующий мир. Это первая трещина в тотальном мифологическом сознании. Когда мир становится текстом, он есть внешний, посторонний предмет анализа.

Устный миф – элемент внутреннего сознания. Гомер и Гесиод остановили мифы. Они стали как устное творчество, как ритуал. Стали появляться странности, проблемы в ткани мифологического предмета.]

1ая причина: Миф становится текстом. Основные действующие лица мифов: боги и герои. Боги = бессмертные.

2ая причина: Комплекс неполноценности по отношению к богам, проблема бессмертия, смысла существования человека, экзистенциальная проблема.
Возник вопрос: Если жизнь конечна, то в чем ее смысл?
ПЕРВЫЙ ПУТЬ к бессмертию – путь природного начала, воспроизведение природы, культ возрождения человека.


  • В чем видим бессмертие человека?

  • В постоянной воспроизводительности жизни. Весной все возрождается, зимой – умирает. Культ возрождения жизни (Деметра, Дионис, Римские вакханалии). Любовь – таинство становится культом.

ВТОРОЙ ПУТЬ – путь духовного начала.

Здесь с пренебрежением относятся к природным культам. Основа всего существующего – духовное начало, душа бессмертна. Все материально, а душа вечна, она – частица космоса (Пифагор). Прослеживается в культе Аполлона, певца Орфея.

Затем этот культ находит свое теоретическое продолжение у Пифагора.




Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница