Опыта: «Формирование логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников»



Скачать 399.19 Kb.
страница1/6
Дата04.06.2018
Размер399.19 Kb.
  1   2   3   4   5   6

Тема опыта: «Формирование логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников»

Автор опыта: Торопова Ольга Васильевна, учитель начальных классов ГБОУ «СШ № 5 г. Нарьян-Мара»

Раздел I. Информация об опыте.

Условия возникновения, становления опыта

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

Возникновение и становление опыта по теме «Формирование логического мышления в процессе игровой деятельности у младших школьников» проходило в МБОУ «СОШ № 5 города Нарьян-Мара».

Микрорайон, в котором расположена школа, удален от центра и не имеет разветвленной социокультурной сети. Более 60% детей посещают городские внешкольные учреждения дополнительного образования. Ближайшим территориальным учреждением к нашей школе является спортивно-культурный центр «Норд». На базе школы работают 11кружков, 4 спортивные секции, вокальная и хоровая студии.

Педагогический коллектив нашей школы постоянно находится в поиске инновационных технологий, нестандартных методов и приёмов учебно-воспитательного процесса. Более десятка лет МБОУ СОШ №5 работает, используя в учебно-воспитательном процессе национальный региональный компонент.

Учащиеся 4 «б» класса ГБОУ СШ №5 проживают в городе и микрорайоне Качгорт в семьях с различным социальным статусом и материальным положением: многодетных семей – 43%, малообеспеченных семей – 52%, родители в основном имеют среднее специальное образование. В данном образовательном учреждении созданы благоприятные условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их самореализации в выбранном направлении деятельности. За время работы педагогическим коллективом накоплен богатый опыт работы, сложились традиции, которые ведут к поиску эффективных путей организации образовательного процесса.

Учебный кабинет, в котором преподает учитель, оснащен современным компьютерным оборудованием: имеются автоматизированное рабочее место учителя, ноутбук, мультимедийный проектор, принтер, сканер.

Наблюдая за детьми в ходе образовательного процесса, автор опыта отметила неустойчивый познавательный интерес, не все дети внимательны, активны на уроках.

Возможности формирования приемов мышления не реализуются сами собой: учитель должен активно и умело работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, всемерно формировал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников.

Поэтому началом работы по теме опыта стало проведение первоначальной диагностики по определению исходного уровня познавательной активности младших школьников в 2011 учебном году.

Диагностическая программа, целью которой было определение уровня развития логического мышления, включила в себя следующие методики.




Название методики

Цель методики

1

Методика «Исключение понятий» (автор С.Х. Сафонова)

Исследование способности к классификации и анализу

2

Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах

(автор В.М.Русалов)



Определить степень развитости у ребенка интеллектуальных процессов

3

«Последовательность событий»

( автор Е.Ю.Бруннер)



Определить способность к логическому мышлению, обобщению

4

«Сравнение понятий»

( автор А.В. Пилипенко)



Определить уровень сформированности операции сравнения у младших школьников

При выборе данных методик мы руководствовались замерами разных сторон мыслительной деятельности ученика. При проведении эксперимента учитывался возраст учащихся, психологическое состояние на данный момент, а также время. Это мог быть вторник или четверг, т.к. эти дни являются днями большей работоспособности для учеников. Выполнение заданий проходило во время урока. Необходимо также было использовать индивидуальный подход к каждому ребенку по длительности выполнения данных методик.

По результатам обследования выявлены следующие группы детей: с низким уровнем познавательной активности – 70%, со средним – 30%.

Так возникла идея формирования логического мышления в процессе игровой деятельности у младших школьников.
Актуальность опыта

Использование дидактических игр на уроках приучает детей самостоятельно мыслить, применять полученные данные в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Более того, игры – это всегда интересно и познавательно, и они способны пробудить стремление к знаниям и желание учиться.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и привить новые умения - универсальные учебные действия, составляющие основу обучения.

Если определить основной смысл образования как развитие практических способностей, умений, необходимых человеку для достижения успеха в личной, профессиональной и общественной жизни, то одной из ключевых является его коммуникативная компетентность. Ребенок приходит в школу, не умея общаться, даже если он посещал дошкольное учреждение.

Таким образом, были выявлено противоречие между необходимостью развития логического мышления у детей младшего школьного возраста и неготовностью детей способствовать этому процессу. Это противоречие обозначило проблему в исследовании: выявление эффективных средств развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.  Потребность в игре и желание играть необходимо, использовать и направлять в целях решения определенных развивающих задач.

Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, преподаватель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Исходя из этого, была определена тема опыта: «Формирование логического мышления в процессе игровой деятельности у младших школьников».

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с сентября 2011г. по декабрь 2014 г. и разделена на несколько этапов:

-начальный (констатирующий): сентябрь 2011 года - декабрь 2011 года, предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий;

-основной (формирующий): январь 2012 года - май 2014 года, предполагал решение проблемы, определение форм, приемов и методов реализации технологии опыта;

-заключительный (контрольный): сентябрь 2014 – декабрь 2014 год, предполагал диагностику степени сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, подтверждение успешности выбранной технологии опыта.

Таким образом, работа над педагогическим опытом велась с момента обнаружения противоречий до момента выявления результативности опыта.


Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта состоит в создании условий для формирования логического мышления в процессе игровой деятельности.



Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании системы работы с обучающимися по развитию логического мышления посредством использования подобранных логических игр.


Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен дидактической системой работы учителя по развитию у школьников мышления от наглядно-образного к логическому в образовательной деятельности как в школе, так и дома.


Теоретическая база опыта

Одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности является развитие логического мышления.

Логическое мышление – умение оперировать словами и понимать логику рассуждений[9].

Логическое мышление – мышление при помощи рассуждений[17].

Рассуждать – это значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос, решать мыслительную задачу. В процессе рассуждения мы используем понятия о предметах, явлениях, свойствах и отношениях. Понятия – это значения употребляемых нами слов. Понятие – средство логического мышления, а способами их использования при решении мыслительных задач служат рассуждения, выполняемые по определенным правилам. Эти правила изучает особая наука – логика. Поэтому виды рассуждений называются логическими процессами и логическими формами мышления, а само мышление логическим.

Так же логическое мышление – это такое мышление, пользуясь которым ребенок в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.

В структуре логического мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения может стать классификация. А более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.

Таким образом, логическое мышление – это умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Выполняет такие операции, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, и процессы: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция.

Логическое мышление человека является важнейшим моментом в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно применяются человеческим индивидом в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни, с самого раннего возраста Ф. Энгельс считал, что «по типу все эти методы - стало быть все, признаваемые обычной логикой средства научного исследования, совершенно одинаковы у человек и у высших животных. Только по степени, по развитию соответствующего метода они различны». Способность логически мыслить позволяет человеку понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом, всё то, что необходимо для жизни и успешной деятельности любого человека.

Умение логически мыслить, по мнению Н.А. Подгорецкой, включает в себя ряд компонентов: умение ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений, умение подчиняться законам логики, строить свои действия в соответствии с ними, умение производить логические операции, осознанно их аргументируя, умение строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок и т.д. Поэтому, для нее логическое мышление включает в себя ряд компонентов: умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений; умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени; умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок; умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.

При решении вопроса о соотношении обучения и развития мы разделяем точку зрения Л.С. Выготского: обучение ведёт за собой детское умственное развитие. Принятие этой точки зрения ставит проблему выявления условий, при которых обучение даёт наибольший эффект развития вообще и развития логического мышления в частности.

В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В.Н.Аванесова и др. В последнее время поиски ученых (3.М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Н.Е.Веракса, Е.О.Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно - дидактическими.

Дидактическая игра — это игра только для ребенка. Для взрослого она — способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения — облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. [18] Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр: [23]

- функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

- функция формирования психических новообразований;

- функция формирования собственно учебной деятельности;

- функции формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

- функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

- функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Немаловажную роль играют положительные эмоции, возникающие в игре и облегчающие процесс познания, усвоения знаний и навыков. Обыгрывание наиболее трудных элементов учебного процесса стимулирует познавательные силы маленьких школьников, сближает учебный процесс с жизнью, делает усваиваемые знания понятными.

Игровые ситуации и упражнения, органично включенные в учебно-познавательный процесс, стимулируют учащихся, и позволяет разнообразить формы применения знаний и навыков.

Ребёнка нельзя заставить, принудить быть внимательным, организованным. В то же время, играя, он охотно и добросовестно выполняет то, что его заинтересовало, стремится довести такое дело до конца, даже если для этого нужно приложить усилия. Поэтому на начальном этапе обучения игра выступает как главный стимул учения.

В основе любой игровой методики, используемой на занятиях, должны лежать следующие принципы:

• Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

• Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные.

• Соревновательность создает у ребенка или группы детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания, с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата - с другой. Классическим примером указанных выше принципов могут служить практически любые командные игры, например, “Что? Где? Когда?” (одна половина задает вопросы – другая отвечает на них).

Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо было бы избежать конфликта.

Игру можно считать выполняющей свои функции в том случае, если она обеспечивает [19]:

не только усвоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника желания учиться;

осознание школьником своих занятий не как простой игры в школу, а как учения.


Каталог: images -> doc -> aktualnyj-pedagogicheskij-opyt
doc -> Вопросы к экзамену по дисциплине «Философия»
doc -> Методические рекомендации мониторинг и оценка эффективности мероприятий по профилактике и лечению вич-инфекции
doc -> Научное обоснование основных направлений развития гражданской обороны
doc -> Программа дисциплины «философские проблемы науки и техники»
aktualnyj-pedagogicheskij-opyt -> Тема опыта
aktualnyj-pedagogicheskij-opyt -> Здоровьеформирующий подход как средство формирования культуры здорового образа жизни учащихся 5-9 классов в процессе обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница