Ораторское искусство



страница1/9
Дата09.07.2018
Размер1.13 Mb.
ТипЛекции
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Ораторское искусство. Лекции.
Тема 1. Предмет и функции ораторского искусства

В научной литературе понятия «риторика», «красноречие», «мастерство публичного выступления», «ораторское искусство» нередко используются как родственные. И это позволяет нам называть их идентичными, синонимами. «Риторика» (от греч. rheto­ri­kе) — ораторское искусство. В древности благодаря своему влиянию на образование юношества, общественную жизнь и на различные формы литературы риторика функционировала как предшественница педагогики и соперница философии. Последняя часто выступала в форме риторики. Риторика, возникшая, очевидно, на Сицилии, была приведена в стройную систему софистами. Известно о существовании учебника по риторике софиста Горгия, против которого выступал Платон, не соглашаясь с ним в понимании риторики. Аристотель занимался риторикой с логической, а также с политической точки зрения и оставил сочинение на эту тему. Стоики также уделяли внимание риторике, занявшей, наконец, прочное место в учебных планах высшей школы и существовавшей в качестве специальной дисциплины вплоть до XIX века. Последний расцвет античная риторика пережила в так называемой второй софистике, примерно в начале II века»*.

Между тем, не вызывает принципиальных возражений и позиция сторонников дифференцировать указанные выше понятия, поскольку в определенном контексте она оправдана и необходима. Разделяет ее, в частности, отечественная философская классика, которая последовательно проводит различие между искусством слова (красноречием, мастерством публичного выступления), реальной его практикой (ораторским искусством) и системой знаний и теорий о нем (риторикой).

Нужно признать, что термины, о которых идет речь, за свою многовековую историю никогда не имели однозначного толкования. Мы можем лишь констатировать, что ораторское искусство — это искусство практического словесного взаимодействия, предоставляющее нам возможность мастерски использовать слово как инструмент мысли и убеждения. Поле риторической деятельности не знает границ. Как построить свою лекцию преподавателю? Каким образом убедить электорат проголосовать за того или иного кандидата? Как вести научную дискуссию? Как выступить в зале суда? Какие слова использовать для признания в любви? На эти и на многие другие вопросы помогает ответить риторика, знание которой, в свою очередь, формирует основы ораторского искусства как важной социальной и духовно-нравственной деятельности личности и общества.

В истории понимание предмета риторики, ее функций, внутреннего строения и соотношения с другими областями знаний и компонентами человеческой культуры не раз претерпевало существенные изменения. В частности, при попытке установить предмет риторики мы вынуждены считаться с тем фактом, что за две с половиной тысячи лет ее существования для его определения использовались сотни формулировок; их принято сводить, по меньшей мере, в три группы определений.

Первая, условно называемая классической, или греческой, трактует риторику как «искусство убеждения» (центральное понятие у таких философов, как Платон и Аристотель).

Вторая группа определений в большей степени связана с культурными традициями Древнего Рима. Наиболее определенная формулировка дана здесь Квинтилианом: риторика — это «искусство говорить хорошо» («ars bene dicendi»). С этого периода в риторике последовательно усиливается интерес к литературно-языковому компоненту текста и формируется тенденция, позднее послужившая одной из основных причин кризиса античной риторики.

Третья группа определений, характерная для средних веков и начала периода Возрождения, трактует риторику как «искусство украшения» («ars ornandi»). Возникновение указанной группы, по сути дела, является закономерным итогом второй тенденции — тенденции к усилению эстетической составляющей речи — и объективно ведет к распаду единства содержания логоса (мысли) и его выражения (языка).

Не имея возможности подробно и всесторонне охарактеризовать здесь указанные группы определений*, обратим внимание на то, что их сближает и одновременно с этим характеризует риторику как удивительный социокультурный феномен. Риторика античности, как и риторика последующих эпох — это совокупность разного рода философских, художественных и смысложизненных устремлений глубоко мыслящих и глубоко чувствующих, выдающихся в сфере своей профессиональной деятельности людей, образующая систему ценностей той или иной исторической эпохи. Вот почему риторика — неотъемлемая часть культуры. Более того, считая речь первичной данностью, прежде всего гуманитарной культуры, можно утверждать, что она является нормой ее существования в культуре. Следовательно, одной из ключевых функций риторики является пополнение культурного достояния личности и социума, утверждение идей и представлений, которые конкретное историческое сообщество считает достойными для изучения и применения.

Вторая функция риторики наиболее характерна для современного общества, в котором особенно велика включенность устной речи в средства массовой информации. Риторическую науку интересуют факторы речевого воздействия, поиск аргументации, психология аудитории, «помехи», препятствующие целевому воздействию на аудиторию. Одновременно с этим реализуется еще одна функция риторики — быть посредником между людьми, налаживать их взаимопонимание, сохраняя культурную составляющую речи.

Иными словами, речь идет об информативной и убеждающей функциях риторики. Сущность информативной функции заключается в том, чтобы повысить общую информированость аудитории, способствовать «переходу от максимальной до минимальной энтропии, от неопределенности к определенности представления о предмете речи»*. Повышение информационной компоненты публичной речи — не просто познавательный, а глубоко социокультурный процесс, характеризующий современное состояние общества. Цель же убеждающей функции риторики — воздействие на взгляды, мнения, установки аудитории. В результате реализации данной функции укрепляются основания веры в старые или формируются качественно новые установки и тем самым происходит внутриличностная перестройка мотивов деятельности. Индивид, подвергшийся влиянию устной речи, либо активнее начинает бороться за прежние убеждения, либо получает импульс для деятельности в конкретной области общественных отношений.

При всей очевидности выделения указанных функций риторики, думается, можно выделить и такие, как идеологическая, воспитательная, педагогико-просветительская и другие.

В частности, что касается педагогико-просветительской функции риторики, ее необычайно точно выразил А. Чехов, который писал: «И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры… Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государства, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами»**. Одновременно с этим ораторское искусство в своих лучших образцах всегда составляло и составляет единство мысли и слова. Риторика — это форма публичного мышления, определенный творческий процесс мыслей и чувств, осуществляемый прежде всего посредством слова, адресованного слушателям. Она формирует потребность в осмысленном отношении к речи. А если говорить о культурном росте отдельного человека, то влияние риторики здесь ни у кого не вызывает сомнений.

Речь оратора передает его личность, индивидуальность, духовность, его связь с социально-политической, культурной жизнью общества. Всесторонний анализ речей ярких ораторов показывает нам глубину и оригинальность их идей, многообразие используемых ими жанров и тематики, которые, в свою очередь, отражают круг их интересов, логику развития их мысли, языково-композиционные особенности их речи.

Сейчас многие выступают публично, читают лекции, проводят беседы. Речевая активность людей значительно возросла. Вместе с тем актуальность указанной темы умножается тем прискорбным фактом, что в нашем общественном бытии — в повседневном общении людей, в науке, педагогике, в системе образования в целом, в общественно-политической деятельности, в сфере юриспруденции и т.п. — мы наблюдаем устойчивую, набирающую с каждым годом все большее ускорение тенденцию к снижению уровня речевой культуры: огрубление языка, утрату его образной красоты и силы, исчезновение вежливых оборотов, засорение словесным мусором и чуждой терминологией. Эти явления опасны уже тем, что являются первым признаком духовного обнищания социума. С другой стороны, косноязычие свидетельствует о слабости либо полном отсутствии самостоятельной работы мысли. Можно констатировать, что разговоры о духовном возрождении российского общества останутся бесплодными до тех пор, пока не начнется возрождение его речевой культуры. И для этого, безусловно, необходимо изучать теорию ораторского искусства, анализировать речи выдающихся ораторов, переносить теоретические знания в собственную практику.

Еще древнегреческий мыслитель Платон подчеркивал, что риторика, как и всякое подлинное искусство, есть творческая деятельность, которая требует тщательной и всесторонней подготовки. Эта подготовка начинается с изучения разделов соответствующей науки. Составными частями (разделами) ораторского искусства являются инвенция (определение темы речи), диспозиция (распределение «материала» речи), мемориэлокуция (придание речи необходимого стиля, ее запоминание) и непосредственное выступление. Указанные разделы риторической науки пришли к нам из глубокой древности. Образуя классический канон, они не утратили значимости и актуальности до сих пор, хотя в современной литературе они не всегда выделены столь четко*.

Хорошему оратору необходимо много работать над личным самосовершенствованием и своими речами. По мнению Платона, оратор должен проходить особую школу ораторского искусства, которая научила бы его правильно, соразмерно и эффективно сочинять речи. А римский юрист, государственный деятель и величайший оратор, написавший немало работ по риторике, Марк Туллий Цицерон важнейшими условиями для формирования настоящего оратора считал не только природное дарование, но и, что самое главное, изучение ораторского искусства (теории) и упражнений (практики). Поскольку теория красноречия — важное философско-психологическое учение, отмечал Цицерон, оно требует к себе самого серьезного отношения.

В прикладном аспекте риторическое наследие, да и само ораторское искусство чрезвычайно многообразны. От античности до настоящего времени совершенствуется «технология» этого искусства, в необозримом количестве риторических трактатов содержатся секреты, способные выявить богатые возможности, скрытые в речевом поведении человека. В этой связи классическое деление речей на судебные, совещательные и показательные может быть рассмотрено применительно к разным сферам, чтобы по достоинству оценить возможности частных риторик в судебной, политической, академической, общественно-политической, духовной, бытовой и прочих сферах красноречия.

Особую роль играет ораторское искусство в профессиональной деятельности юриста. В данном случае необходимо отметить, что в некоторых вузах читаются специальные курсы, посвященные профессиональной деятельности и профессиональной речи юриста**. Юрист — это не только человек с юридическим образованием, правовед. Это практический деятель в области права, реализующий высокую миссию закона в целях достижения должного правопорядка. Будучи венцом, итоговым результатом действия права, последний как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области правовой надстройки (право — законность — правопорядок), где, собственно, правопорядок есть «реальное, полное и последовательное осуществление всех требований законности, идеалов и принципов права, правового государства, прежде всего реальное и полное обеспечение прав человека»*. Пересечение риторики и сферы правового регулирования общественных отношений также многообразно. Еще древние мыслители справедливо считали, что красноречие истинного оратора должно служить высоким и благородным целям борьбы за общее преуспевание, за настоящую справедливость и подлинную законность, за созидательную деятельность. Они видели в юристе-ораторе человека-гражданина, искусно владеющего словом, все подчинившего общественной миссии, соединяющего в себе глубокое знание законов, исключительную честность, неподкупность, благородную мудрость, патриотизм, высокую культуру.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница