Оптимизация мышления в процессе обучения



страница1/4
Дата18.08.2018
Размер473 Kb.
ТипЛекции
  1   2   3   4

Классификация визуальной наглядности

  1. Механизмы переработки информации

  2. Классификации наглядности


1. Механизмы переработки информации

Концепция многомерного отображения действительности базируется на постулате о том, что процессы мышления могут формироваться как стихийно, так и управляемо в процессе образования. Об этом мы говорили на первой лекции. Картина мира воспринимается органами чувств, но для глубокого и всестороннего познания предметов этого недостаточно, поскольку в такой картине есть факты, объекты, предметы, но не выявлены различные связи предметов и скрытые от глаза причинно-следственные изменения. Для проникновения в незримые сущности необходимо абстрактно-логическое мышление. Интеллект формируется только тогда, когда человек приобретает способность отражать действительность, оценивать её и планировать во внутреннем плане, то есть первое контактное взаимодействие с объектами происходит во внешнем плане (например, освоение счета на палочках), а затем переносится во внутренний. Как правило во внутреннем плане формируются так называемые когнитивные схемы (мы о них то же говорили в первой лекции), которые придают структуру обволакивающему их информационному полю. Образы-модели замещают и дополняют первичный материальный внешний план, а сенсорные образы поддерживают процессы запоминания и переработки знаний.

Правое полушарие обеспечивает целостное восприятие внешнего мира, а левое преимущественно управляет речью и связанными с ней процессами. Правое полушарие развертывает и формирует образы-модели объектов и их признаков, а левое полушарие находит в них место конкретным воспринимаемым объектам и признакам. Традиционная наглядность иллюстрирует объект, но не поддерживает процесс переработки информации, следовательно, не задействует оба полушария нашего мозга. Между тем успехи в области искусственного интеллекта связаны с использованием ресурсов обоих полушарий, особенно с распознаванием и толкованием метафор, смысловых ассоциаций.

Если в процессе познания используются образно-понятийные средства, то возможен синтез качественно новых решений. Оперирование вербально-логическими средствами (любыми средствами когнитивной визуализации) позволяет достичь огромного обобщения явлений и процессов и использовать интеллектуальный ресурс в полной мере. Функции системной наглядности представлены на рис. 1



Рисунок 1- Функции системной наглядности


Процесс переработки информации с применением когнитивно-визуальных средств базируется на двух основах:

  • антропологические особенности переработки информации;

  • социокультурные основания, которые предопределяют три формы и, следовательно, три этапа образовательного процесса.

Антропологические особенности переработки информации

Эволюция механизмов мышления человека шла от биологических механизмов отражения знаний (чувственно-образных) к вербально-логическим формам отражения (вторая сигнальная система). Однако современный человек прижизненно формирует условную «третью сигнальную систему», которая оперирует моделями, формами, суббмоделями (рис. 2)




Рисунок 2 – Эволюция механизмов отражения человека

Вслед за (или вместе с ней) эволюцией системы отражения знаний человека шла эволюция механизмов мышления, что и обеспечило в итоге учебно-познавательное восхождение человека (рис. 3).


Рисунок 3 – Эволюция механизмов мышления человека

ЛОМ – логико-образная модель; ЛСМ – логико-смысловая модель;

ЛЗМ – логико-знаковая модель


Эта антропологическая эволюция мышления шла параллельно с социокультурным развитием человека, что и предопределило три формы и три этапа образовательного процесса (рис.4)

Рисунок 4 – Социокультурные основания образовательного процесса

Во все времена человек осваивал мир через три сферы деятельности: науку, искусство и мораль. В каждой сфере человеку была необхо­дима соответствующая ведущая способность, сумма которых представ­ляет собой инвариантный набор базовых способностей образованного человека. Данный набор должен по-возможности гармонично развиваться современным общим образованием, при получении профессио­нального образования одна из них становится ведущей, а остальные -поддерживающими. Однако даже приближенная оценка времени, при­ходящегося в школе на развитие каждой из базовых способностей, пока­зывает, что повсеместно имеет место устойчивый дисбаланс в пользу познавательной деятельности, что разрушает упоминавшийся миф о «гармоничном развитии личности» и приводит к дисгармонии базовых способностей учащегося. Например, способность к эмоционально-эстетическому переживанию тесно связана с воображением и образным мышлением, которое опережает логическое в профессиональном творчестве, так как благодаря воображению в мышлении формируется образ решения задачи.

Взаимосвязь феномена «образование» и феномена «обучение» на антропологических и социокультурных инвариантных основаниях по­казана на рис. 5. Она заключается в последовательном выполнении предметно-ознакомительной, аналитико-речевой и моделирующей деятельности с изучаемым объектом при отработке инвариантных этапов образовательного процесса: познавательного, эстетического переживательного и оценочного.



Рисунок 5 – Инвариантные структуры образовательного процесса и процесса обучения



Социокультурные основания, которые предопределяют три формы и, следовательно, три этапа образовательного процесса.

Познание, переживание, оценивание и работа с ООД – это наши учебные умения которые сформированы в процессе обучения, они делятся на учебно-мыслительные, учебно-инструментальные. Эти умения можно представить на рис. 6




Рисунок 6 – Матрица развития учебных умений

* - учебные умения повышенной трудности

На рисунке 3, где обозначена эволюция механизмов мышления, мы видели, что эволюция познавательной деятельности не останавливается на учебно-познавательном этапе, она перерастает в проектирование и поиск, то есть предопределяет способность к научному поиск, проектированию, эвристике. Как? Через совмещение свойств образа и модели как интегративного отображения действительности. То есть не только поддержать учебно-познавательную деятельность, но обеспечить творчески-поисковую деятельность. А каков механизм совмещения? Это комбинирование операций анализа и синтеза:

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница