Организационная культура или что создает лицо организации



Скачать 39.24 Kb.
Дата09.04.2018
Размер39.24 Kb.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ИЛИ ЧТО СОЗДАЕТ ЛИЦО ОРГАНИЗАЦИИ

Плескачева Наталья Михайловна, ИБМТ БГУ, plesk30@tut.by



Практически каждая организация имет «свое лицо». Существует много подходов к выделению различных атрибутов, характеризующих разные виды культуры как на макро-, так и на микроуровне. Harris P.R., Moran R.T., например, рассматривают организационную культуру по следующим характеристикам:

  • осознание себя и своего места в организации;

  • коммуникационная система и язык общения;

  • внешний вид, одежда и представление себя на работе;

  • привычки и традиции;

  • осознание времени, отношение к нему и его использование;

  • взаимоотношения между людьми;

  • ценности и нормы;

  • вера во что-то или расположение к чему-то;

  • процесс развития работника и научение;

  • трудовая этика и мотивирование.

Именно работа с этими характеристиками позволяет обеспечить формирование организационной культуры в процессе управления персоналом. А организационная культура характеризует поведение членов организации, способы решения ими проблем, отношение к внешним воздействиям. Т.е. можно сказать, что организационная культура представляет собой как набор представлений о способах деятельности, нормах поведения, сознательно или бессознательно разделяемых большинством членов организации, так и набор привычек, писанных и неписанных правил, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем и др. Организационная культура формируется в процессе развития самой организации, при этом она закрепляет и передает только эффективные образцы и модели поведения людей, групп и самой организации во внешней среде. Знание и значение организационных культур позволяет определить как «подводные камни» во взаимодействии, так и возможную эффективность предстоящего общения. Определить тип организационной культуры – значит объяснить и предсказать особенности поведения организации в целом и ее членов в частности. В отечественной литературе предлагаются следующие диагностические показатели типов организационных культур:

  • внешний вид предприятия, его расположение, дизайн интерьера (организации, заботящиеся о собственном имидже, выбирают престижные районы, элитные здания; те, кто ценит время и деньги, выбирают районы с развитой инфраструктурой, выстраивают помещения по принципу простоты и комфорта);

  • степень удобства рабочих мест (показывает насколько руководство заботится о своих сотрудниках и заинтересовано в них);

  • организация питания (раздельное питание руководства и сотрудников является показателем строгой иерархии и субординации в организации; высокая степень демократичности организации питания свидетельствует о демократичности организации в целом);

  • фирменный стиль документооборота (бюрократизированные структуры отличаются высокими требованиями к документам и системе документооборота; организации, для которых приоритетен результат, стремятся сократить затраты на процесс документооборота);

  • внешние знаки отличия (организации, в которых поощряется конкуренция между сотрудниками, наделяются внешними символами, позволяющими выделить наиболее успешных сотрудников, в организациях, где подчеркивается дистанция между руководителем и подчиненными, часто прописываются необходимые атрибуты во внешнем облике (одежде) руководства);

  • система коммуникаций (в бюрократической организации строго определена система коммуникаций, в демократической организации не существует ранговой системы коммуникаций);

  • подчеркнуто-этикетные нормы (присущи закрытым организациям, доступ в которые определяется знанием заведенных правил).

Часто в литературе можно встретить понятие корпоратиная культура как синоним организационной культуры. В чем различия этих понятий? Корпоративная культура, в отличие от организационной, охватывает и личную жизнь членов организации, регламентируя активность сотрудников и в свободное от работы время. Корифеи бизнеса, усмотрев конкурентное преимущество у фирм, уделяющих внимание персоналу, стимулировали повышение отдачи сил работников в пользу организации. Западные социологические исследования показали, что повышение оплаты труда после определенного ее уровня не приносит желаемых результатов. Эксперименты Э. Мэйо показали, что внимание руководства к работникам является мотивирующим фактором к повышению их производительности труда. А А. Файоль утверждал, что укрепление и поддержание корпоративного духа – является одним из базовых принципов управления организацией. Таким образом, можно отметить, что корпоративная культура тиражирует «удобный» образ жизни для всех членов организации. Например, склонностью японцев к корпоративной культуре можно во многом объяснить их «экономическое чудо». О наличии корпоративного духа в организации могут свидетельствовать следующие признаки:

  • детальная регламентация внешнего вида сотрудников;

  • частые корпоративные мероприятия, которые рекомендуется посещать;

  • пропаганда внутрикорпоративных браков;

  • обеспечение разнообразного досуга во время выходных, в том числе с участием членов семьи;

  • поощрение «модных» видов досуга внутри корпорации.

Таким образом, организационная культура представляет собой существующие представления об организации, ее миссии, ценностях и стратегии развития, реализуемые в процессах и моделях, представлениях об успешности деятельности организации, специфике менеджмента, лидерства и образе жизни. А «лицом» этого процесса могут быть обычные явления и факты жизни, которые являются диагностическими показателями. Знание которых поможет выстроить правильную стратегию взаимодействия с той или иной организацией.
Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Методы научного познания
123456789 -> Ввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввв
123456789 -> Учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
123456789 -> Национальная идентичность в социально-конструктивистской перспективе а. Л. Ластовский
123456789 -> Методические рекомендации для студентов факультета «Социальный менеджмент»
123456789 -> Средств массовой информации
123456789 -> Конфликт разума и чувств в комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница