Организационная культура



Скачать 95.24 Kb.
страница1/3
Дата10.04.2018
Размер95.24 Kb.
ТипДоклад
  1   2   3

Чухвистова Е.Е. (г. Саратов)

ВНУТРЕННИЕ КОММУНИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Адрес для обсуждения доклада: http://vk.com/topic-78986453_30922996

«Работая в корпорации IBM, одно

я понял точно - культура это все!»

Луис В. Герстнер, генеральный

директор корпорации IBM
За последние несколько десятилетий, феномену «организационная культура» стало уделяться много внимания в литературе по менеджменту, бизнесу и социологии.1 Организационная культура все в большей степени стала рассматриваться в качестве ценного ресурса, который можно использовать как инструмент увеличения показателя производительной деятельности организации. Культура любой организации влияет на ее бесчисленные решения и действия. Основополагающие идеи, ценности, поведение и верования организации формируют мышление сотрудников, их чувства и деятельность, зачастую бессознательно. Вследствие этого, понимание того, что есть «организационная культура» является фундаментальным при описании и анализировании данного организационного феномена. Некоторые считают, что культура является «клеем», благодаря которому организация держится вместе, для других она является «компасом», указывающим направление.2

Первые исследования, посвященные изучению организаций относительно феномена культуры, начались уже в 1930-ые года. Конечный этап знаменитого Хоторнского эксперимента (Hawthorne study), проводившегося в компании «Western Electric Company», обозначил первую систематическую попытку использования концепции «культура» с целью исследования корреляции между физическими условиями работы и производительностью труда.1 Несмотря на сделанный шаг по направлению применения качественных методов исследования, степень исследований оставался неудовлетворительным, и понимание того, что есть организационная культура, оставалось достаточно примитивным в течение последующих десятилетий. Большинство исследований прошлого века, посвященных феномену «организационная культура», проводились учеными, занятых в сфере количественной психологии и социологии. В 1970-ые года исследователи стали более открыто и решительно применять многие теории и методы антропологии.

Конец прошлого века ознаменовался резким ростом интереса к феномену «организационная культура». Такой интерес был вызван экономическими условиями 1970-ых годов, а именно повышением уровня международной конкуренции. Многие зарубежные компании стали вести свою деятельность в Соединенных Штатах. Успех японских компаний в различных отраслях вызвал любопытство исследователей в плане зависимости успеха организации на рынке от ее корпоративных ценностей, отношений и поведения. В 1982 году бизнес-консультанты Томас Питерс и Роберт Уотерман выпустили книгу «В поисках совершенства» (основанную на проведенных исследованиях 43 успешных американских компаний), в которой заявили, что деятельность организации, в которой присутствует сильная корпоративная культура, является более эффективной, нежели деятельность организации, в которой она слабая. Была предложена идея, что корпоративная культура является ценным ресурсом, которым можно управлять в целях улучшения деятельности организации.2 С 1980-ых годов количество ученых и прикладных исследований организационной культуры резко увеличилось.

В отечественной науке и практике интерес к феномену «организационная культура» начинает проявляться лишь в конце XX века после периода перестройки. Главным образом, изучение организационной культуры сводилось к попытке применения (подстраивания под отечественный менталитет) зарубежных моделей управления в отечественных организациях.

Даже на сегодняшний день степень интереса к изучению организационной культуры не уменьшается и продолжает влиять на взаимоотношения между организациями, сотрудниками и рабочим местом, несмотря на произошедшие изменения в сфере обработки данных, организации производства, ценностей, образа жизни, демографии и других изменений социального, экономического и технологического укладов.1

За время изучения организационной культуры накопилось большое множество определений данного феномена; даже сегодня это число постоянно увеличивается. Уотсон подчеркивает, что концепция понятия «культура» происходит от метафоры: организация представляет собой «что-то окультуренное».2 Несколько десятилетий назад большинство ученых и экспертов, изучая организации, утверждали, что культура – это климат и практика, которые организация разрабатывает среди своих сотрудников; или продвижение ценностей и верований организации.3 Отечественный автор-исследователь организационной культуры В.А. Спивак дал более полное определение; он считает, что «организационная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды».1

Стоит отметить, что многие авторы отождествляют понятия «организационная культура» и «корпоративная культура» (Т. Дил, А. Кеннеди, В. Шейн, Р. Куинн, К. Камерон, О.С. Виханский, С.В. Иванова, Л.В. Карташова, Е.Д. Малинин, В.А. Спивак и т.д.), другие же, наоборот, их разделяют (Й. Масуда, А. Тоффлер, О.Н. Антипина, В.Л. Иноземцев, А.Э. Капитонов и т.д.); либо в некоторых случаях один феномен доминирует над другим, тогда как второй является всего лишь его составной частью (Ю.Д. Красовский, Б.З. Мильнер, Е.Г. Молл, В.В. Щербина, А.И. Пригожин и т.д.).2

Эксперты сходятся во мнении, что целью организационной культуры является развитие внутренней среды, которая способствует эффективному выполнению работы сотрудниками. Однако корпоративная культура будет релевантна только при условии, что она не противоречит миссии, видению, стратегии, целям и внешней среде организации.

Несмотря на неоднозначность трактовки понятия организационной культуры, зачастую она основана на четких идентифицирующих признаках:


  1. Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2014
    2014 -> Теоретические основы изучения внутрикорпоративных коммуникаций
    2014 -> На заседании Ученого Совета философского факультета
    2014 -> Анализ рисков пространственных структур социального в глобальном информационном обществе
    2014 -> Материалы международной научно-практической конференции дыльновские чтения «повседневная жизнь россиян: социологический дизайн»
    2014 -> Лозовская П. Д. (г. Саратов) Социальная ответственность как pr-инструмент современной организации
    2014 -> Утверждено на заседании Ученого совета философского факультета
    2014 -> 1. Цель вступительного экзамена – выявить уровень базовых социологических знаний о структуре, институтах, процессах современного общества и теоретико-методологических принципах его исследования
    2014 -> Межкультурная коммуникация в глобальном информационном пространстве
    2014 -> Темы контрольных работ


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница